Совершенствование организационной структуры педприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование организационной структуры и структуры управления ОАО «Завод точного литья». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Дать определение предприятию, как объекту управления;
б) Рассмотреть вопросы построения организации и её структурных схем;
г) Рассмотреть существующие типы организационных структур;
д) Определить направления и цели анализа организационной структуры предприятия;
е) Рассмотреть мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия в современных условиях;
ж) На примере ОАО «Завод точного литья» рассмотреть вопросы совершенствования организационной структуры предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие информационная система 5
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2. История развития информационных систем 7
1.3. Структура информационных систем 8
1.4. Классификация информационных систем 9
1.5. Основные задачи, решаемые информационной системой 11
1.6. Примеры информационных систем 12
2. 1С:Предприятие 8.1. Полная характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 15
2.1. Общая характеристика 1С:Предприятие 15
2.2. Характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 17
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Менеджмент_з-13.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 «Менеджмент»

на тему:

 

«Совершенствование организационной структуры управления организацией»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2011

Содержание

Введение 3

1. Понятие информационная система 5

1.1. Основные понятия и определения 5

1.2. История развития информационных систем 7

1.3. Структура информационных систем 8

1.4. Классификация информационных систем 9

1.5. Основные задачи, решаемые информационной системой 11

1.6. Примеры информационных систем 12

2. 1С:Предприятие 8.1. Полная характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 15

2.1. Общая характеристика 1С:Предприятие 15

2.2. Характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 17

Заключение 29

Список литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории человечества существует множество примеров организаций, которые просуществовали несколько столетий это религиозные организации, государства, ордена, предприятия и т.д. Организация в менеджменте рассматривается в первую очередь с позиции управления. Именно искусство управления – вот главный объёкт менеджмента как науки.

Организацию можно рассматривать как абстрактную  категорию, объединяющую в себе интересы, взгляды, позиции нескольких (или  одного) членов общества, направленных на достижение определённой политической, экономической или социальной цели. В любом случае цель организации  тесно переплетается с целями её членов. И конечно же, в любом случае главная цель организации – благополучие её создателей, даже если эта организация не является коммерческим предприятием. Нельзя заблуждаться по поводу альтруистских намерений некоторых общественных объединений, даже если они во всеуслышание заявляют об этом. Сам факт необходимости содержания организации говорит о наличии определённых финансовых ресурсов.

Объединение же в свою очередь всегда требует  определённого устройства, структуры. Нельзя идти к намеченной цели, если разные элементы организации будут  выполнять разные, не сопоставимые задачи. В этом и заключается искусство  управления – в координации деятельности составляющих элементов организации  для достижения поставленной цели. Именно поэтому, одной из главных  задач менеджмента как науки  является выработка методики оптимального управления организацией, при использовании  которой достигается наилучший  эффект. Но к сожалению, многообразие форм существования организаций не позволяет выработать такую универсальную методику.

Но тем не менее, научный поиск в данном направлении привёл к определённым результатам. Практика показала, что от правильного выбора методов управления зависит процветание самой организации, а сами эти методы тесно связаны с организационной структурой управления организацией.

Целью курсовой работы является совершенствование  организационной структуры и  структуры управления ОАО «Завод точного литья». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) Дать определение  предприятию, как объекту управления;

б) Рассмотреть  вопросы построения организации и её структурных схем;

г) Рассмотреть  существующие типы организационных  структур;

д) Определить направления и цели анализа организационной структуры предприятия;

е) Рассмотреть  мероприятия по совершенствованию  организационной структуры предприятия  в современных условиях;

ж) На примере  ОАО «Завод точного литья» рассмотреть вопросы совершенствования организационной структуры предприятия, для чего:

- дать общую  характеристику предприятию ОАО «Завод точного литья»;

- провести  анализ структуры управления, наличных  систем планирования и управления, стиля работы на разных уровнях  фирмы;

- Проанализировать  организацию труда в ОАО «Завод точного литья»;

- Провести  анализ эффективности организационной  структуры ОАО «Завод точного литья».

з) Разработать мероприятия, направленные на совершенствование организационной структуры ОАО «Завод точного литья»;

Объектом  исследования является Открытое акционерное  общество  «Завод точного литья». Предметом исследования является совершенствование  организационной структуры и  структуры управления предприятия  ОАО «Завод точного литья».

При написании курсовой работы были использованы различные методы исследования, среди  которых можно выделить обобщение  материала, сравнительный и иные методы исследования. Кроме этого, при анализе общего состояния предприятия применялись методы горизонтального, вертикального, а также факторного анализа данных бухгалтерской отчётности ОАО «Завод точного литья» за 2008 – 2010 годы.

Теоретической основой работы послужили труды  многих отечественных специалистов в сфере управления предприятием.

Так, в книге А.А. Быковой   «Организационные структуры управления» в сжатой форме представлены главные, в том  числе и новейшие, достижения управленческой науки в области разработки организационных  структур управления. В ней раскрываются основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, даются рекомендации по выбору и созданию наилучших структур, исходя из стратегии  фирмы и особенностей среды ее функционирования.

Другой  автор – В.Г. Золотогоров в своей книге «Организация производства и управление предприятием» рассматривает производственные системы, организацию предприятий и производственных процессов, их комплексную подготовку и техническое обслуживание, организацию и нормирование труда, его материальное стимулирование, а также организацию учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА И ЕЁ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие организационной структуры

 

Функционирование  любой системы зависит от её организации. Деятельность любого предприятия, будь то посредническая организация или  производство, представляет сложный  процесс, который включает множество  элементов. Качественная организация  деятельности предприятия, - главная  задача, которая постоянно стоит  перед  управлением.

Для того, чтобы перейти к определению понятий «организационная структура» и «структура управления предприятием», необходимо установить, что такое организация вообще и зачем эту организацию необходимо структурировать.

Организация – объединение людей, совместно  реализующих программу или цель и действующих на основе определённых правил и процедур. Понятие «организация», как правило, рассматривается с  двух точек зрения:

а) Структурной;

б) Поведенческой.

При структурном подходе организация рассматривается как некоторая целостность взаимосвязанных подразделений, подчинённых одной или нескольким главным целям, то есть, как организационная структура. Исходя из этого, в процессе управления определяются и способы распределения обязанностей, и методы распределения полномочий.

При поведенческом подходе под организацией понимается процесс, в центре которого находится человек, как часть организационной структуры со своей квалификацией, личностными особенностями, способностями и мотивацией к труду. В свою очередь, процесс организации подразделяется на несколько направлений:

а) формирование структуры, в том числе решение  вопросов возложения ответственности  на отдельных руководителей для  выполнения задач предприятия и формализация взаимоотношений между сотрудниками предприятия;

б) распределение  работ, а именно, планирование и определение  тех функций и действий, которые  необходимы для выполнения той или  иной работы, а также объединение  этих функций и действий в рамки  группы, сектора, отдела, подразделения.

Таким образом, организационная структура – это целостная система, специально созданная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиваться поставленной перед ними цели. В качестве организации, как правило, выступает отдельное предприятие (фирма), как производственная единица, представляющая собой единый целостный организм именно потому, что в ней работают люди, представляющие единую команду с единой целью (целями) и использующие единую идеологию (экономическую, техническую, технологическую).

Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Дав определение основным понятиям, можно  сделать вывод о том, что организационная  структура и структура управления предприятием – родственные и  взаимно дополняющие друг друга  понятия. Понятие «организационная структура» в большей мере характеризует  предприятие как объект (систему), состоящий из определённых звеньев, а понятие «структура управления предприятием» в большей степени  определяет сам процесс функционирования этой системы.

Основными элементами организационной структуры  управления предприятием (ОСУП) являются:

- уровни управления;

- подразделения  и звенья управления;

- управленческие  связи. 

ОСУП  различается в зависимости от вида объекта управления, целей, размеров и его внешней среды. Элементами структуры управления выступают звенья управления и связи между ними. Звено управления создается для выполнения определенной функции управления (или ее части, или нескольких функций управления). Звенья в структуре управления могут быть функциональные, линейные и целевые. В качестве звеньев управления могут выступать отдельные должностные лица и подразделения аппарата управления. Связи в структуре управления могут быть горизонтальными (они носят характер согласования) и вертикальными (т.е. связи подчинения), линейными и функциональными.

Структура управления создается для того, чтобы  осуществить сам процесс управления, между участниками которого распределены цели, задачи и функции управления, а также права, обязанности и  ответственность за их выполнение. Структуру управления можно рассматривать  также как форму разделения и  кооперации труда в процессе управления, или как форму закрепления  прав, обязанностей и ответственности  в системе управления по осуществлению  процесса управления.

Но  для нормальной работы предприятия, не достаточно только построить надлежащую организационную структуру, а необходимо ещё скоординировать работу всех её элементов. В этом и заключается  главная роль управления в процессе деятельности предприятия.

В современной литературе не существует четких указаний относительно числа  лиц, которыми менеджер может руководить наиболее эффективно. Однако в каждом конкретном случае их число ограничено. Этот лимит и определяет границы  данной организации, правильного сочетания  делегирования полномочий, децентрализации  и централизации. Идеальное число  подчиненных может составлять от 3 до 30 в зависимости от конкретных условий. Согласно последним теориям, точное число находящихся в подчинении руководителя определяется после исследования всех факторов производства.

Французский математик и консультант по управлению В. Грейкунас уже в 1933 г. утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений, взаимосвязей в организации. Он отмечал, что существует три вида связей:

а) Взаимоотношения  руководителя с отдельными работниками.

б) Общие взаимоотношения.

в) Взаимоотношения  между подчиненными.

Для определения общего количества таких  связей Грейкунас использовал следующее уравнение:

C = N (2N /N + N-1)                        (1)

где C – количество связей, N – количество подчиненных.

 

В соответствие с этим уравнением при  двух подчиненных количество связей составит 6 единиц, при трех – 18, при  четырех – 44, при пяти – 110, при  десяти – 5210, при восемнадцати – 2359602. Этот анализ использовался многими  учеными для аргументации того, что  количество подчиненных у одного руководителя не должно превышать шести  человек. В этом случае количество связей составит 222 ед.

В практической деятельности предприятий  количество подчиненных не является фиксированным. Оно различается  в пределах самого предприятия в  зависимости от управленческих уровней  и количества руководителей.

Определение количества подчиненных (нормы управляемости), имеет большое значение для формирования организационной структуры управления, так как исходя из этого определяется количество управленческих уровней, административных работников, менеджеров.

Огромное  значение при установлении масштабов  управления имеет правильное установление пределов распространения полномочий. Следует учитывать, что в случае необоснованного увеличения масштабов управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненными, возможны потеря управления группой и появление подгрупп (с неофициальным лидером), могут возникнуть трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, ослабляется контроль за выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на моральном состоянии работников и результатах их труда.

В то же время в случае необоснованного  сокращения масштабов управления возникает  слишком много уровней управления, возрастают административные затраты (прежде всего в форме зарплаты управленческого аппарата), больше времени отводится на принятие решений  из-за необходимости прохождения  всех звеньев управления, возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться  на моральном состоянии работников.

Считается, что организация  существует во внешней среде, которая  формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять  организация для обеспечения  производственной деятельности.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры педприятия