Совершенствование организации упраления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике. Основными задачами являются:
1) изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2) проведение анализа организационной структуры предприятия;
3) разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия. 5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. 9
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим». 14
2.1 Краткая характеристика предприятия. 14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. 18
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим». 35
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия. 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40

Файлы: 1 файл

primer_2.docx

— 61.01 Кб (Скачать файл)

Тип организационной структуры  определяется типом управления организацией. Выделяют два предельно различных  идеальных типа управления: механический и организмический. Между ними расположены реальные типы управления, которые меняются в зависимости от условий функционирования организации. Чем больше диапазон необходимых изменений, тем они болезненнее для организации. Организационная структура закрепляет свершившиеся изменения, благодаря чему они становятся устойчивыми, а власть легитимной.

Для решения проблемы выбора, совершенствования и развития организационных  структур необходимо понимание их сущности, преимуществ и недостатков и, что особенно важно, условий трансформации  одних в другие в процессе организационного развития.

Данная классификация  представляет собой альтернативные варианты организационных структур, успешно зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый из них  годится только для определенных ситуаций и достижения соответствующих  целей [12, с. 332].

Как известно, к механическому  типу относятся линейная, линейно-штабная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры управления. Несколько особняком стоят дивизиональные структуры.

К органическому типу относятся  проблемно-целевые, программно-целевые, проектные, матричные структуры  и их разновидности.

Линейная структура в  настоящее время встречается  только на небольших предприятиях, выпускающих однородную продукцию  с использованием несложной технологии при отсутствии широких кооперативных  связей, однако как элемент сложных  структур на уровне линейных подразделений  она используется повсеместно [1, с. 248]. Наличие четких линий подчинения и сравнительно короткие каналы коммуникаций обеспечивают эффективность функционирования линейной структуры, но неизбежная перегрузка информацией при расширении масштабов  деятельности ограничивает сферу ее применения.

Разделение управленческих работ не только по линейному, но и  по функциональному признаку находит  воплощение в самой распространенной и до сих пор широко используемой во всем мире линейно-функциональной структуре  управления.

Самым большим недостатком  линейно-функциональной структуры  является слабая инновационная и  предпринимательская активность. Для  эффективного функционирования линейно-функциональных структур управления необходима четкая регламентация ответственности  и полномочий руководителей разных уровней и подразделений; соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей.

Линейно-штабная организационная  структура является развитием линейной и призвана ликвидировать ее важнейший  недостаток, связанный с отсутствием  звеньев стратегического планирования. Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами  принятия решений и руководства  какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического  планирования и анализа. В остальном  эта структура соответствует  линейной.

Достоинства линейно-штабной  структуры:

- более глубокая, чем в  линейной, проработка стратегических вопросов;

- некоторая разгрузка  высших руководителей;

- возможность привлечения  внешних консультантов и экспертов;

- при наделении штабных  подразделений правами функционального  руководства такая структура  - хороший первый шаг к более  эффективным органическим структурам  управления. [9, с. 307]

Недостатки линейно-штабной  структуры:

- недостаточно четкое  распределение ответственности,  т. к. лица, готовящие решение,  не участвуют в его выполнении;

- тенденции к чрезмерной  централизации управления.

Появление дивизиональных структур связано с наметившейся в 1950-е гг. тенденции к диверсификации производства. Отход от использования линейно-функциональной структуры управления в пользу дивизионально организованной по отделениям прослеживается по мере увеличения размеров предприятий, усложнения технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды.

В нашей стране, как отмечает Большаков А.С. в работе [6, с. 345], аналогичные  структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме  создания производственных объединений.

Преимущества дивизионной  структуры:

- обеспечивает управление  многопрофильными предприятиями  с общей численностью сотрудников  порядка сотен тысяч и территориально  удаленными подразделениями;

- обеспечивает большую  гибкость и более быструю реакцию  на изменения в окружении предприятия  по сравнению с линейной и линейно-штабной;

- при расширении границ  самостоятельности отделений они  становятся «центрами получения  прибыли», активно работая по  повышению эффективности и качества  производства;

- более тесная связь  производства с потребителями.

Недостатки дивизионной  структуры:

- большое количество «этажей»  управленческой вертикали; между  рабочими и управляющим производством  подразделения - 3 и более уровня  управления, между рабочими и  руководством компании - 5 и более;

- разобщенность штабных  структур отделений от штабов  компании;

- основные связи – вертикальные, поэтому остаются общие для  иерархических структур недостатки  – волокита, перегруженность управленцев,  плохое взаимодействие при решении  вопросов, смежных для подразделений;

- дублирование функций  на разных «этажах» и как  следствие – очень высокие  затраты на содержание управленческой  структуры;

- в отделениях, как правило,  сохраняется линейная или линейно-штабная  структура со всеми их недостатками.

В литературе встречается  еще одно название проблемно-целевых, программно-целевых и проектных  структур – адхократические организационные структуры (от лат. выражения ad hoc – по случаю). Они не имеют строгой иерархии подчиненности, почти не формализованы, отличаются хорошей адаптивностью к изменениям во внешней среде.[10, с. 405]

глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим»

2.1 Краткая  характеристика предприятия

ООО «Экстрим» представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность на рынке полиграфических и рекламных услуг. Также данное предприятие является разработчиком и владельцем Интернет-магазина деловых сувениров.

Рекламно-полиграфическое  агентство «Экстрим» с 1999 года успешно  работает в рекламном бизнесе  по следующим приоритетным направлениям: фирменный стиль и имидж-реклама, полиграфический дизайн и представительские  материалы.

Как агентство полного  цикла, ООО «Экстрим» предоставляет  своим клиентам весь спектр рекламных  и полиграфических услуг, включающих:

- разработку и проведение  комплексных рекламных кампаний, PR-мероприятий;

- дизайн, разработку фирменного  стиля;

- размещение рекламы в  центральной и региональной прессе, на радио и телевидении;

- прямую почтовую рассылку;

- наружную рекламу, в  т.ч. на транспорте;

- сувенирную продукцию;

- полиграфию, в т.ч. допечатные процессы;

- организацию и проведение  рекламных кампаний во всемирной  компьютерной сети Internet.

Агентство продолжает в России традиции западногерманской школы  Formgestaltungschule и проводит ряд исследовательских программ, направленных на изучение форм, цветов, стилей; занимается концептуальным проектированием рекламы.

ООО «Экстрим» на протяжении пяти лет – постоянный участник издательских и рекламных выставок: «Пресса», «Фестиваль рекламы», «Реклама», «Дизайн и реклама».

Высокопрофессиональный  штат креаторов, дизайнеров, художников, фотографов, конструкторов, технологов, тесные отношения с ведущими типографиями Алтайского края, а также опыт работы в этой сфере позволили предприятию выполнить с европейским качеством более тридцати различных проектов общим тиражом около двухсот тысяч экземпляров.

Агентство «Экстрим» известно не только кругу рекламистов, но и  в деловых кругах города Барнаула. Предприятие способно обобщить, систематизировать  и свести в единый фирменный стиль  рекламные элементы, которыми уже  располагает клиент. При необходимости  агентство может их доработать или  дополнить, чтобы фирменный стиль  компании-клиента стал элегантнее и  изысканнее. 

Выполнение работ агентство  старается осуществить в максимально  короткие сроки. Так на изготовление буклета требуется 30 рабочих дней, из них: фотосъемка и изготовление слайдов  – 7 дней, изготовление оригинал-макета – 10 дней, цветоделение, вывод пленок и цветопроба – 3 дня, полиграфический тираж – 10 дней. На изготовление представительских материалов уходит до 65 дней, из них: разработка графического товарного знака и логотипа, вариантов фирменного стиля – 15-20 дней, дизайн и макетирование представительских материалов – 10 дней; полиграфический тираж – 15-20 дней, патентование графического знака и логотипа – до 15 дней.

Руководителями ООО «Экстрим» постоянно изучаются проблемы совершенствования корпоративных систем управления процессами издания и распространения печатной продукции, рекламных услуг, ведется поиск и обобщение моделей управления.

В таблице 2.1 приведен анализ финансовых результатов ООО «Экстрим».

Таблица 2.1 – Анализ финансовых результатов ООО «Экстрим» в 2004 -2006 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2004 г.

2006 г.

Отклонение

тыс. руб.

%

   

1

2

3

4

5

Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг

53801

71405

17604

132,7

Себестоимость реализации продукции, работ  и услуг

30404

45675

15271

150,2

Валовая прибыль

23397

25730

2333

110,0

Коммерческие расходы

20402

22667

2265

111,1

Прибыль от продаж

2995

3063

68

102,3

Операционные доходы

324,5

215,6

-108,9

66,4

Операционные расходы

118,9

322,4

203,5

271,2

Внереализационные доходы

18,4

54,3

35,9

295,1

Внереализационные расходы

256,7

368,9

112,2

143,7

Прибыль до налогообложения

2962,3

2641,6

-320,7

89,2

Текущий налог на прибыль

533,2

475,5

-57,7

89,2

Чистая прибыль

2429,1

2166,1

-263,0

89,2

Рентабельность от основной деятельности, %

8,0

4,7

-3,2

59,4


 

 

Несмотря на рост оборота ООО «Экстрим», ее чистая прибыль и рентабельность от основной деятельности снизились. Чистая прибыль в 2006 году снизилась на 263 тыс. рублей и составила 89,2% уровня 2004 года. Рентабельность от основной деятельности снизилась с 8 до 4,7%. Снижение произошло за счет роста себестоимости и издержек обращения. В 2006 году по сравнению с 2004 годом себестоимость возросла на 50,2%, а издержки обращения увеличились на 11,1%. Это говорит о снижении эффективности деятельности компании.

В таблице 2.2 приведены показатели платежеспособности организации.

Таблица 2.2 – Показатели платежеспособности ООО «Экстрим»

Наименование показателя

2004 г.

2006 г.

Темп роста, %

Общая

12754

13782

108,1

Уточненная

10432

11234

107,7

Чистый оборотный капитал

12754

13782

108,1

Коэффициент покрытия

2,09

1,8

86,1


 

 

Минимальное значение общей  и уточненной платежеспособности должно составлять на уровне рекомендаций Минфина  РФ - 10 процентов от величины текущих  активов. В нашем случае величина общей и уточненной платежеспособности удовлетворяет этому условию. Рост показателя чистого оборотного капитала на 8,1 процентов показывает то, что  организация устойчива в финансовом плане и расширяется. А превышение единицы показателя коэффициента покрытия привлеченных источников говорит о том, что организация может рассчитаться со своими кредиторами. Однако значение этого показателя снижается.

В таблице 2.3 представлены показатели финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия.

Таким образом, ООО «Экстрим»  в Барнауле является автономным в  финансовом отношении, хотя на конец  рассматриваемого периода увеличилась  задолженность предприятия перед  кредиторами. В связи с этим снизилась  маневренность предприятия, его  финансовая независимость.

Таблица 2.3 – Показатели финансовой устойчивости филиала ООО «Экстрим»

Наименование и условное обозначение  показателя

2004 г.

2006 г.

Отклонение, %

Рекомендуемое

значение

1. Автономии (финансовой независимости) - Ка

0,66

0,61

92,42

Ка>0,5

2. Соотношения собственных и заемных  средств - Кз/с

0,51

0,62

121,57

 

Кз/с<=0,7

3. Маневренности - Км

0,56

0,49

87,50

Км=0,5


 

 

Таким образом, ООО «Экстрим» – динамично развивающаяся коммерческая организация. Объемы его деятельности непрерывно увеличиваются. Однако в рассматриваемой организации наблюдается рост себестоимости производства и уровня издержек обращения, а также снижение рентабельности от основного вида деятельности.[17, c. 213] Анализ показателей платежеспособности организации показал, что она может рассчитаться со своими кредиторами, т.е. платежеспособна. Однако ее платежеспособность на протяжении 2003-2006 годов снижалась. Предприятие автономно в финансовом отношении, хотя на конец рассматриваемого периода увеличилась его задолженность перед кредиторами. В связи с этим снизилась маневренность предприятия, его финансовая независимость.

2.2 Анализ соответствия организационной  структуры предприятия целям  и задачам его деятельности

Организационная структура  компании по виду относится к линейно-функциональным структурам. Линейно-функциональная структура  – структура, при которой специалисты  одного профиля объединяются в структурные  подразделения и принимают решения, обязательные для производственных подразделений.

Информация о работе Совершенствование организации упраления