Совершенствование организации межцехового и внутрицехового транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Транспортная промышленность, или транспорт, имеет ряд особен­ностей, существенно отличающих ее от других отраслей материаль­ного производства. Производствен­ным процессом транспортной про­мышленности является процесс пере­мещения груза и пассажиров во вре­мени и пространстве. Особенностью транспортной промышленности, яв­ляется то, что она не перерабатывает сырье и не создает никаких новых продуктов. Материальные блага, со­зданные в виде определенной продук­ции в промышленности и сельском хозяйстве, транспорт перемещает от места производства к месту потреб­ления, не увеличивая количества и не изменяя качества этой продук­ции. Продукцией транспортной про­мышленности является также пере­мещение грузов и пассажиров во времени и пространстве. Таким образом, производственный процесс и продук­ция транспортной промышленности совпадают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ТРАНСПОРТНЫХ ЦЕХАХ 3
1.1. Организация транспортного хозяйства 3
1.2. Задачи и структура транспортных перевозок 5
1.3. Организация системы перевозок 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ХОЗЯЙСТВА 13
2.1. Анализ показателей работы грузового автотранспорта 13
2.2. Факторный анализ объема грузооборота 15
2.3. Резервы увеличения объема грузооборота 16
2.4. Анализ себестоимости услуг автотранспорта 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Организация и планирование транспорта в цехах.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

План

 

Введение

 
 

      Транспорту  принадлежит важная роль в процессе общественного производства, так  как обязательным элементом его  является перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.

      Транспортная  промышленность, или транспорт, имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других отраслей материального производства. Производственным процессом транспортной промышленности является процесс перемещения груза и пассажиров во времени и пространстве. Особенностью транспортной промышленности, является то, что она не перерабатывает сырье и не создает никаких новых продуктов. Материальные блага, созданные в виде определенной продукции в промышленности и сельском хозяйстве, транспорт перемещает от места производства к месту потребления, не увеличивая количества и не изменяя качества этой продукции. Продукцией транспортной промышленности является также перемещение грузов и пассажиров во времени и пространстве. Таким образом, производственный процесс и продукция транспортной промышленности совпадают.

      Стоимостное выражение затрат общественного  труда на создание продукции транспортной промышленности увеличивает стоимость конечного продукта. Затраты на перемещение называются транспортными издержками. В производстве транспортные издержки являются четвертой (после сырья, топлива и заработной платы) по величине составляющей стоимости продукции производствами превышают 55 млрд. руб.

      Важную  роль в перемещении грузов играет скорость их доставки от потребителя к получателю. Повышение скорости доставки, т. е. сокращение времени обращения грузов – важный фактор интенсификации использования производственных фондов.

 

ГЛАВА 1. Организация  и планирование в  транспортных цехах

1.1. Организация транспортного  хозяйства

 

      Транспортное  хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями, оговоренными в договорах, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного хозяйства являются качественное и своевременное выполнение услуги по минимально возможной цене.

      Рассмотрим  особенности транспортного и  складского хозяйства в отдельности, круг организационных вопросов по их функционированию, направления повышения качества и эффективности выполняемых услуг.

      Транспортное  хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).

      Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

      На  предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):

      •по сфере обслуживания — средства межцехового  и внутрицехового транспорта;

      • в зависимости от режима работы —  транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);

      •по направлениям движения — транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны и т.п.);

      •по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные;

      •по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

      • по территориальному признакутехнологические, городские, пригородные, внутрирайонные и межрайонные (внутриобластные и межобластные), междугородные, межреспубликанские,  международные перевозки.

      Технологические — перевозки внутри предприятий и по территории строительных площадок.

      Городские — перевозки на небольшие расстояния, в хороших дорожных условиях, с разнообразной структурой перевозок. Это же относится и к пригородным перевозкам, осуществляемым за пределы города на расстоянии до 50 км включительно.

      Внутрирайонные  и межрайонные — перевозки  по территории административных и экономических районов или между соседними районами. Они характеризуются более сложными дорожными условиями, большими, чем при городских и пригородных перевозках, расстояниями. Структура перевозок в этом случае менее разнообразна.

      Междугородные — перевозки, осуществляемые на расстояния свыше 50 км между отдельными республиками, областями, городами и экономическими районами на дорогах большой протяженности. Расстояния перевозок в этом случае могут достигать 1000 км и более.

      Международные — перевозки за пределы России и, из-за рубежа.

      Организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:

      1) стратегическое планирование  обновления транспортных  средств;

      2) анализ производственной  структуры предприятия,  разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

      3) анализ прогрессивности,  уровня загрузки  и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

      4) выбор и обоснование  транспортных средств;

      5) расчет норм и  нормативов расхода  (потребности) в  материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

      6) составление балансов  грузооборота (по  горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали — их получатели);

      7) проектирование схем  грузопотоков;

      8) оперативно-календарное  планирование транспортных  операций;

      9) диспетчирование  работы транспорта предприятия;

      10) учет, контроль и  мотивация высококачественной  и эффективной работы транспортного хозяйства.

      Основными направлениями повышения  качества и эффективности работы транспортного хозяйства, на наш взгляд, являются:

      1) углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;

      2) повышение уровня  автоматизации производства  и управления;

      3) сокращение среднего  возраста транспортных  средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

      4) совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

      5) анализ соблюдения  принципов прямоточности,  пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.

1.2. Задачи и структура  транспортных перевозок

 

      Производственно-хозяйственная  деятельность любого предприятия требует рациональной организации транспортировки и перемещения грузов.

      Под процессом перемещения понимается совокупность операций, связанных с перемещением грузов в пространстве без изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств груза; под транспортированием — операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.

      Транспортировка и перемещение грузов на предприятиях включает следующие процессы: перемещение материалов, сырья, топлива, комплектующих и полуфабрикатов на общезаводские склады от внешних организаций; транспортировка сырья, материалов, топлива, комплектующих и полуфабрикатов с общезаводских складов в цеховые или производственные участки цехов; перемещение материалов, деталей и узлов от одного рабочего места к другому, от одного рабочего места к складу полуфабрикатов, или между участками; перемещение полуфабрикатов и изделий между рабочими местами различных цехов; хранение полуфабрикатов и изделий в процессе выполнения операций загрузки, транспортирования и разгрузки; вывоз готовой продукции и отходов производства с территории предприятия.

      Кроме того, ряд предприятий осуществляют перевозки рабочих и служащих к месту работы и с работы.

      Все перечисленные процессы выполняет  заводской транспорт или так  называемый промышленный транспорт. По характеру и месту перевозок заводской транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской. Внутризаводской, в свою очередь, состоит из межоперационного, внутрицехового и межцехового.

      Внешний транспорт предприятия дважды связывает его с другими предприятиями страны. Во-первых, посредством внешнего транспорта завод получает предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса: сырье и материалы, топливо и покупные изделия по кооперированным поставкам. Во-вторых, после изготовления продукции завод организует транспортировку ее к месту потребления. Функции внешнего заводского транспорта аналогичны функциям транспорта общего пользования.

      Внутризаводской транспорт непосредственно связан с технологическим процессом изготовления продукции. Межоперационный транспорт перемещает заготовки, детали и сборочные единицы между рабочими местами в последовательности и ритме технологического процесса производства, а внутрицеховой — между производственными участками цеха. Межцеховой транспорт осуществляет перемещения грузов между цехами, а также между общезаводскими складами и цехами.

      Организацией  и управлением транспортировкой и перемещением на предприятии занимаются специализированные транспортные службы. Их организационная и производственная структура определяется в первую очередь типом производства и размерами предприятия.

      В составе небольших и средних  машиностроительных предприятий имеется средний транспортный цех, состоящий из нескольких участков, специализированных, как правило, по видам транспорта: железнодорожный, автомобильный, электрокарный и др. Часто транспортный цех находится в подчинении заместителя директора по коммерческим вопросам.  

 

Структура транспортного цеха среднего машиностроительного завода

1.3. Организация системы  перевозок

 

      С целью совершенствования организации производства и снижения затрат на перемещение грузов целесообразно на предприятиях создание специализированного отдела, в состав которого включаются транспортные цехи и складское хозяйство. Это позволяет централизованно управлять всеми материальными потоками предприятия: внешними, межцеховыми, цеховыми, а также транспортно-складскими. Типовая организационная структура отдела централизованного материального обеспечения производства (ЦМОП}, разработанного одним из отраслевых НИИ, представлена ниже. 
 

Типовая схема структурного отдела ЦМОП
 

      Рациональное  использование подъемно-транспортных средств цеха существенно влияет на конечные экономические результаты работы предприятия, так как транспортные издержки в себестоимости выпускаемой продукции достигают 15—23%.

      Отсюда  основной задачей транспортного  цеха является наиболее полное обеспечение предприятия транспортными услугами при минимальных затратах в расчете на единицу конечного результата

      Межцеховые  перевозки. Различают две системы организации межцеховых перевозок: децентрализованную и централизованную. Первая предусматривает выделение в распоряжение производственных цехов транспортных средств и обслуживание ими только тех цехов, в ведении которых они находятся. Эта система не позволяет эффективно использовать транспортные средства и добиваться высоких  технико-экономических показателей. Вторая система основана на централизованном обслуживании и управлении транспортным цехом перемещением грузов между цехами и складами предприятия.

Информация о работе Совершенствование организации межцехового и внутрицехового транспорта