В ходе исследования
в ЧП «bagratiON» был выявлен скрытый
конфликт между генеральным директором
и подчиненными, т.е. в коллективе существуют
недомолвки между директором и работниками.
Коллектив предприятия считает, что генеральный
директор принимает неверные решения
в плане распределения фонда оплаты труда,
премий, недооценивает работу подчиненных
и игнорирует инициативу работников.
Директор чувствует
возникшую напряженность, старается
быть более открытым и лояльным по
отношению к трудовому коллективу,
вызывая тем самым еще большее
недоверие с его стороны.
Причиной конфликта
также является, и коммуникационные
проблемы тесно связанные с иерархическим
уровнем в ЧП «bagratiON» некоторых должностей.
Например: менеджер по продажам подчиняется
региональному менеджеру, тот в свою очередь
заместителю директора, а зам. директор
- генеральному директору. При передаче
информации через уровни, на каждом из
них она подвергается пересмотру и коррекции.
При этом возникают различного рода искажения,
когда, например, важная информация признается
неважной и выбрасывается или, наоборот
(при передаче информации мы иногда преувеличиваем
значение конкретных факторов и преуменьшаем
значение случайных). В результате чего
происходит недопонимание и развитие
скрытого конфликта, который является
опасным, так как приводит к возникновению
недоверия, а так же к организационно -
напряженным отношениям.
Большим недостатком
всех конфликтных ситуаций возникающих
в ЧП «bagratiON» является то, что управлением
конфликтов никто не занимается, т.е. возникающий
конфликт регулируется самими сотрудниками
и руководителями.
Подводя итог исследованию видов,
причин и управления конфликтной ситуацией
в ЧП «bagratiON» можно прийти к следующим
заключениям, что, несмотря на все попытки
урегулировать конфликтные ситуации,
они остаются не завершенными, не хватает:
- адекватности восприятия конфликта, т.е. достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;
- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно выражают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
- атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
3.3 Рекомендации
по совершенствованию процесса
управления конфликтами в ЧП
«bagratiON
В ходе исследования в
ЧП «bagratiON» было выявлено, что главной проблемой
возникновения конфликтных ситуаций является
нездоровый организационный климат, недостаточная
мотивация персонала, неправильное распределение
ресурсов, а также неумение управлять
конфликтным процессом, в результате чего
повышается нервозность сотрудников,
которая отражается на результатах работы
предприятия. Например: потеря клиентов,
недоверие друг к другу, отчуждение принадлежности
коллектива к организации в целом, в ходе
чего снижается производство и рентабельность
предприятия.
Чтобы совершенствовать процесс управления
конфликтами в ЧП «bagratiON» необходимо предпринять
ряд мер, таких как:
- Нормализация психологического состояния сотрудников. Для этого необходимо иметь психолога, на которого будет возложены задачи по выявлению, предотвращению и профилактике конфликтов. Если на предприятие нет возможности ввести новую должность психолога, то необходимо хотя бы раз в год проводить психологические тренинги и деловые игры среди сотрудников, в ходе которых будут выявлены и устранены или сглажены конфликтные ситуации.
- Так как для организационного климата важным являются отношения между организацией и сотрудниками, а также между начальниками и подчиненными, то для его улучшения особое внимание необходимо уделять:
- интеграции целей предприятия и личных целей сотрудников;
- демократическому функционированию предприятия и возможности максимального участия сотрудников в ее деятельности;
- равноправию и проведению справедливой политики и практики в отношении сотрудников;
- взаимному доверию, вниманию и поддержке на различных уровнях предприятия;
- открытому обсуждению конфликтов и стремлению избежать конфронтации;
- признанию потребностей и ожиданий сотрудников, их индивидуальных особенностей и различий;
- проявлению внимания к условиям труда сотрудников. Выяснить как именно хотели бы улучшить условия труда, и предпринять все усилия для решения обозначенных проблем.
- обеспечению возможности личного развития и карьерного роста;
- чувство приверженности и лояльности по отношению к организации, каждый сотрудник должен ощущать себя значимым и важным ее членом24.
- «Обезоруживание» выявленного неформального лидера. Для этого необходимо отметить старание и работу неформального лидера путем награждения его грамотой и денежной премией или ценным подарком на общем собрании коллектива.
- Для сокращения числа конфликтных ситуаций и совершенствования их процесса следует уделять внимание таким чертам предприятия как характер властной структуры, организация работы, модели коммуникации, официальным правилам и положениям.
- Для урегулирования конфликта большое значение могут также иметь надлежащий стиль лидерства и метод управления, основанный на участии и поддержке, что проявляется как демонстрация чувства уважения и доверия, стимулирования самосовершенствования подчиненных, создание атмосферы сотрудничества. Стиль лидерства и управления, основанный на участии, также способствует усилению приверженности сотрудников организации.
- Уделять большое внимание стимулированию труда и мотивации работников. Проводить награждения, приуроченные к определенным датам с вручением денежных премий и ценных призов.
- Необходимо грамотно распределять ограниченные ресурсы по филиалам, чтобы никто не чувствовал себя обделенным, и чтоб на этой почве у сотрудников различных филиалов не возникало конфликтов.
Для руководителя предприятия, в частности ЧП «bagratiON».
совершенствование процесса управления
конфликтной ситуацией будет также заключаться
в:
- умение отличать главное от второстепенного. Как бы просто это не казалось, жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Но если регулярно анализировать конфликтные ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон, то можно найти правильный выход из сложившейся ситуации;
- умение подходить к проблеме с различных точек зрения, обусловлено это тем, что одно и то же событие можно оценить по-разному, в зависимости от занятой позиции. Поэтому руководитель должен оценивать ситуацию объективно, правильно сопоставлять позиции разных сторон;
- готовности к любым неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации;
- наблюдательности, необходимой для оценки подчиненных и их поступков, а также своих собственных. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если научиться беспристрастно, наблюдать не только за подчиненными, но и за собой. Человеку, умеющему объективно оценить не только свои желания, но и желания подчиненных, гораздо легче управлять и свом поведением и поведением сотрудников, особенно в критических ситуациях;
- дальновидностью, которая помогает руководителю не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание «что к чему приведет» предохраняет от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации25;
- умение вовремя и правильно определить источник конфликта, его цели и возможные последствия. Своевременно устранить его, предотвращая назревания не благоприятной ситуации;
- формирование правил поведения членов общего коллектива организации в конфликтной ситуации, которые будут иметь общее представления о необходимой реакции на конкретную ситуацию;
- нахождение компромисса, который будет являться оптимальным выходом из сложившейся ситуации для обеих сторон конфликта;
- умение управлять конфликтом так, чтобы его последствия стали функциональными и принесли некий положительный результат в деятельность предприятия.
- создание нормативного документа данного предприятия по этическим нормам, который бы сформировал основу поведения каждого члена коллектива. При нарушении условий данного документа ввести наказания, например, в виде штрафов, лишения премии.
Внедрение данных мероприятий
позволит совершенствовать процесс
управления конфликтной ситуации, а
так же вследствие этого решить возникший
конфликт на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя, из проведенного
анализа научной литературы по управлению
процессом конфликтной ситуацией
можно сказать, что конфликт является
неотъемлемой частью в любой деятельности
организации, и поэтому необходимо
уметь управлять данным явлением грамотно. Правильное диагностирование
и прогнозирование позволяет извлечь
тот позитив, который заключен в самой
природе конфликта.
Было выявлено, что
причинами конфликта на предприятиях
являются - совместно используемые
ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях
и ценностях, различия в стиле поведения
и биографиях людей, а также плохие коммуникации.
К потенциальным отрицательным
последствиям конфликта относятся:
снижение производительности, неудовлетворенность,
снижение морального состояния, высокая текучесть
кадров, ухудшение социального взаимодействия.
При эффективном вмешательстве
конфликт может иметь положительные
последствия, например, более углубленная
работа над поиском решений, разнообразие
мнений и улучшение сотрудничества в будущем, а также повышает
сплоченность коллектива, осознание наличия
общих интересов и групповых ценностей.
Управление конфликтом
есть целенаправленное воздействие
на процесс конфликта, обеспечивающее
решение социально значимых задач.
Как было установлено, управление конфликтами
включает в себя: прогнозирование и предупреждение,
профилактику, а также регулирование и
разрешение конфликтов.
Проведенный анализ по видам
и управлениям конфликтных ситуаций
показал, что в ЧП «bagratiON» возникают различные виды конфликта
такие как: между подчиненными и генеральным
директором, клиентами и менеджерами по
продажам, а так же между сотрудниками
предприятия.
В ходе исследования было
установлено, что неправильное управление
конфликтными ситуациями в ЧП «bagratiON» и недостаточное внимание в этой
области, приводит к частому возникновению
конфликтов.
Отсутствие специализированного
человека в области конфликтологии
и психологии приводит к значительным
издержкам, как экономического, так
и социального характера. В связи с этим были разработаны рекомендации
по совершенствованию процесса управления
конфликтной ситуацией в ЧП «bagratiON», которые
приведены в главе 3, п. 3.3.
Учитывая все предложенные
рекомендации, предприятие сможет не
только совершенствовать процесс управления конфликтной ситуацией
и разрешить возникший конфликт, но так
же позволит получить ряд других продолжительных
плюсов, а именно:
- возникновение атмосферы доверия;
- повышение мотивации работников;
- развитие корпоративной культуры на предприятии;
- улучшение условий труда;
- повысит устойчивость имиджа организации;
- повысит эффективность распределения ресурсов.
Так как по своей природе
конфликты разнообразны и разнокачественны,
а различным общественным системам
свойственны свои типы конфликтов,
следует помнить, что для управления конфликтами
наиболее рациональным и грамотным является
использование всего комплекса методов
воздействия на конфликтную ситуацию
и поведение участников конфликта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Буртовая Е.В. «Конфликтология. Учебное пособие», 2002г.
- под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л «Управление персоналом», Издательство «ЮНИТИ», 2002г.
- Воробьева Е. В. «Заработная плата в 2007 году» 10-е издание М., издательство «ЭКСМО» 2007 г.
- Голованов Г.А. «Основы менеджмента». - Санкт-Петербург, 1993г.
- Зельдович Б.Э., Сперанская Н.М., Фаенсон М.И. «Практический менеджмент: Учебное пособие» - М: Издательство МГУП, 2001г.
- под ред. Кибанова А. Я. «Управление персоналом организации», - М: ИНФРА-М, 2001г.
- под ред. Кибанова А. Я. «Управление персоналом организации», - М: ИНФРА-М, 2006г.
- Лори Маллинз «Менеджмент и организационное поведение», - Минск ООО: Новое издание, 2003г.
- Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф. «Основы менеджмента». Издательство «Дело», 1997г.
- Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф. «Основы менеджмента». Издательство «Дело», 2002г.
- Румянцева З.П. «Общее управление организацией», - М: ИНФРА, 2006г.
- Светлов В.А. «Конфликт: модели, решения, менеджмент», - Питер, 2001г.
- Спивак В.А. «Организационное поведение и управление персоналом», Издательство «Питер», 2001г.
- Уткин Э.А. «Конфликтология. Теория и практика». – М.: Издательство ЭКМОС, 1998г.
- Чернышев В.П., Двинин А.П. «Человек и персонал в управлении». – Санкт-Петерберг, 1997г.
- Шеллинг Т. Стратегия конфликта// Социально-политический журнал, 1998г.