Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью исследования является – разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления конфликтами на предприятии.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
Провести анализ научной литературы по исследуемой проблематике;
собрать первичную информацию о деятельности исследуемого объекта;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
Разработать рекомендации по оптимизации процесса управления конфликтами на исследуемом предприятии.
Введение
1. Теоретические аспекты конфликтологии
1.1 Природа конфликта
1.2 Типы и причины конфликта
1.3 Последствия конфликта
2. Механизм управления конфликтами на предприятии
2.1 Способы предупреждения конфликта
2.2 Межличностные стили разрешения конфликтов
2.3 Структурные методы разрешения конфликтов
3. Пути совершенствования управления конфликтами в ЧП «bagratiON»
3.1 Общая характеристика ЧП «bagratiON»
3.2 Анализ конфликтной ситуации и управления в ЧП «bagratiON»
3.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в ЧП «bagratiON»
Заключение
Список используемых источников
1.3 Последствия конфликта
Последствия конфликта противоречивы. С одной стороны, конфликты разрушают структуры, приводят к значительным затратам ресурсов, а с другой – являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и служит одним из способов достижения социальной справедливости. Итак, негативные последствия конфликта - дезинтеграция, разрушение общностей, группового единства, дестабилизация. Положительным последствием является то, что конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют общественному развитию; повышает сплоченность коллектива, осознание наличия общих интересов и групповых ценностей, возможность профилактики крупного конфликта путем разрешения мелкого 7.
Рассмотрим функциональные последствия конфликта или его положительные стороны. Они предотвращают застой социального роста и культуры человека, и вследствие этого застой в производстве, стимулируют интерес и любопытство, служат основой экономических, социальных и персональных изменений. Нередко конфликт вдыхает новую жизнь в существовавшие нормы или приводит к возникновению новых. Правильно урегулированный конфликт «улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения»8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
Также имеются дисфункциональные последствия конфликта, т.е. условия, которые мешают достижению целей. Несмотря на то, что некоторыми исследователями конфликт рассматривается как движущая сила развития группы, в большинстве случаев конфликт имеет гораздо больше отрицательных последствий. Так, например, в трудовом коллективе конфликт приводит к ухудшению социально-психологического климата, нарушению гармонии во взаимоотношениях между работниками. При отрицательном социально-психологическом климате начинают ухудшаться экономические результаты, и в конечном итоге происходит распад коллектива. Если в коллективе преобладают неприязнь, вражда, непонимание, то в нем идут бесконечные бесполезные споры, проявляющиеся в стремлении сводить счеты.
Менеджер ни в коем случае не должен принимать чью-либо сторону, это приведет лишь к обострению конфликта и неудовлетворенности работников9.
Именно от умений решать проблемы межличностных отношений у руководителя зависит, каким последствиям приведет конфликт функциональным или дисфункциональным. «Эффективный менеджер регулирует неизбежные конфликты в рамках организации таким образом, что большинство участников, вовлеченных в процесс принятия решения, остаются убежденными, что вопрос решился по справедливости»10.
Тем самым, отрицательные последствия конфликта приводят к непорядку и нестабильности групп людей в организации, как следствие плохой организационной деятельности предприятия, также к большим материальным и моральным потерям, снижению производительности труда, качества продукции. Сюда же можно отнести появление слухов, фактов наушничества, сплетен.
2.1 Способы предупреждения конфликта
Общеизвестно, что предотвратить болезнь проще, чем вылечить ее. Таким образом, наиболее важной задачей менеджера является предупреждение конфликтов во вверенном ему коллективе. Но, как правило, в практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта выделают такие типичные ошибки как:
В основе этих ошибок лежит, как правило, неверно построенная типология конфликтов, а также неумение менеджеров влиять на своих сотрудников и предвидеть конфликт. Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость в управлении имеет профилактика.
Профилактика конфликта представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.
Профилактика конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение отдельных людей. Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей:
Решение проблемы конфликтных
личностей является одной из сложных
задач, возникающих перед
Также существуют стили
поведения в конфликтной
Рисунок 3 - Сетка Томаса – Килменна
Эти стили позволяют ориентировать любого человека в случае попадания в конфликтную ситуацию.
Исходя из предложенной модели, выделяют следующие способы регулирования конфликтов:
Важнейшим признаком складывания в группе зрелого нравственно-психологического климата является формирование в ней определенного стиля взаимоотношений14.
К середине XX в. американский психолог Элтон Мейо (1880—1949), экспериментально доказал эффективность материального и непосредственного, психологического стимулирования работников и тем самым положил начало так называемой доктрине человеческих отношений в науке управления.
Последовательно реализуя общий подход во всех формах своей деятельности, современный менеджмент выработал ряд главных принципов, реализация которых обеспечивает на организационно-управленческом уровне прочное сотрудничество, сплоченность в трудовых коллективах, их высокий антиконфликтный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем.
Особое значение на организационно-управленческом уровне имеет создание в коллективах такой обстановки, которая способствует общению, тесному взаимодействию между сотрудниками. Это обеспечивается следующими организационными мероприятиями: многопрофильной, всесторонней подготовкой сотрудников, рассчитанной на то, чтобы каждый работник знал не только свою работу, но и то, как выполняются работы других; созданием такой системы распределения работы, при которой выполнение одной ее части зависит от выполнения другой, и таким образом возникают условия взаимозависимости в деятельности работников; специальным стимулированием взаимодействия сотрудников, их вознаграждением за взаимопомощь16.
Именно благодаря таким методам, можно избежать возникновения конфликта, или смягчить его процесс.
2.2 Межличностные стили разрешения конфликтов
Управление конфликтами
– это процесс
1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
2) исследование конфликта и поиск его причин;
3) поиск путей разрешения конфликта;
4) осуществление организационных мер.
Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на две основные группы: структурные и межличностные методы. Также существуют и другие методы управления конфликтами – это внутриличностные методы, переговоры, ответные агрессивные действия.
В этой главе рассмотрим подробно межличностные методы управления конфликтами. Это группа методов разрешения конфликтов относится к функции поведения самих работников в конфликтных ситуациях, которая включает в себя: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
Информация о работе Совершенствование процесса управления конфликтной ситуацией