Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и ее влияние на эффективность деятельности организации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
• осветить теоретические аспекты анализа организационной культуры организации – получить представление о понятии организационной культуры, рассмотреть её структуру, уровни и существующие типы, а также диагностику, развитие и изменение;
• дать краткую характеристику рассматриваемой организации;
• провести анализ системы управления персоналом исследуемой компании;
• провести анализ состояния организационной культуры ОАО «Рус-нефть»;
• дать оценку результатам, полученным в ходе проведённого анализа;
• разработать проект совершенствования организационной культуры компании в целях повышения эффективности менеджмента.

Файлы: 1 файл

Upravlenie_personalom.docx

— 82.37 Кб (Скачать файл)

Введение

Сильная организационная культура, позволяет работникам идентифицировать себя с организацией, мотивирует их на достижение организационных целей, через осознание определенных (иногда негласных) норм и правил, упрощает процессы принятия решений, адаптацию в коллективе новых сотрудников, обеспечивает преемственность поколений.

Культура организации может быть ключевым фактором ее успеха или, наоборот, стать тормозом в ее развитии.

Актуальность данной темы состоит в том, что у менеджеров есть достаточно ресурсов и средств, для того, чтобы оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры, однако им не всегда хватает знания, как ее анализировать и изменять в желательном направлении. Организация функционирует и развивается, как сложный организм.

Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.

Этот "жизненный" потенциал деятельности организации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации.

Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе.

В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.

Цель работы - рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и ее влияние на эффективность деятельности организации.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • осветить теоретические аспекты анализа организационной культуры организации – получить представление о понятии организационной культуры, рассмотреть её структуру, уровни и существующие типы, а также диагностику, развитие и изменение;
  • дать краткую характеристику рассматриваемой организации;
  • провести анализ системы управления персоналом исследуемой компании;
  • провести анализ состояния организационной культуры ОАО «Руснефть»;
  • дать оценку результатам, полученным в ходе проведённого анализа;
  • разработать проект совершенствования организационной культуры компании в целях повышения эффективности менеджмента.

Объект исследования в  курсовой работе - является организационная культура  ОАО «Руснефть».

Предмет - организационная культура рассматриваемой компании и ее совершенствование.

Теоретико-методологическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области организационной культуры предприятий.

Поведенные исследования базируются на абстрактно-логическом методе, системном подходе, системном анализе как общенаучных методов познания, методах финансово-экономического анализа.

Информационную базу исследования составили материалы специализированных печатных изданий, данные управленческой отчетности и иных документов предприятия ОАО «Руснефть».

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность организационной культуры

    1. Понятие организационной культуры

Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации [15].

Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие[12]. Другими словами, об организационной культуре можно говорить только тогда, когда высшее руководство утверждает систему норм, взглядов и ценностей, которые способствуют выполнению стратегических задач организации. Зачастую в культуре организации воплощается стиль поведения их лидеров. В таком случае организационная культура может быть обозначена как совокупность правил, норм, традиций и обычаев, которые поддерживаются властью и создают общие рамки поведения сотрудников, перекликающиеся со стратегией организации.

Организационная культура подразумевает не только глобальные правила и нормы, но и регламент деятельности. В зависимости от формы собственности, рода деятельности, занимаемого положения на рынке, а так же в обществе она может иметь свои особенности. Здесь можно говорить о существовании органической, предпринимательской, других различных организационных культур, в том числе об организационной культуре в разных сферах деятельности, например, при работе с персоналом, клиентами и т.д.[12].

 

Характеристика организационной культуры охватывает:

  • направление (перспективы деятельности организации и степень формирования целей);

  • управленческое обеспечение (обеспечение четких коммуникационных связей менеджерам, поддержки и помощи своим подчиненным);

  • индивидуальную автономность (степень независимости, ответственности, возможностей выражения инициативы в организации);

  • структуру (взаимодействие лиц и органов, действующих правил, контроля и прямого руководства);

  • управление конфликтами (степень разрешaемости конфликтов);

  • стимулирование (степень зависимости вознаграждения от результатов труда);

  • идентифицированность (степень oтождествления работников с oрганизацией в целом);

  • интеграцию (степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности);

  • поддержку (уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным);

  • управление рисками (степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска) [12].

Данные характеристики включают структурные и поведенческие измерения. Организации могут быть подвергнуты анализу и подробно описаны на основе параметров и свойств, перечисленных выше.

Обобщая сказанное, дадим более обобщенное определение организационной культуре. Это сложная система, которая включает в себе совокупность норм, правил, устоев и обычаев в организации, так же подразумевает индивидуальные и групповые интересы своих сотрудников, совместимость работников внутри коллектива и т.д.

1.2. Уровни организационной культуры

Проводя анализ структуры организационной культуры, Е. Шейн выделяет три уровня: поверхностный, глубинный и внутренний. Поверхностный уровень включает такие организационные характеристики, как услуги или продукция, которые оказывает или создает компания, формальное или неформальное языковое общение, лозунги, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников и т.п. На данном этапе явления и вещи легко обнаружить, однако не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в понятиях организационной культуры.

Второй уровень организационной культуры – внутренний. Здесь изучению подвергаются верования и ценности, которые разделяют члены организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие верований и ценностей носит осознанный характер и зависит от желания людей. [14].

Глубинный, третий уровень включает такие предположения, которые без непосредственного сосредоточения на этом вопросе сложно осознать даже самим сотрудникам организации. Шайн, среди этих предположений, направляющих поведение сотрудников в организации, выделил общее отношение к человеку и работе, отношение к бытию в целом, восприятие пространства и времени.

Некоторые исследователи выделяют следующие компоненты организационной культуры, предлагая более дробную структуру:

  1. Мировоззрение - представления об окружающем мире, природе общества и человека, которые направляют поведение сотрудников организации и которые определяют характер их отношений с другими членами, клиентами, конкурентами и т.д. Это понятие плотно связано с особенностями социализации человека, его религиозными представлениями и культурой. Сотрудничество работников серьезно затрудняется различиями в их мировоззрениях. В данном случае имеются основания для серьезных внутриорганизационных конфликтов и противоречий. В подобных ситуациях необходимо осознавать, что изменить мировоззрение людей очень проблематично, и нужно приложить большие усилия для достижения взаимопонимания лиц с разными мировоззрениями. В четких словесных формулировках мировоззрение индивида сложно выразить, и далеко не все могут объяснить, что лежит в основе их поведения. Требуется много усилий и времени для понимания мировоззрения кого-либо, чтобы помочь человеку растолковать посредством чего он воспринимает окружающую действительность.
  2. Организационные ценности, т.е. явления и предметы организационной жизни, существенно значимые для духовного развития сотрудников организации. Между культурoй организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием ценности выступают связующим звеном. В сознании личностные ценности отражаются в виде ценностных ориентаций. Они включают обширный круг социальных ценностей, которые личность признает, но не всегда принимает в качестве собственных принципов и целей. Поэтому возможно как ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения, так и неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании. Сохраняться ценности могут, даже если в организации произошли значительные кадровые изменения. Так же может быть проведена определенная смена ценностей, которые окажут влияние и на поведении сотрудников организации. Система историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некая достойная уважения характеристика какого-либо сотрудника организации, выгодно подчеркивающая его определяет организационную мифологию, которая в свою очередь тесно связана с организационными ценностями.
  3. Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Также сюда можно отнести церемонии и специфические ритуалы, символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации, а также язык, используемый при общении. Персонаж, имеющий характеристики, в высшей степени ценные для данной культуры и служащий моделью поведения для сотрудников может стать важным элементом. Разнообразными тренингами и мерами контроля можно успешно корректировать поведение сотрудников, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с вышеописанными компонентами.
  4. Нормы - совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть ориентировочными и императивными, частными и универсальными, направлены на развитие и сохранение функций и структуры организации. Новичок должен освоить нормы, или так называемые правила игры, с которыми он сталкивается в процессе становления членом организации.
  5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками. Преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, определяющая отношение сотрудников друг к другу и к труду представляет собой психологический климат в коллективе [9].

В отдельности ни один из данных составляющих не может быть отождествлен с культурой организации. Но изучая их в совокупности об организационной культуре у исследователя может сложится довольно полное представление. Хотя постороннему человеку многие компоненты культуры трудно увидеть сразу. Даже проведя несколько недель в компании, можно не до конца понять и прочувствовать наиболее важные положения имеющейся культуры, управляющей поступками людей. Попадая в организацию, каждый сотрудник, проходит через определенную процедуру организационной социализации, вследствие которой он постепенно постигает все мельчайшие нюансы, образующие в совокупности организационную культуру.

1.3. Содержание организационной культуры

К анализу содержательной стороны какой-либо организационной культуры существует множество различных подходов. Ученые Ф. Харрис и Р. Моран высказали предложение определить десять характеристик, которые свойственны большинству организационных культур.

1. Осознание своего места и  себя в организации (в некоторых  культурах ценится сокрытие и  сдержанность работником своих  внутренних переживаний, в других - наоборот, в почете эмоциональная поддержка, открытость и яркое проявление своих эмоций и переживаний; в определенных случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм).

2. Язык общения и коммуникационная  система (использование невербальной, письменной, устной коммуникации, "телефонного  права" и открытости коммуникации  варьируется от одной организации  к другой; аббревиатуры, язык жестов, профессиональный жаргон характерен  для организаций различной функциональной, отраслевой и географической  принадлежности компаний).

3. Одежда, внешний вид и представление  себя на работе (различные деловые  стили, униформы, правила использования  духов, косметики и т.п., характеризующие  существование множества микро культур).

4. Традиции и привычки, которые  связаны с правилами, приемом  и ассортиментом пищи (организация  питания сотрудников в компании, в том числе наличие или  отсутствие кафетериев; оплата компанией  питания частично или полностью; длительность приемов пищи; совместно  или раздельное питание работников  с разным организационным статусом  и т.п.).

5. Осознание времени, отношение  к нему и его использование (пунктуальность сотрудников, участие  сотрудников в принятии распорядка  рабочего дня, нарушение или соблюдение  временных нормативов организационной  деятельности).

Информация о работе Совершенствование организационной культуры