Совершенствование системы мотивации персонала в организациях социально – культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучить совершенствование системы мотивации персонала в организациях социально – культурного сервиса и туризма.
В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть понятие мотива, потребности и стимула;
2. проанализировать систему мотивации персонала;
3. разработать модель современной системы материальной мотивации;

Содержание работы

Введение 3
1. Функции и задачи менеджеров туристических и сервисных
предприятий 5
2. Стимулирование персонала 8
3. Совершенствование системы мотивации персонала в организациях
социально – культурного сервиса и туризма 11
Заключение 17
Список литературы 20
Приложение № 1 21

Файлы: 1 файл

контрольная мененджмент Совершенствование системы мотивации персонала в организациях.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

Согласно принятым системам мотивации на отечественных  предприятиях работник получает: базовую заработную плату в зависимости от иерархического уровня управления; премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период; премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.); премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы). Опционы, актуальные, в основном, для западных стран не рассматриваются в этой модели, хотя несут в себе как материальные, так и моральные стимулы. Россия, к сожалению еще не готова к адекватному восприятию концепции “народного предприятия”, пока еще слишком авторизованы в сознании риски и прибыли предпринимательской и управленческой деятельности.5

В целом, “компенсационный пакет” представляет собой систему  материального стимулирования плюс дополнительные льготы (рис.2) (организационные мероприятия) и дополнительные поощрения работников (рис.3).

Рис. 2 Состав льгот, применяемых российскими компаниями (в %).

Рис. 3. Дополнительные меры поощрения, применяемые российскими компаниями (в%)

 

Справедливости  ради, надо отметить, что % российских компаний на рис.2 и рис. 3, применяющих те или иные льготы и поощрения работников, были определены в ходе опроса компаний, заявивших о применении “компенсационного пакета”. Выборка вряд ли может считаться репрезентативной, ее характер, скорее, качественный.

Такая схема  мотивации достаточно эффективна в  силу низкого уровня жизни, и, для  большинства предприятий, сохраняет  свою актуальность.

Связано это  со следующими факторами: Во-первых, при  регулярной выплате бонусов, комиссионных и премий, ценность и мотивирующее воздействие резко снижается  – работник привыкает к ним, расценивает  их как форму заработной платы, и  любое снижение таких, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.

Во-вторых, начальное  мотивирующее воздействие переменной части оплаты труда, как правило, мотивирует творческое начало работника. Но, на практике, активное творчество работодателем практически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей регулярной работе. Творчество, с точки зрения современного российского собственника-менеджера, может проявлять либо сам собственник, либо высший руководитель, ибо они и только они “лучше знают и несут ответственность”. Возникает конфликт на базе взаимного непонимания, мотивирующее воздействие компенсируется негативным отношением к творческим порывам.

Снижение эффективности  мотивационных схем по рис.4 вынуждает работодателя искать новые методы мотивирования персонала. При этом, как правило, моральные “мотиваторы” не принимаются в расчет, поскольку не вполне понятно – для чего их применять. Единственным моральным методом мотивации, традиционно применяемым в России, является метод личного общения.

Рис. 4 Схема начисления ФОТ (материального  стимулирования).

 

Указанные на рис. 3 “моральные поощрения” в 85% случаев сводятся к личной похвале и в 10% случаев – к похвале (грамоте, благодарности и проч.) перед лицом коллег. Опять-таки проценты указаны исходя из выборки, которая не может считаться репрезентативной6. Таким образом, основной моральный фактор – личное общение.

Мотивирующих  факторов в данном случае несколько:

  • фактор внимания и защиты со стороны высшего руководителя – есть с кем пообщаться, есть на ком проверить свои идеи, есть кому “поплакаться в жилетку” и попросить защиты;
  • фактор “своего парня” – с таким руководителем хочется работать, его хочется поддержать и неприлично обманывать;
  • фактор сопричастности – близость к центру принятия решений, опережающая информация и обладание конфиденциальной информацией существенно поднимают статус работника;
  • фактор влияния – близкие контакты с центром принятия решений провоцируют “синдром советника”, при котором работник стремится оказать эмоциональное либо интеллектуальное воздействие на принимаемые решения. Если такое удается, работник начинает влиять на руководителя в целях укрепления своего статуса, придавая себе вес как лидеру неформальной группы, возможно даже еще не сформированной.

Как показано выше, такие методы мотивации несут  в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.

Похвала перед  лицом коллег – иначе говоря, призыв к общественному признанию  заслуг работника, начинает пользоваться все большей популярностью отечественных менеджеров. Это связано с тем, что такой вид поощрения несет в себе несколько факторов, которые могут быть использованы в управлении7:

  • фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, что этот работник как бы становится ближе к руководителю, получает моральное право на некую лидирующую позицию;
  • фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом “команды”, у него появляется чувство ответственности за общий результат;
  • фактор выделения – похвалив кого-либо, руководитель разрушает неформальные связи такого работника, особенно, если работник был выделен на фоне негативного отношения к остальным членам группы;
  • фактор целеполагания – публичная похвала, фактически, является отражением целей руководителя, показывает работникам “линию партии и правительства”.

Остальные методы морального мотивирования и стимулирования труда, кстати, неплохо себя зарекомендовавшие  ранее, к сожалению, не рассматриваются  отечественными предпринимателями и менеджерами в силу непонимания их применимости и неуверенности в их эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы можем  сделать вывод, что мотивация  применима как к отдельным  сотрудникам, так и к команде  в целом. Одно не может заменить другое, и при построении систем стимулирования это нужно рассматривать в комплексе.

Комиссионные  – один из наиболее естественных и  распространенных способов повышения  заинтересованности сотрудников. Он эффективен при условии, если верно разработан – напрямую связан с выполняемой работой и ее результатами и легко рассчитывается. Комиссионные должны выплачиваться регулярно – каждый месяц, а не раз в квартал, и должны быть значительной прибавкой к семейному бюджету.

Премия –  также довольно распространенный способ мотивации, но он может рассматриваться как индивидуальное право каждого независимо от результатов работы компании. Коллективные премии не всегда мотивируют каждого сотрудника в отдельности, и зачастую из-за отдаленности цели во времени сотрудники забывают поддерживать уровень выполнения работы, необходимый для выплаты премии.

К финансовой помощи можно отнести транспорт, ссуду  на покупку недвижимости, оплату медицинской  и других страховок, которые могут  распространяться или не распространяться на членов семьи сотрудника.

Пенсии. Эта  привилегия гораздо меньше ценится  молодыми сотрудниками и поэтому  не всегда является мотивирующим фактором.

Отпуска и праздники. Важно, чтобы они согласовывались  с личной жизнью сотрудника. Мотивировать могут как продолжительность отпуска, так и его даты. Продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы в компании. Командировка может сочетаться с отпуском (таким образом, компания оплачивает билеты в то место, куда сотрудник сам не смог бы позволить себе поехать).

Качества и  условия самой работы. Пытаться мотивировать человека, находящегося не на своем  месте, всегда трудно. Дать сотрудникам  возможность развить в себе новые  навыки и получить новые знания, а также «сменить обстановку» можно, организуя рабочие группы для выполнения проектов или специальных заданий.

Оборудование. Ноутбук, пейджер, мобильный телефон  и т.д., которые могут использоваться также и в личных целях, – все  это очень веские мотивирующие факторы.

Ответственность. Большинство людей получают удовлетворение от возложенной на них ответственности как от чего-то, что принадлежит только им. Они могут считать это своей собственностью и гордиться результатом. Передача ответственности не обязательно должна иметь большие масштабы, но какой бы ни была ответственность, она рождает более обдуманное и внимательное отношение к методам работы и ее конечным результатам и, соответственно, влечет за собой рост продуктивности и эффективности, стимулируя вместе с тем работу в команде.

Продвижение и  рост. Ощущение собственного прогресса само по себе мотивирует. Категории и звания можно использовать для создания уровней в пределах одной должности, чтобы сотрудники имели возможность более регулярного роста.

Признание и  поощрение – например, выбор «сотрудника месяца». Подобные меры должны быть организованы так, чтобы возможность выиграть была у всех. Если каждый раз это будет один и тот же человек, — этот фактор перестает быть мотивирующим: вскоре команда поймет, что победитель уже давным-давно выбран, и в результате интерес и доверие к такой системе будут потеряны.

Схемы мотивации  – это не решение проблемы мотивации, а только вспомогательные меры. Они  не могут заменить признание руководства  и мотивацию каждого сотрудника. Цель – найти баланс, когда общий  эффект позитивен настолько, чтобы удовлетворять и удерживать сотрудников в организации. Мотивация должна быть и прогрессивной, и интегральной .

Мотивация напрямую влияет на результаты работы. Но какими бы ни были факторы мотивации, важно, чтобы их комбинация была правильной. И то, что мотивирует человека сегодня, завтра перестает привлекать, потому что становится привычным.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Магун В. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики. – 2002. – № 1.
  3. Менеджмент. Курс лекций. – Абакан, 2009.
  4. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.
  5. Полухина А.Н. Мотивация персонала организации в отрасли социально-культурного сервиса и туризма // Российское предпринимательство. — 2008. — № 5. — c. 116-119.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета  на мотивацию и трудовые ценности

Общие данные

Пол:

  • Мужской
  • Женский

Возраст:

  • менее 25 лет,
  • 25-35 лет,
  • более 35 лет

Стаж работы в компании:

  • менее 6 месяцев,
  • от 6 месяцев до 2 лет,
  • более 2 лет

Образование:

  • среднее,
  • н/высшее,
  • высшее

 

  1. Работа, которую я выполняю, является важной и интересной для меня лично:

ДА, согласен

5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

-5

НЕТ, не согласен



 

  1. Отношения в группе (отделе, подразделении), в которой я работаю, хорошие, коллектив дружный, сотрудники поддерживают друг друга в различных ситуациях:

ДА, согласен

5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

-5

НЕТ, не согласен



 

  1. Я удовлетворен условиями на моем рабочем месте: обстановка комфортная, имеется необходимое оборудование и техника, санитарные условия в норме:

Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала в организациях социально – культурного сервиса и туризма