Совершенствование отбора персонала при приеме на работу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности и разработанности вопроса, целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию отбора персонала при приеме на работу в ЗАО «Ерматель».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
рассмотреть понятие, этапы, концепции отбора персонала;
рассмотреть отбор персонала с точки зрения системного подхода;
изучить отечественный и зарубежный опыт отбора персонала;
проанализировать трудовой потенциал ЗАО «Ерматель»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы процесса отбора персонала………………4
1.1. Понятие, этапы, задачи, концепции отбора персонала………………...4
1.2. Системный подход к процессу отбора……………………………….....6
1.3. Зарубежный и отечественный опыт отбора персонала при приеме на работу…………………………………………………………………………………8
Глава 2. Аналитические основы управления отбором персонала при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»………………………………………….......11
2.1. Анализ трудового потенциала ЗАО «Ерматель»………………….......11
2.2. Анализ процесса отбора при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»………………………………………………………………………….13
2.3. Кадровая служба, линейные и функциональные руководители как субъекты процесса отбора персонала при приеме на работу……………………16
Глава 3. Основные направления совершенствования процесса отбора при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»……………………………….……………..18
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Совершенствование отбора персонала при приеме на работу.docx

— 103.33 Кб (Скачать файл)

Различают физический и содержательный объект подсистемы отбора персонала. Физическим объектом выступает претендент на вакантную  должность, предоставляющий о себе информацию и проходящий испытания. Содержательный объект – профессиональный и личностные качества претендента, его трудовой потенциал.

Субъект подсистемы отбора персонала – служба или сотрудник, представляющий работодателя (линейный руководитель, служба управления персоналом, психолог и т.д.).

Процесс отбора - последовательность определенных этапов, управляющих воздействий субъекта на объект с применением присущего для каждого этапа методов отбора.

Подсистеме отбора персонала присуще  наличие связей с внешней средой, она является открытой системой. Связи  с внешней средой реализуются входными и выходными элементами, а также обеспечиваются функцией системы.

Обратная связь подсистемы отбора заключается в том, что результат предыдущего действия влияет на последующее течение процесса: причина испытывает на себе обратное влияние следствия.  Так, например, некачественный отбор персонала может привести к неэффективному выполнению должностных обязанностей, нерациональному использованию оборудования на рабочем месте и т.п. В результате возникает дополнительная потребность в персонале как следствие неспособности выполнить заданный объем работ ранее отобранным некомпетентным персоналом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отбор персонала – система, представляющая собой совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, созданная и функционирующая с целью удовлетворения количественной и качественной потребности организации в персонале.

1.3. Зарубежный и отечественный  опыт отбора персонала при  приеме на работу

Начиная с 1960-х годов, за рубежом начинает создаваться инструментарий для формализации процесса отбора персонала, повышения его эффективности и объективности. Если в прошлом задача отбора в первую очередь состояла в том, чтобы найти соответствующих людей для определенных видов работ, то в XXI веке важность гибкости и быстрый темп изменений заставляют более пристально взглянуть на соответствие работе в более широком контексте12. Способность человека справляться с масштабом и скоростью перемен стала главной проблемой. Важность когнитивных способностей и структуры личности человека для достижения личных результатов и внесения вклада в работу команды не подвергается сомнению, что выражается в стремительном росте использования психометрических тестов и аналогичных процедур в компаниях13.

Опыт США показал, что  самыми распространенными методами отбора стали: собеседование, наведение справок, центры оценки. В Великобритании наиболее часто используются такие методы как центры оценки, метод биографических данных, тестирование. Во Франции – графологическая экспертиза, центры оценки, тестирование.

Собеседование (интервью) –  наиболее часто используемый метод, с помощью которого определяются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям. Интервью может быть:

  • по заранее подготовленной схеме;
  • слабоформализованное;
  • выполняемое без специальной подготовки.

Используют следующие  виды интервью:

  • биографическое интервью – сосредоточено на прошлой трудовой деятельности и стиле работы кандидата;
  • поведенческое интервью – основано на вопросах относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой;
  • ситуационное интервью – построение определенных ситуаций и предложение кандидату описать модель своего  поведения или выхода из данной ситуации;
  • проективное интервью – основано на построении вопросов таким образом, чтобы кандидат оценивал не себя, а людей вообще или какой-то персонаж14.

При проведении тестирования используют 2 вида тестов:

  • тесты способностей – используются для оценки потенциальной способности кандидата решать различные задачи;
  • личностные тесты -  используются для оценки совокупности личностных характеристик  человека, ценностей и социальных установок, которые формируют убеждения и поведение индивидуума.

Центры оценки – предполагают использование ряда методов в  течение длительного периода  времени для получения полной картины в отношении кандидата. Данная технология включает в себя посещения организации и презентацию  информации о ней, структурированные  интервью, тестирование, имитацию работы и т.д.

Биографический метод - проверка биографии и рекомендаций. Работодатели связываются с нынешним и прошлым руководством кандидата и выясняют текущее положение и зарплату кандидата, его мотивацию, компетентность, способность работать в команде.

Графология – анализ почерка. При графологической экспертизе специалист изучает почерк и подпись кандидата для определения его потребностей, желаний и психологического облика15.

В России в условиях рыночной экономики качество персонала стало  главенствующим фактором, определяющим выживание и экономическое положение  российских организаций. В связи  с этим все чаще появляется необходимость  использовать новые методы отбора персонала  в организации. Так, за последние годы метод центров оценки стал широко распространен в России, Казахстане, на Украине16.

Однако на большинстве российских предприятий по-прежнему применяются такие традиционные методы как предварительная отборочная беседа, анкетирование, собеседование, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр. При этом следует отметить, что до сих пор лишь небольшое количество организаций применяет их все в совокупности.

Среди нетрадиционных методов  отбора, применяемых на российских предприятиях, преобладают:

  • стрессовое интервью, цель которого – определить стрессоустойчивость кандидатов;
  • Brainteaser-интервью  – его суть в том, что кандидатам необходимо дать ответ на замысловатый вопрос или решить логическую задачу. Цель такого метода — проверить аналитическое мышление и творческие способности соискателя;
  • графология и астрология;
  • метод отбора по сочетанию имени, фамилии и отчества кандидата;
  • метод определения характера человека по отпечаткам пальцев.

Итак, в данной главе были рассмотрены понятия, этапы, концепции, наиболее часто применяемые методы отбора персонала при приеме на работу. Процесс отбора персонала был  представлен в качестве подсистемы системы управления персоналом, были рассмотрены цели и функция этой подсистемы, ее структурные элементы. Также был приведен опыт отбора персонала  при приеме на работу за рубежом  и в России.

Глава 2. Аналитические основы управления отбором персонала при  приеме на работу в ЗАО «Ерматель»

2.1. Анализ трудового потенциала  ЗАО «Ерматель»

Диагностика процесса отбора персонала при приеме на работу была проведена в ЗАО «Ерматель». Сфера деятельности предприятия – производство гибкой упаковки на различных материалах для продуктов питания и товаров народного потребления. Проанализируем его общеэкономические и кадровые показатели.

Рис. 2.1. Динамика объема производства и производительности труда в ЗАО «Ерматель» в 2008-2010 гг.

В 2008-2010 гг. на предприятии  реализовывался проект по расширению производства, вследствие чего объем производства имел положительную динамику (рис. 2.1.) – он вырос на 25,4%. В 2009 г. наблюдалась положительная динамика по показателю производительности труда - она выросла на 13,3%, а в 2010 г. динамика была отрицательной – данный показатель снизился на 11,5% и практически вернулся к уровню 2008 г.

Таблица 2.1.

Система кадровых показателей

 на предприятии

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам

2008

2009

2010

1.

Численность персонала, всего:

в том числе по категориям:

  • рабочие
  • руководитель компании и его заместители
  • руководители структурных подразделений
  • специалисты
  • технические исполнители

чел.

92

99

115

 

чел.

чел.

 

 

чел.

чел.

чел.

 

20

4

 

 

17

21

30

 

15

5

 

 

17

19

43

 

18

5

 

 

18

23

51

2.

Образовательный состав персонала:

  • неполное среднее
  • общее среднее
  • начальное профессиональное
  • среднеспециальное
  • незаконченное высшее
  • высшее

чел.

 

-

19

11

29

-

33

 

2

17

11

34

-

35

 

2

20

12

40

1

40

3.

Возрастной состав персонала:

  • до 18 лет
  • 18-25 лет
  • 26-36 лет
  • 37-50 лет
  • свыше 50 лет

чел.

 

-

16

33

26

17

 

-

15

40

24

20

 

-

17

46

33

19

4.

Средний возраст работающих

лет

35,1

34,6

34,8

5.

Распределение ППП по стажу:

  • до 1 года
  • 1-3 года
  • 4-5 лет
  • 6-10 лет
  • более 10 лет

чел.

 

 

 

18

37

15

15

7

 

18

38

17

18

8

 

23

36

24

22

10

6.

Текучесть кадров (за год):

чел.

10

12

15

7.

Текучесть кадров (за год):

в %

10,87

12,12

13,04

8.

Число принятых на работу

чел.

17

22

32

9.

Число выбывших с предприятия

чел.

13

15

16


За рассматриваемый период были созданы дополнительные рабочие места, поэтому численность персонала предприятия возросла: так с 2008 по 2010 г. она увеличилась на 23 чел. или 25% (табл. 2.1.). При этом самая многочисленная и быстрорастущая категория персонала - технические исполнители – за период с 2008 по 2010 гг. их доля в общей численности персонала выросла на 11,7% и составила 44,3% в 2010 г. Доля специалистов с 2008 г. сократилась на 2,8% и составила к 2010 г.  20%. Доля рабочих также сократилась на 6% и составила 15,7% в 2010 г. Доля руководителей структурных подразделений с 2008 г. сократилась на 2,8%,  в 2010 г. она составила 15,7% от общей численности персонала. Доля руководителя компании и его заместителей в 2010 г. по сравнению с 2008 г. не изменилась и составила 4,3% от общей численности персонала.

Рассматривая образовательную структуру персонала, можно отметить, что в 2008 г. больше всего сотрудников имели высшее образование – 35,8%  от общей численности работающих. В 2009-2010 гг. несмотря на то, что число сотрудников с высшим образованием увеличилось на 7 чел., их доля в общей численности уменьшилась на 1%. Число сотрудников со среднеспециальным образованием за 3 года увеличилось на 11 чел., а их доля в общей численности выросла с 31,5% в 2008 г. до 34,8% в 2010. Число сотрудников с общим средним и начальным профессиональным образованием изменилось незначительно, а их доля за 3 года уменьшилась и составила в 2010 г. 17,4% и 10,4% соответственно. Также в 2010 г. 2 чел. (1,7%) имели неполное среднее образование, 1 чел. (0,9%) – незаконченное высшее образование.

Наибольшее число сотрудников  предприятия (40% в 2010 г.) - лица в возрасте 26-36 лет. За 2008-2010 гг. численность данной возрастной категории увеличилась на 13 чел., а их доля - на 4,1%. В 2010 г.  28,7% персонала составляли люди в возрасте 37-50 лет; за рассматриваемый период их число увеличилось на 7 чел., а их доля в общей численности практически не изменилась. Остальная часть персонала – сотрудники в возрасте 18-25 (14,8%) и свыше 50 лет (16,5%). В 2008-2010 гг. их численность выросла на 1 чел. и 2 чел. соответственно. Средний возраст работающих составил 31,5 года в 2008 г., 34,6 года в 2009 г., 34,8 года в 2010 г. Таким образом, средний возраст работающих за 2008-2010 гг. сократился на 0,3 года, поэтому можно говорить о процессе омоложения персонала.

В 2010 г. наибольшее число  сотрудников работало на предприятии 1-3 года – около 31,3% от общей численности  персонала; 20,9% составляют работники  со стажем 4-5 лет; 20,0% - со стажем до 1 года и  19,1% - 6-10 лет; 8,7 % - со стажем более 10 лет. За 2008-2010 гг. наблюдался рост числа  работников практически всех стажевых категорий.

Коэффициент оборота кадров по приему имел тенденцию к росту  на протяжении всего рассматриваемого периода (табл. 2.2.). Коэффициент оборота  кадров по выбытию вырос в 2009 г.,  а в 2010 г. - снизился.

Информация о работе Совершенствование отбора персонала при приеме на работу