Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование организационной структуры и структуры управления ОАО «Завод точного литья». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Дать определение предприятию, как объекту управления;
б) Рассмотреть вопросы построения организации и её структурных схем;
г) Рассмотреть существующие типы организационных структур;
д) Определить направления и цели анализа организационной структуры предприятия;
е) Рассмотреть мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия в современных условиях;
ж) На примере ОАО «Завод точного литья» рассмотреть вопросы совершенствования организационной структуры предприятия.
Введение 3
1. Понятие информационная система 5
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2. История развития информационных систем 7
1.3. Структура информационных систем 8
1.4. Классификация информационных систем 9
1.5. Основные задачи, решаемые информационной системой 11
1.6. Примеры информационных систем 12
2. 1С:Предприятие 8.1. Полная характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 15
2.1. Общая характеристика 1С:Предприятие 15
2.2. Характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 17
Заключение 29
Список литературы 30
Решение о выборе структуры
организации в целом почти
всегда принимается руководством высшего
звена. Руководители низового и среднего
управления лишь помогают ему, предоставляя
необходимую информацию, а в более
крупных организациях – и предлагая
структуру подчиненных им подразделений,
соответствующую общей
"Наилучшая" структура
это та, которая наилучшим образом
позволяет организации
Признаки оптимальной структуры:
- небольшое число уровней руководства;
- небольшие подразделения
или автономные группы с
- целенаправленная работа на потребителей;
- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
- высокая производительность и низкие затраты – высокая эффективность.
Согласно классической теории организации структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Вначале необходимо осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи – подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, - а потом составляются конкретные правила.
1.2 Методы проектирования
организационных структур
предприятием
Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании системы управления.
Специфика проблемы проектирования организационной
структуры управления состоит в
том, что она не может быть
адекватно представлена в виде задачи
формального выбора наилучшего варианта
организационной структуры по четко
сформулированному, однозначному, математически
выраженному критерию оптимальности.
Это – количественно-
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
г) организационного
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером) по отношению к проектируемой организации.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы: разработка системы ("дерева") целей; экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры; составление карт прав и ответственности за достижение целей.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных .
Некоторые основные типы организационных моделей:
1) математико-кибернетические
2) графоаналитические модели
3) натурные модели
4) математико-статистические
Процесс проектирования организационных
структур управления должен быть основан
на совместном использовании
Методы распределения
Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам. Их число зависит от потребностей смой организации.
В третьих, по территориальному признаку.
В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ получает распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, а его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
При формировании подразделений во внимание принимаются следующие факторы:
1.3 Классификация организационных структур
Любая организация представляет собой
технико-экономическую и
Взаимодействие на уровне "организация
– внешняя среда" может осуществляться
с помощью механистического или
органического подходов.
Органический тип организационных структур определяется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.
Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная) или традиционная, дивизиональная или отделенческая и матричная.
При линейной организации управления распределение должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
Функциональная структура – тип организационной структуры, при котором подразделения создаются в соответствии с видом выполняемых ими работ и подчинены функциональным руководителям.
Основой линейно-функциональной схемы организационной структуры являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на "ресурсной" основе: финансы, кадры, планирование, труд и заработная плата, снабжение.
Матричная схема построения организации предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над проектом.
Организации, построенные с включением элементов матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.
Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная организация, индивидуалистская организация.
Корпоративная организация, или корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права – юридического лица.
Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов.
Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организаций. Это объединение людей свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов.
Организационная структура управления документально фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделений, а также в должностных инструкциях для исполнителей.
В схемах структуры управления отражаются состав структурных подразделений, подчиненность, внутренняя структура каждого подразделения.
Положение о самостоятельном
структурном подразделении
1. Общую часть (роль, подчиненность);
2. Цели и задачи;
3. Функции;
4. Внутреннюю структуру;
5. Взаимоотношения;
6. Права;
7. Ответственность;
8. Критерии оценки работы;
9. Порядок реорганизации и ликвидации.
Должностные инструкции содержат следующие разделы для каждого исполнителя:
1. Должностные обязанности (виды работ);
2. Должен знать (законы, постановления, ГОСТы);
3. Квалификационные требования,
отражающие уровень общей и
специальной подготовки и
4. Права и ответственность.
В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав исполнителей в разряде каждого структурного подразделения аппарата управления.
2 Анализ
организационно-управленческой
«Завод точного литья»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
ОАО «Завод точного литья» изготавливает стальное и чугунное литье для различных отраслей промышленности.
Информация о работе Совершенствование организационной структуры педприятия