Совершенствование организационной структуры педприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование организационной структуры и структуры управления ОАО «Завод точного литья». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Дать определение предприятию, как объекту управления;
б) Рассмотреть вопросы построения организации и её структурных схем;
г) Рассмотреть существующие типы организационных структур;
д) Определить направления и цели анализа организационной структуры предприятия;
е) Рассмотреть мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия в современных условиях;
ж) На примере ОАО «Завод точного литья» рассмотреть вопросы совершенствования организационной структуры предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие информационная система 5
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2. История развития информационных систем 7
1.3. Структура информационных систем 8
1.4. Классификация информационных систем 9
1.5. Основные задачи, решаемые информационной системой 11
1.6. Примеры информационных систем 12
2. 1С:Предприятие 8.1. Полная характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 15
2.1. Общая характеристика 1С:Предприятие 15
2.2. Характеристика конфигурации «Бухгалтерия предприятия» 17
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Менеджмент_з-13.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

Решение о выборе структуры  организации в целом почти  всегда принимается  руководством высшего  звена. Руководители низового и среднего управления лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более  крупных организациях – и предлагая  структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре  организации, выбранной высшим руководством.

"Наилучшая" структура  это та, которая наилучшим образом  позволяет организации эффективно  взаимодействовать с внешней  средой, продуктивно и целесообразно  распределять  и направлять усилия  своих сотрудников и, таким  образом, удовлетворять потребности   клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Признаки оптимальной  структуры:

- небольшое число уровней  руководства;

- небольшие подразделения  или автономные  группы с высококвалифицированным  персоналом;

- целенаправленная работа  на потребителей;

- предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;

- высокая производительность  и низкие затраты – высокая  эффективность. 

Согласно классической теории организации  структура организации должна разрабатываться  сверху вниз. Вначале необходимо осуществить  разделение организации на широкие  сферы, затем  поставить конкретные  задачи –  подобно  тому, как в  планировании сначала формулируются  общие задачи, - а потом составляются  конкретные правила.

 

1.2 Методы проектирования  организационных структур управления 

предприятием

 

Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления  на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании системы управления.

Специфика проблемы проектирования организационной  структуры управления состоит в  том, что она не  может быть  адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко  сформулированному, однозначному, математически  выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том  числе формализованных, методов  анализа, оценки, моделирования организационных  систем с субъективной деятельностью  ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных  решений.

Проектирование  организационных структур управления осуществляется  на основе следующих  основных взаимодополняющих методов:

а) аналогий;

б) экспертно-аналитического;

в) структуризации целей;

 г) организационного моделирования

 Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными  характеристиками  (целями, типом технологии,  спецификой организационного окружения, размером) по отношению к проектируемой организации.

Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных  оценок эффективности структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы: разработка системы ("дерева") целей; экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры; составление карт прав и ответственности за достижение целей.

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных  структур по взаимосвязи их переменных .

Некоторые основные типы организационных моделей:

1) математико-кибернетические модели  иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи  и отношения  в виде  систем  математических уравнений и неравенств  или же с помощью машинных  имитационных языков, например, модели многоступенчатой оптимизации, модели системной  динамики;

2) графоаналитические модели организационных  систем, представляющие собой сетевые,  матричные и другие табличные  и графические отображения распределения  функций, полномочий, ответственности,  организационных связей;

3) натурные модели организационных  структур и процессов, заключающихся   в оценке их функционирования  в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные  и лабораторные эксперименты, управленческие  игры;

4) математико-статистические модели  зависимостей между исходными  факторами организационных систем  и характеристиками организационных  структур.

Процесс проектирования организационных  структур управления должен быть основан  на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

Методы распределения обязанностей по подразделениям зависят от положенных в основу признаков. Во-первых, по признаку деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда работники  одних профессий, а для достижения  какой либо цели необходимо определенное число людей.

Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам. Их число зависит от потребностей смой организации.

В третьих, по территориальному признаку.

В-четвертых, на основе выпускаемой  продукции. Этот способ получает распространение  на крупных предприятиях, расширяющих  ассортимент  производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

В-пятых, на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, а его  интересы оказывают решающее влияние на структуру  организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

При формировании подразделений во внимание принимаются  следующие факторы:

  • стратификация, то есть сколько может потребоваться уровней управления;
  • формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более  формальной должна быть внутренняя структура;
  • централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
  • сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.

 

1.3 Классификация организационных  структур

 

Любая организация представляет собой  технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом, а также взаимодействие индивида с организацией. Немаловажное место в этом занимает структура  организации, посредством которой  или через которую это взаимодействие осуществляется.

Взаимодействие на уровне "организация  – внешняя среда" может осуществляться  с помощью механистического или  органического подходов.            Механистический тип организационных структур характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

Органический тип организационных структур определяется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур,  децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная) или традиционная, дивизиональная или отделенческая и матричная.

При линейной организации управления распределение должностных обязанностей осуществляется  таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

Функциональная структура – тип организационной структуры, при котором подразделения создаются в соответствии с видом выполняемых ими работ и подчинены функциональным руководителям.

Основой линейно-функциональной схемы организационной структуры являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на "ресурсной" основе: финансы, кадры, планирование, труд и заработная плата, снабжение.

Матричная схема построения организации предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы  над проектом.

Организации, построенные  с включением элементов матричной  схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная организация, индивидуалистская организация.

Корпоративная организация, или корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права – юридического лица.

Корпорации как социальный тип  организации представляют собой  замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных  интересов.

Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организаций. Это объединение людей свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов.

Организационная структура  управления документально фиксируется  в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделений, а также в должностных инструкциях для исполнителей.

В схемах структуры управления отражаются состав структурных подразделений, подчиненность, внутренняя структура  каждого подразделения.

Положение о самостоятельном  структурном подразделении предприятия  должно включать:

1. Общую часть (роль, подчиненность);

2. Цели и задачи;

3. Функции;

4. Внутреннюю структуру;

5. Взаимоотношения;

6. Права;

7. Ответственность;

8. Критерии оценки работы;

9. Порядок реорганизации  и ликвидации.

Должностные инструкции содержат следующие разделы для каждого  исполнителя:

1. Должностные обязанности  (виды работ);

2. Должен знать (законы, постановления, ГОСТы);

3. Квалификационные требования, отражающие уровень общей и  специальной подготовки и практический  стаж;

4. Права и ответственность.

В штатных расписаниях  регистрируется численный и профессиональный состав исполнителей в разряде каждого  структурного подразделения аппарата управления.

 

2 Анализ  организационно-управленческой структуры  ОАО

«Завод точного литья»

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика организации

 

ОАО «Завод точного литья» изготавливает  стальное и чугунное литье для  различных отраслей промышленности.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры педприятия