Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:08, курсовая работа
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ И ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………………
1.1. Роль и значение мотивации персонала……………………………………..
1.2. Проблема мотивации персонала в современных условиях……………….
1.3. Теоретическая и практическая значимость мотивации поведения
персонала……………………………………………………………………..
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К МОТИВАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………………
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РЕКЛАМНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ «РЕКЛАМА СИТИ»………………….
3.1. Общая характеристика компании………………………………………….
3.2. Анализ системы мотивации и управления персоналом в компании……..
3.3. Эффективность предложенных мероприятий по выбору системы
мотивации и управления персоналом………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
содержание
введение………………………………………………………… |
3 | |
1. Сущность
и построение системы |
4 | |
1.1. |
Роль и значение мотивации персонала…………………………………….. |
4 |
1.2. |
Проблема мотивации персонала в современных условиях………………. |
10 |
1.3. |
Теоретическая и практическая
значимость мотивации поведения |
10 |
2. Сравнительный анализ подходов к мотивации эффективности труда и управления персоналом в России и за рубежом……………………………………………………… |
15 | |
3. Практическое
применение системы |
24 | |
3.1. |
Общая характеристика компании…………………………………………. |
24 |
3.2. |
Анализ системы мотивации и управления персоналом в компании…….. |
26 |
3.3. |
Эффективность предложенных
мероприятий по выбору системы |
31 |
Заключение…………………………………………………… |
34 | |
Список использованной литературы……………………………… |
35 |
Введение
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе.
Как известно, работники могут активно способствовать росту эффективности деятельности организации, а могут безразлично относиться к результатам деятельности, противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы. Только заинтересованный в своей работе человек и удовлетворённый ею может по настоящему эффективно работать и приносить пользу организации и обществу. В этом - главная задача продуманной системы мотивации труда, а значит и удовлетворения потребностей работника.
Одним из наиболее сложных моментов и в теории и в практике менеджмента является правильный выбор методов управления персоналом предприятия. Это, в первую очередь, связано со сложностью человеческой психики и сложностью моделирования ответных реакций на воздействия менеджеров, как отдельными работниками, социальными группами, так и коллективом в целом. Кроме того, следует учитывать, что различные методы управления оказывают различное воздействие на производство и на работника, а, кроме того, дают дифференцированные результаты в различных ситуациях.
С момента начала научного изучения
законов и закономерностей
1. Сущность
и построение системы
1.1. Роль и значение мотивации персонала
Основной особенностью управления персоналом на современном этапе является возрастающая роль личности работника. Необходима разработка нового подхода к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:
1) создание философии управления персоналом.
2) создание совершенных служб управления персоналом.
3) применение новых
технологий в управлении
4) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.
Философия управления персоналом — это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того, чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Система мотивации персонала — комплекс мер для создания таких условий, при которых персонал будет добиваться поставленных перед ними плановых показателей, с учетом особенностей внешних по отношению к организации условий.
На сегодняшний день в системе мотивации выделяются следующие составляющие:
Что касается понятия мотивации, то здесь до сих пор нет единого мнения, что же это такое. По-разному на категорию мотивации смотрят экономисты, социологи и психологи. При этом одни ученые отождествляют мотивацию со стимулированием труда, другие - противопоставляют две эти категории, третьи — рассматривают стимулирование как один из методов мотивации.
Обзор литературных источников по проблеме мотивации труда в России показал, что данной теме посвящено значительное число научных работ. Учитывая, что вопросы мотивации в России имеют свои характерные особенности, связанные как с историческими реалиями формирования рыночной экономики, так и со специфическими чертами менталитета, для решения прикладной задачи в рамках объекта исследования необходимо обратиться в первую очередь к изучению литературных источников отечественных авторов.
Сопоставление западных и отечественных подходов показало, что, несмотря на использование одинаковых теорий мотивации труда, созданных в основном зарубежными учеными, практические подходы к мотивации труда в России и за рубежом значительно отличаются. Это ставит задачу изучения фундаментальных основ мотивации в качестве приоритетной в рамках данной работы, т.к. именно определение сущности мотивации как явления и процесса позволит эффективно использовать полученные знания для достижения поставленной цели.
Авторы учебника «Основы менеджмента» М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури придерживаются следующего понятия: «Мотивация — это процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение цели организации»[12,c.45].
Этого понятия также придерживаются российские ученые Ю.Г. Грибина и И. Гущиной, и украинский автор А.С. Афонин[11,c.23].
Один из лидеров в отечественном мотивационном менеджменте Э.А. Уткин определяет мотивацию труда как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затрат усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей[16,c.13].
Шаховой В.А., Шапиро С.А. определяют мотивацию труда как стремление работника удовлетворить потребности (т.е. получить определенные блага) посредством трудовой деятельности[18, c.21].
Мотивацию как совокупность внутренних побудительных сил — потребностей, интересов, ценностных ориентиров, идеалов, установок рассматривают психологи, на основе чего формируют свои взгляды и некоторые экономисты.
Еще одна точка зрения объединяет понятия внутренней и внешней мотивации, что позволяет:
Мотивация представляет собой важнейшую функцию менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного поведения людей по достижению их собственных целей и целей предприятия. Она базируется на совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые заставляют человека действовать, определяют формы и границы действия, его направления, ориентацию на достижение определенной цели. При этом цель может быть разного уровня: от цели отдельного человека до цели страны в целом, а также разных видов (трудовая, хозяйственная, экономическая и т. д.).
Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.
В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.
Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель). Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема протекания мотивационного процесса [15,c.62]
Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.
Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения благ требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, получила название мотивационного ядра (комплекса), имеющего свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие в процессе работы, также рассматриваются, как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Информация о работе Совершенствование системы мотивации на предприятии