Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике. Основными задачами являются:
1) изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2) проведение анализа организационной структуры предприятия;
3) разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия. 5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. 9
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим». 14
2.1 Краткая характеристика предприятия. 14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. 18
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим». 35
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия. 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия. 5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. 9
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим». 14
2.1 Краткая характеристика предприятия. 14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. 18
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим». 35
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия. 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Введение
Концепция долгосрочного
комплексного развития должна предусматривать
и развитие системы управления как
направляемого процесса ее совершенствования,
т.е. приведение организационной структуры
и организационного механизма в
соответствие с целями управления.
Направленность этого процесса обеспечивается
разработкой и поэтапной
Разработка стратегически
эффективной организационной
Цель данной курсовой работы
– изложение теоретических
Основными задачами являются:
1) изложение теоретических
основ изучения
2) проведение анализа
3) разработка проектных
мероприятий по
Объектом исследований выступает действующее предприятие ООО «Экстрим». Предмет изучения – организационная структура предприятия.
Для анализа экономической эффективности ООО «Экстрим» применялся экономико-статистический метод. Сущность метода состоит в том, что на основе данных производится анализ основных средств по следующим основным направлениям:
- анализ наличия, структуры и движения основных средств на предприятии;
- анализ основных показателей использования основных средств;
- анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия;
- анализ обеспеченности предприятия основными средствами;
- анализ использования производственных площадей;
Для того чтобы проанализировать деятельность предприятия за какой-то период работы производят вышеперечисленный анализ за несколько лет деятельности предприятия. За отчетный год принимают один из годов (базовый) работы предприятия, а остальные годы его деятельности называют анализируемыми. Производимый при этом анализ позволяет четко определить те факторы, которые повлияли на результаты работы и выявить резервы повышения основных производительных показателей.
В процессе исследования использовались
методы: монографический – для
изучения внутренней документации предприятия,
а также литературы по изучаемой
проблеме; расчетно-конструктивный –
для анализа движения денежных потоков;
абстрактно-логический – для принятия
финансового решения, системный
анализ, метод расчленения (для изучения
работы отдельных структурных
Глава 1. Теоретические основы изучения
организационной структуры
1.1 Понятие, сущность и значение
организационной структуры
Предприятия для обеспечения
выживаемости вынуждены постоянно
адаптироваться к изменяющимся внешним
условиям, что порождает массу
управленческих проблем. Неопределенность
функционирования ставит их перед необходимостью
проводить работу по совершенствованию
организационной структуры
Вопросы организационной
перестройки, имеющие особе значение
для отечественных предприятий,
актуальны и для зарубежных фирм.
Так, для компаний США среди основных
причин неудач наряду с недальновидностью
руководства компаний, ориентацией
на привычные целевые установки
и схемы деятельности, потерей
контактов с потребителями
До настоящего времени целостная теория структурного развития систем управления отсутствует. Зарубежные исследования в этой области чаще всего отражают опыт работы эффективно действующих промышленных предприятий в условиях рыночной экономики и могут рассматриваться только как некоторые ориентиры для организации управленческих работ в условиях переходной экономики.
Понятие «структура» связано с такими понятиями, как «система» и «организация». Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура – одно из этих сечений.
В научной литературе понятие
«структура» имеет определенное
концептуальное значение. «Структура
есть множество элементов, которые
находятся во взаимодействии в специфическом
порядке для осуществления
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии предприятия, далее к изменению его организационных характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной структуры (рисунок 1.1).
Среди основных можно выделить технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.
Технологическая структура определяется характером материально-энергетических процессов, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.
Производственная структура
– упорядоченная совокупность производственных
подразделений, элементов производственно-
Финансовая структура
– упорядоченная совокупность финансовых
отношений в процессе хозяйственной
деятельности предприятия, обеспечивающая
его эффективное
Социальная структура
характеризуется распределением работников
по предприятиям по профессионально-
Информационная структура – совокупность правил, технических средств и коммуникационных сетей, определяющих целенаправленное использование информации как ресурса. Эффективная информационная структура должна обеспечить планирование, организацию, координацию и контроль информационных процессов по всем трем фазам (поиск, обработка и распределение информации) как на стратегическом, так и на тактическом и оперативном уровнях.
Разнообразие структурных срезов одной и той же системы требует установления отношений между ними. Среди этих взаимосвязанных структур организационная структура занимает особое место: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.
С понятием «организационная
структура управления» тесно
связано более емкое и
Оргструктура как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому [15, с. 302].
Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды предполагает стратегическое управление, под которым понимается «деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды».
Функция организации –
то, что она делает, - диктуется
ее стратегией. Ее форма, структура
должны быть такими, чтобы обеспечивать
и облегчать осуществление
- издержки производства.
Если производство товара или
услуги требует множества
- скорость выполнения работ. Чем сложнее структура, тем, как правило, медленнее темпы работ, и тем медленнее продвигается продукт внутри компании;
- способ удовлетворения
потребностей покупателей. Для
того чтобы надежно защитить
покупателей, иногда
- характер поведения людей.
Все структуры, как правило,
стимулируют элемент
Таким образом, организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
В динамично изменяющихся условиях функционирования оргструктуры не могут пассивно эволюционировать, они должны стать объектом сознательного видоизменения, поэтому так необходима их полная и четкая типология.
Специалисты по управлению к внутренним компонентам организационной структуры, определяющим ее типологию, относят:
а) степень централизации – децентрализации механизма управления;
б) степень сложности, характеризующуюся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности (в том числе функций);
в) степень формализации механизма управления [20, с. 198].
Степень выраженности этих компонентов
в их сочетании определяет степень
адаптивности конкретной структуры
к внешним условиям функционирования
предприятия, что позволяет, с известной
степенью условности, отнести ее к
механическому или
Механический тип