Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:59, курсовая работа
Исходя из актуальности и разработанности вопроса, целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию отбора персонала при приеме на работу в ЗАО «Ерматель».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
рассмотреть понятие, этапы, концепции отбора персонала;
рассмотреть отбор персонала с точки зрения системного подхода;
изучить отечественный и зарубежный опыт отбора персонала;
проанализировать трудовой потенциал ЗАО «Ерматель»;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы процесса отбора персонала………………4
1.1. Понятие, этапы, задачи, концепции отбора персонала………………...4
1.2. Системный подход к процессу отбора……………………………….....6
1.3. Зарубежный и отечественный опыт отбора персонала при приеме на работу…………………………………………………………………………………8
Глава 2. Аналитические основы управления отбором персонала при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»………………………………………….......11
2.1. Анализ трудового потенциала ЗАО «Ерматель»………………….......11
2.2. Анализ процесса отбора при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»………………………………………………………………………….13
2.3. Кадровая служба, линейные и функциональные руководители как субъекты процесса отбора персонала при приеме на работу……………………16
Глава 3. Основные направления совершенствования процесса отбора при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»……………………………….……………..18
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..23
Различают физический и содержательный объект подсистемы отбора персонала. Физическим объектом выступает претендент на вакантную должность, предоставляющий о себе информацию и проходящий испытания. Содержательный объект – профессиональный и личностные качества претендента, его трудовой потенциал.
Субъект подсистемы отбора персонала – служба или сотрудник, представляющий работодателя (линейный руководитель, служба управления персоналом, психолог и т.д.).
Процесс отбора - последовательность определенных этапов, управляющих воздействий субъекта на объект с применением присущего для каждого этапа методов отбора.
Подсистеме отбора персонала присуще наличие связей с внешней средой, она является открытой системой. Связи с внешней средой реализуются входными и выходными элементами, а также обеспечиваются функцией системы.
Обратная связь подсистемы отбора заключается в том, что результат предыдущего действия влияет на последующее течение процесса: причина испытывает на себе обратное влияние следствия. Так, например, некачественный отбор персонала может привести к неэффективному выполнению должностных обязанностей, нерациональному использованию оборудования на рабочем месте и т.п. В результате возникает дополнительная потребность в персонале как следствие неспособности выполнить заданный объем работ ранее отобранным некомпетентным персоналом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отбор персонала – система, представляющая собой совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, созданная и функционирующая с целью удовлетворения количественной и качественной потребности организации в персонале.
1.3. Зарубежный и отечественный опыт отбора персонала при приеме на работу
Начиная с 1960-х годов, за рубежом начинает создаваться инструментарий для формализации процесса отбора персонала, повышения его эффективности и объективности. Если в прошлом задача отбора в первую очередь состояла в том, чтобы найти соответствующих людей для определенных видов работ, то в XXI веке важность гибкости и быстрый темп изменений заставляют более пристально взглянуть на соответствие работе в более широком контексте12. Способность человека справляться с масштабом и скоростью перемен стала главной проблемой. Важность когнитивных способностей и структуры личности человека для достижения личных результатов и внесения вклада в работу команды не подвергается сомнению, что выражается в стремительном росте использования психометрических тестов и аналогичных процедур в компаниях13.
Опыт США показал, что самыми распространенными методами отбора стали: собеседование, наведение справок, центры оценки. В Великобритании наиболее часто используются такие методы как центры оценки, метод биографических данных, тестирование. Во Франции – графологическая экспертиза, центры оценки, тестирование.
Собеседование (интервью) – наиболее часто используемый метод, с помощью которого определяются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям. Интервью может быть:
Используют следующие виды интервью:
При проведении тестирования используют 2 вида тестов:
Центры оценки – предполагают
использование ряда методов в
течение длительного периода
времени для получения полной
картины в отношении кандидата.
Данная технология включает в себя
посещения организации и
Биографический метод - проверка биографии и рекомендаций. Работодатели связываются с нынешним и прошлым руководством кандидата и выясняют текущее положение и зарплату кандидата, его мотивацию, компетентность, способность работать в команде.
Графология – анализ почерка. При графологической экспертизе специалист изучает почерк и подпись кандидата для определения его потребностей, желаний и психологического облика15.
В России в условиях рыночной
экономики качество персонала стало
главенствующим фактором, определяющим
выживание и экономическое
Однако на большинстве российских предприятий по-прежнему применяются такие традиционные методы как предварительная отборочная беседа, анкетирование, собеседование, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр. При этом следует отметить, что до сих пор лишь небольшое количество организаций применяет их все в совокупности.
Среди нетрадиционных методов отбора, применяемых на российских предприятиях, преобладают:
Итак, в данной главе были рассмотрены понятия, этапы, концепции, наиболее часто применяемые методы отбора персонала при приеме на работу. Процесс отбора персонала был представлен в качестве подсистемы системы управления персоналом, были рассмотрены цели и функция этой подсистемы, ее структурные элементы. Также был приведен опыт отбора персонала при приеме на работу за рубежом и в России.
Глава 2. Аналитические основы управления отбором персонала при приеме на работу в ЗАО «Ерматель»
2.1. Анализ трудового потенциала ЗАО «Ерматель»
Диагностика процесса отбора персонала при приеме на работу была проведена в ЗАО «Ерматель». Сфера деятельности предприятия – производство гибкой упаковки на различных материалах для продуктов питания и товаров народного потребления. Проанализируем его общеэкономические и кадровые показатели.
Рис. 2.1. Динамика объема производства и производительности труда в ЗАО «Ерматель» в 2008-2010 гг.
В 2008-2010 гг. на предприятии реализовывался проект по расширению производства, вследствие чего объем производства имел положительную динамику (рис. 2.1.) – он вырос на 25,4%. В 2009 г. наблюдалась положительная динамика по показателю производительности труда - она выросла на 13,3%, а в 2010 г. динамика была отрицательной – данный показатель снизился на 11,5% и практически вернулся к уровню 2008 г.
Таблица 2.1.
Система кадровых показателей
на предприятии
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика по годам | ||
2008 |
2009 |
2010 | |||
1. |
Численность персонала, всего:в том числе по категориям:
|
чел. |
92 |
99 |
115 |
чел. чел.
чел. чел. чел. |
20 4
17 21 30 |
15 5
17 19 43 |
18 5
18 23 51 | ||
2. |
Образовательный состав персонала:
|
чел. |
- 19 11 29 - 33 |
2 17 11 34 - 35 |
2 20 12 40 1 40 |
3. |
Возрастной состав персонала:
|
чел. |
- 16 33 26 17 |
- 15 40 24 20 |
- 17 46 33 19 |
4. |
Средний возраст работающих |
лет |
35,1 |
34,6 |
34,8 |
5. |
Распределение ППП по стажу:
|
чел.
|
18 37 15 15 7 |
18 38 17 18 8 |
23 36 24 22 10 |
6. |
Текучесть кадров (за год): |
чел. |
10 |
12 |
15 |
7. |
Текучесть кадров (за год): |
в % |
10,87 |
12,12 |
13,04 |
8. |
Число принятых на работу |
чел. |
17 |
22 |
32 |
9. |
Число выбывших с предприятия |
чел. |
13 |
15 |
16 |
За рассматриваемый период были созданы дополнительные рабочие места, поэтому численность персонала предприятия возросла: так с 2008 по 2010 г. она увеличилась на 23 чел. или 25% (табл. 2.1.). При этом самая многочисленная и быстрорастущая категория персонала - технические исполнители – за период с 2008 по 2010 гг. их доля в общей численности персонала выросла на 11,7% и составила 44,3% в 2010 г. Доля специалистов с 2008 г. сократилась на 2,8% и составила к 2010 г. 20%. Доля рабочих также сократилась на 6% и составила 15,7% в 2010 г. Доля руководителей структурных подразделений с 2008 г. сократилась на 2,8%, в 2010 г. она составила 15,7% от общей численности персонала. Доля руководителя компании и его заместителей в 2010 г. по сравнению с 2008 г. не изменилась и составила 4,3% от общей численности персонала.
Рассматривая образовательную структуру персонала, можно отметить, что в 2008 г. больше всего сотрудников имели высшее образование – 35,8% от общей численности работающих. В 2009-2010 гг. несмотря на то, что число сотрудников с высшим образованием увеличилось на 7 чел., их доля в общей численности уменьшилась на 1%. Число сотрудников со среднеспециальным образованием за 3 года увеличилось на 11 чел., а их доля в общей численности выросла с 31,5% в 2008 г. до 34,8% в 2010. Число сотрудников с общим средним и начальным профессиональным образованием изменилось незначительно, а их доля за 3 года уменьшилась и составила в 2010 г. 17,4% и 10,4% соответственно. Также в 2010 г. 2 чел. (1,7%) имели неполное среднее образование, 1 чел. (0,9%) – незаконченное высшее образование.
Наибольшее число сотрудников предприятия (40% в 2010 г.) - лица в возрасте 26-36 лет. За 2008-2010 гг. численность данной возрастной категории увеличилась на 13 чел., а их доля - на 4,1%. В 2010 г. 28,7% персонала составляли люди в возрасте 37-50 лет; за рассматриваемый период их число увеличилось на 7 чел., а их доля в общей численности практически не изменилась. Остальная часть персонала – сотрудники в возрасте 18-25 (14,8%) и свыше 50 лет (16,5%). В 2008-2010 гг. их численность выросла на 1 чел. и 2 чел. соответственно. Средний возраст работающих составил 31,5 года в 2008 г., 34,6 года в 2009 г., 34,8 года в 2010 г. Таким образом, средний возраст работающих за 2008-2010 гг. сократился на 0,3 года, поэтому можно говорить о процессе омоложения персонала.
В 2010 г. наибольшее число сотрудников работало на предприятии 1-3 года – около 31,3% от общей численности персонала; 20,9% составляют работники со стажем 4-5 лет; 20,0% - со стажем до 1 года и 19,1% - 6-10 лет; 8,7 % - со стажем более 10 лет. За 2008-2010 гг. наблюдался рост числа работников практически всех стажевых категорий.
Коэффициент оборота кадров по приему имел тенденцию к росту на протяжении всего рассматриваемого периода (табл. 2.2.). Коэффициент оборота кадров по выбытию вырос в 2009 г., а в 2010 г. - снизился.
Информация о работе Совершенствование отбора персонала при приеме на работу