Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике. Основными задачами являются:
1) изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
2) проведение анализа организационной структуры предприятия;
3) разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия. 5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. 9
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим». 14
2.1 Краткая характеристика предприятия. 14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. 18
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим». 35
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия. 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Прежде всего, необходимо
отметить, что практика построения
дерева целей с адекватной системой
показателей в ООО «Экстрим»
отсутствует. Определена только главная
цель предприятия как системы (в
долгосрочном плане – лидерство
на рынке полиграфических и
Системно не упорядоченные
плановые показатели не согласуются
со структурой организации, не соответствуют
направлениям использования ресурсов
и получению результатов, поэтому
оценить вклад каждого блока
в целевую эффективность
Так как в краткосрочном
плане целью предприятия
В соответствии с планом организации
на 2006 год величина чистой прибыли
предприятия составляла 2500 тыс. руб.
Фактическая величина чистой прибыли
в 2006 году составила 2166,1 тыс. руб. Соответственно,
целевая эффективность ООО «
Данный показатель необходимо
скорректировать на сумму вклада
подсистем в достижение цели организации.
Для этого необходимо провести оценку
показателей эффективности
Таблица 2.7 – Оценка эффективности
целеполагания структурных
Структурное подразделение |
Показатель эффективности |
Результативный показатель (результат – Рi) |
Целевой показатель (цель – Цi) |
Аi = Рi / Цi |
Коэффи-циент весомости (qi) |
Ai* qi |
Отдел полиграфии |
Общий тираж (тыс. экз.) на одного работника отдела |
1,84 |
1,6 |
1,15 |
0,1 |
0,115 |
Дизайн-бюро |
Количество внедренных проектов на одного работника |
7 |
8 |
0,88 |
0,2 |
0,175 |
Отдел сувениров |
58 |
50 |
1,16 |
0,1 |
0,116 |
|
Отдел размещения |
35 |
40 |
0,88 |
0,1 |
0,0875 |
|
Отдел по рекламной деятельности |
Количество внедренных рекламных предложений на одного работника |
34 |
40 |
0,85 |
0,2 |
0,17 |
Отдел по работе с клиентами |
Рентабельность продаж |
4,5 |
6 |
0,75 |
0,1 |
0,075 |
Бухгалтерия |
Эффективность учетной политики (экспертная оценка от 1 до 10 баллов) |
9 |
10 |
0,90 |
0,1 |
0,09 |
Отдел по управлению персоналом |
Уровень текучести кадров, % |
8 |
8 |
1,00 |
0,1 |
0,1 |
0,929 |
Производим окончательный расчет коэффициента механизма целеполагания: .
Таким образом, отклонение коэффициента от единицы свидетельствует о сбоях в системе целеполагания ООО «Экстрим», а также об экономических проблемах предприятия. Как видим, проблемы возникли в дизайн-бюро (выполнение плана по выпуску дизайн-проектов в данном отделе составляет 88%), отделе размещения (соответственно, 88%), отделе по рекламной деятельности (85%), отделе по работе с клиентами (план по рентабельности продаж выполнен на 75%), бухгалтерии (по оценке руководителей, оперативность, точность и своевременность бухучета на предприятии составляет 90%). При этом в других подразделениях (например, в отделе полиграфии, отделе сувениров) наблюдается перевыполнение плана. Следовательно, работа структурных подразделений организации недостаточно эффективно скоординирована. Для повышения эффективности системы целеполагания в ООО «Экстрим» необходимо разработать дерево целей решения возникших экономических проблем в структурных подразделения организации. Решение проблем возможно при совершенствовании оргструктуры компании.
Этап 4. Анализ внешней эффективности организации (анализ степени использования организацией внешних возможностей).
Целью анализа является оценка степени использования системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, выявление причин рассогласования результата и цели в обнаруженных на предыдущих этапах проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления всей совокупности условий ее функционирования во внешней среде.
В таблице 2.8 приведен перечень возможностей и угроз деятельности ООО «Экстрим» на рекламно-полиграфическом рынке города Барнаула.
Таблиц 2.8 – Возможности и угрозы внешней среды ООО «Экстрим»
Возможности |
Угрозы |
Возрождение традиций создания торговых марок, возрастание значения фирменного стиля компании |
Отсутствие полноценной |
Возрастание спроса на рекламную и полиграфическую продукцию |
Несовершенство системы |
Открытие новых сегментов рынка |
Недостаточное количество хороших специалистов в сфере дизайна и рекламы |
Разработка новых видов |
Нестабильность структуры и |
Появление новейших технологий рекламной деятельности |
Значительное усиление конкурентной борьбы |
Ограничения деятельности рекламных агентств со стороны государства |
|
Низкая норма рекламных |
Возрождение традиций создания
торговых марок, собственного фирменного
стиля у российских предпринимателей
открывает возможности для
Недостаточное количество хороших специалистов, профессионалов в сфере рекламы и дизайна тормозит развитие организации. Это сказывается на отсутствии или даже снижении спроса на продукцию компании, отсутствии нововведений в области маркетинга, разработок новых видов продукции.
Кроме того, существуют общие факторы, ограничивающие возможности как ООО «Экстрим», так и других рекламных и издательских организаций. Так, например, в России существует достаточно низкая норма рекламных расходов, относящихся на себестоимость, т.е. рекламных расходов, освобождаемых от налогов. С 1 апреля 2001 г. норма рекламных расходов была увеличена с 5 до 7,5%. В европейских странах на рекламные расходы квот вообще не существует. Западные компании в среднем тратят на продвижение товара до 10-15% от выручки. При этом доля рекламы в этом процессе может быть любой в соответствии со строго выверенной стратегией маркетинга. Существование данных нормативов в России ограничивает рекламные бюджеты компаний, соответственно, ограничивает спрос на услуги рекламных и полиграфических организаций.
Этап 5. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации).
Целью анализа является оценка
способности организационной
[0-3]– организационная
структура не отвечает целям
и задачам деятельности
Для характеристики эффективности механизма управления в ООО «Экстрим» используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.
Таблица 2.9 – Экспертная оценка
показателей организации
Показатель |
Оценка в баллах (от 1 до 10) | ||||
Выпускающий дизайнер |
Директор рекламного отдела |
Коммерческий директор |
Начальник отдела полиграфии |
Средняя оценка | |
Длительность управленческого |
7 |
7 |
8 |
8 |
7,5 |
Непрерывность управленческого цикла |
8 |
7 |
9 |
8 |
8,0 |
Ритмичность управления |
7 |
6 |
7 |
8 |
7,0 |
Оперативность принимаемых решений |
5 |
6 |
7 |
7 |
6,3 |
Экономичность системы управления |
8 |
7 |
8 |
7 |
7,5 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
8 |
7 |
7 |
9 |
7,8 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
8 |
8 |
8 |
9 |
8,3 |
Уровень использования рабочего времени |
9 |
9 |
9 |
10 |
9,3 |
На основе полученных средних
оценок показателей организации
управленческих процессов в ООО
«Экстрим» рассчитаем коэффициент
эффективности механизма
Таблица 2.10 – Расчет коэффициента
эффективности механизма
Показатель |
Коэффициент весомости (qi) |
Оценка в баллах (Аi) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Длительность управленческого |
0,1 |
7,5 |
0,75 |
Непрерывность управленческого цикла |
0,1 |
8,0 |
0,80 |
Ритмичность управления |
0,13 |
7,0 |
0,91 |
Оперативность принимаемых решений |
0,21 |
6,3 |
1,32 |
Экономичность системы управления |
0,13 |
7,5 |
0,98 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
0,07 |
7,8 |
0,55 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
0,16 |
8,3 |
1,33 |
Уровень использования рабочего времени |
0,1 |
9,3 |
0,93 |
Итого |
1 |
- |
7,56 |
Таким образом, коэффициент
эффективности механизма
Этап 6. Анализ качества реализации функций и затрат на их исполнение.
Целью анализа является формирование информации о расходах на управление для оптимизации затрат на исполнение функций.
Для этого проанализируем
динамику в 2004-2006 годах показателей
использования трудового
Таблица 2.11 – Анализ показателей эффективности использования трудового потенциала аппарата управления
Показатель |
Способ расчета |
2004 г. |
2006 г. |
Отклонение | |
абсол. |
% |
||||
Прибыльность персонала |
Чистая прибыль / численность работников аппарата управления |
2429/ 8 = 303,6 |
2166/ 8 = 270,8 |
-32,8 |
89,2 |
Затраты на содержание одного работника управления, тыс. руб. |
Затраты на управление / численность работников аппарата управления |
2458 /8 = 307,3 |
3438 /8 = 429,8 |
+122,5 |
139,9 |
Удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре себестоимости, % |
Затраты на управление *100/ себестоимость производства |
2458*100 /30404 = 8,1 |
3438*100 /46675 = 7,4 |
-0,7 |
91,3 |
Прибыльность персонала управленческой деятельности снизилась на 32,8 тыс. руб. и составила в 2006 году 89,2% от уровня 2003 года. Это означает, что каждый работник аппарата управления в 2006 году принес 270,8 тыс. руб. чистой прибыли, тогда как в 2004 году – 303,6 тыс. руб.
Затраты на содержание одного
работника управления увеличились
с 307, до 429,8 тыс. руб., т.е. на 122,5 тыс. руб.
(или на 39,9%). При этом удельный вес
затрат на содержание аппарата управления
в общей структуре