Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы является отчет о прибылях и убытках как форма финансовой отчетности.
Основные задачи, которые необходимо решить при выполнении курсовой работы заключаются в следующем:
- изучение теоретических основ бухгалтерской отчетности, правового и информационного обеспечения отчетности в целом, и в том числе отчета о прибылях и убытках;
- изучить порядок его заполнения в соответствии с нормативными документами, принципы построения;
- проанализировать отчета о прибылях и убытках ЗАО «Алан-Вест».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Доходы и расходы организации и их классификация ..………………
5
1.2. Нормативное регулирование отражения финансовых результатов ….
11
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ И АНАЛИЗА ОТЧЕТА О ПРИЫЛЯХ И УБЫТКАХ
2.1. Структура и порядок заполнения отчета о прибылях и убытках .........
20
2.2. Пример и анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Алан-Вест»………………………………………………………………………..…
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..…………………..……………………...
31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ……………………………..…………..……......
32
Организации вправе при разработке самостоятельно формы отчета о движении денежных средств принять в качестве определяющих показателей направления деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая), а не движение потоков денежных средств, как это предложено в образце формы №4.
Подводя итог, можно сказать, что в отчете о прибылях и убытках отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. Отчет состоит из пяти разделов. Любой раздел отчета по движению денежных средств подразделяется на подраздел притока денежных средств и подраздел оттока денежных средств.
Каждый раздел имеет строку чистые денежные средства от вида деятельности (текущей, инвестиционной или финансовой), где определяется увеличение или уменьшение денежных средств и их эквивалентов по видам деятельности.
2.2. Пример и анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Алан-Вест»
С помощью отчета о прибылях и убытках можно выявить главные тенденции, повлиявшие на экономическую эффективность предприятия. Разумеется, для проведения такого анализа понадобятся сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
Классическая форма отчета о прибылях и убытках не слишком подходит для анализа. Поэтому начать изучение результатов работы компании за год придется с формирования аналитической таблицы, в которой будут выполнены все необходимые расчеты (см. таблицу 2).
Таблица 2
Анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Алан-Вест»
№п/п |
Показатель |
Код строки |
2011г., тыс. руб. |
2012 г., тыс. руб. |
Горизонтальный анализ (отклонения) итогов 2012 по сравнению с 2011 г. |
Вертикальный анализ по годам, % | |||
тыс. руб. (гр. 4-гр. 5) |
% (гр. 6/ гр. 5 * 100%) |
2011 год (гр.4/ гр.4, стр. 3 * 100%) |
2012 год (гр.5/ гр. 5, стр. 3 * 100%) |
Изменение доли (гр. 8-- гр. 9) | |||||
2 |
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||
3 |
Выручка |
10 |
600000 |
650000 |
-50000 |
-7,69 |
100 |
100 |
- |
4 |
Себестоимость |
20 |
445000 |
480 000 |
-35000 |
-7,29 |
74,17 |
73,85 |
0,32 |
5 |
Валовая прибыль |
29 |
155000 |
170 000 |
-15000 |
-8,82 |
25,83 |
26,15 |
-0,32 |
6 |
Коммерческие расходы |
30 |
50 000 |
45 000 |
5000 |
11,11 |
8,33 |
6,92 |
1,41 |
7 |
Управленческие расходы |
40 |
94 025 |
115 000 |
-20975 |
-18,24 |
15,67 |
17,69 |
-2,02 |
8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
10 975 |
10 000 |
975 |
9,75 |
1,83 |
1,54 |
0,29 |
9 |
II. Прочие доходы и расходы | ||||||||
10 |
Проценты к получению |
60 |
0 |
0 |
0 |
_ |
|||
11 |
Проценты к уплате |
70 |
1500 |
1500 |
0 |
0 |
0,25 |
0,23 |
0,02 |
12 |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
0 |
- |
|||||
14 |
Прочие доходы |
90 |
6500 |
5200 |
1300 |
25 |
1,08 |
0,8 |
0,28 |
15 |
Прочие расходы |
100 |
2800 |
1700 |
1100 |
64,71 |
0,47 |
0,26 |
0,21 |
16 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
13175 |
12000 |
1175 |
9,79 |
2,2 |
1,85 |
0,35 |
17 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
2635 |
2400 |
235 |
9,79 |
0,44 |
0,37 |
0,07 |
18 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
10540 |
9600 |
940 |
9,79 |
1,76 |
1,48 |
0,28 |
* Рентабельность продаж
** Рентабельность финансово-
*** Общая рентабельность
В первую очередь, как правило, интересует абсолютное и относительное изменение показателей за период (горизонтальный анализ). Проиллюстрируем это на цифрах, приведенных в таблице. Коммерческие расходы увеличились на 5000 тыс. рублей (на 11,11%), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 50 000 тыс. рублей (7,69%) и 15 000 тыс. рублей (8,82%) соответственно. Это косвенно свидетельствует о том, что дополнительные затраты на рекламу и продвижение товаров не оправдали себя. Ожидаемого роста продаж не последовало. Скорее всего, причина в общем падении спроса на рынке, связанном с кризисом. Поэтому вряд ли можно однозначно утверждать, что решение потратиться на рекламу было неверным. Вполне возможно, что без стимуляции спроса выручка была бы еще ниже. Тем не менее, вполне оправданно потребовать от коммерческого и маркетингового отделов детального обоснования затрат.
По данным отчета, в компании прошла оптимизация управленческих расходов - они сократились на 20 975 тыс. рублей (18,24%). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 975 тыс. рублей (9,75%). Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени - на 9,79 процента. Все это свидетельствует о том, что меры по сокращению управленческих затрат полностью себя оправдали.
Вертикальный анализ помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль. В примере на сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 0,32 процента доли себестоимости продукции в выручке компании. Здесь мог сказаться рост затрат на сырье и материалы, если, например, компания приобретает их за рубежом за валюту. Или же снижение торговой наценки.
Далее, отношение показателей
«валовая прибыль», «прибыль до налогообложения»
и «чистая прибыль» к выручке
не что иное, как рентабельность
продаж, финансово-хозяйственной
Теперь, после того как определены основные показатели, повлиявшие на чистую прибыль предприятия, имеет смысл провести факторный анализ отчета о прибылях и убытках.
Факторный анализ финансовых результатов
Факторный анализ позволяет оценить, на какую конкретную сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора. Например, чтобы выяснить, сколько потеряла компания в валовой прибыли из-за падения выручки и сколько в результате снижения рентабельности продаж, сначала придется рассчитать, какой была бы валовая прибыль, если бы рентабельность поддерживалась на уровне прошлого года.
Разница между такой условной валовой прибылью и прибылью прошлого года продемонстрирует, сколько рублей прибыли (ΔВПв) предприятие потеряло (заработало) из-за снижения выручки. Формула расчета будет выглядеть так:
ΔВПв = ВПусл - ВПo
где ВПусл - условная валовая прибыль, которую получило бы предприятие при сохранении рентабельности прошлого года (Выручка текущего года x Рентабельность предыдущего года);
ВПo - валовая прибыль по итогам прошлого года.
По аналогии можно рассчитать
и влияние изменения
ΔВПр = ВП - ВПусл
где ВП - валовая прибыль компании за отчетный год.
Проиллюстрируем расчеты на примере данных, приведенных в таблице. Условная валовая прибыль (ВПусл) составляет 156 900 тыс. рублей (600 000 тыс. руб. x 26,15% [рентабельность в 2011 году]). Теперь несложно посчитать, из-за чего компания недополучила 15 000 тыс. рублей валовой прибыли в 2012 году. Во-первых, снижение рентабельности продаж привело к тому, что прибыль уменьшилась на 1900 тыс. рублей (155 000 - 156 900), а спад выручки обеспечил уменьшение прибыли на 13 100 тыс. рублей (156 900 - 170 000). Остается выяснить причины изменения выручки как фактора, который в большей степени повлиял на валовую прибыль компании. Почему упала выручка - из-за внешних факторов, в частности, общего падения спроса на рынке, или же из-за ошибочных решений, например, связанных с неправильной ценовой политикой. Однако данных отчета о прибылях и убытках для подобного анализа явно недостаточно.
В заключение имеет смысл разобраться в том, как повлияли на прибыль такие факторы, как количество реализованной продукции, цена и себестоимость единицы товара. Сложность расчета во многом будет зависеть от того, насколько разнообразна продукция, реализуемая компанией.
ЗАО «Алан-Вест» торгует однородной продукцией. В 2012 году она реализовала 50 тыс. штук товара, а в 2011 году - 52 тыс. штук. В 2012 году средняя цена реализации снизилась с 12,5 до 12 тыс. рублей за штуку, а себестоимость единицы продукции - с 9,23 до 8,9 тыс. рублей. Соответственно прибыль на единицу продукции сократилась с 3,37 до 3,1 тыс. рублей.
Дальнейшие вычисления выполнятся по той же логике, которая была проиллюстрирована на примере влияния выручки и рентабельности на валовую прибыль. Итак, из-за снижения торговой наценки компания «недополучила» 25 000 тыс. рублей (600 000 тыс. руб. [выручка 2012 года] - 50 000 шт. [объем реализации в 2012 году] x 12,5 тыс. руб./шт. [цена в 2011 году]).
В данном контексте выражение «недополучила» условно. Нет гарантий, что при сохранении уровня цен 2011 года компания смогла бы удержать и объем продаж на прежнем уровне, вполне вероятно, что при иной ценовой политике провал в реализации был бы еще больше. Скорее, снижение торговой наценки помогло нивелировать негативное влияние сжимающегося спроса на объем продаж. Тем не менее, из-за сокращения объемов реализации чистая прибыль снизилась на 6550 тыс. рублей (170 000 тыс. руб. [валовая прибыль в 2011 году] х 50 000 шт. [объем реализации в 2012 году] x 12,5 тыс. руб./шт. [цена реализации в 2011 году]: (52 000 шт. [объем реализации в 2011 году] x 12,5 тыс. руб.) - 170 000 тыс. руб.). Однако эти потери удалось компенсировать благодаря сокращению затрат на 16 500 тыс. рублей (50 000 шт. [объем реализации в 2012 году] X 9,23 тыс. руб./ шт. [себестоимость в 2012 году] - 50 000 шт. x 8,9 тыс. руб./шт. [себестоимость продукции в 2011 году]).
Как видим, есть различные варианты анализа отчета о прибылях и убытках:
- горизонтальный
- вертикальный
- факторный анализ
Анализ отчета о прибылях и убытка ЗАО «Алан-Вест» показал, что в компании прошла оптимизация управленческих расходов - они сократились на 20 975 тыс. рублей (18,24%). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 975 тыс. рублей (9,75%). Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени - на 9,79 процента. Все это свидетельствует о том, что меры по сокращению управленческих затрат полностью себя оправдали.
Предложенная техника анализа отчета о прибылях и убытках позволяет не только объяснить, с чем связано снижение (рост) прибыли компании, но и определить, на чем стоит акцентировать внимание в будущем. В случае с ЗАО «Алан-Вест» напрашивается вывод, что, помимо усилий по росту объема продаж, необходимо увеличение запаса безубыточности, в том числе за счет сокращения расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.
Показатели финансовых результатов
(прибыли) характеризуют абсолютную
эффективность хозяйствования предприятия
по всем направлениям его деятельности.
Они составляют основу экономического
развития предприятия и укрепления
его финансовых отношений со всеми
участниками коммерческого
При рассмотрение данных вопросов использованы практические материалы деятельности ЗАО «Алан-Вест».
По результатам проделанной
работы можно сделать вывод, что
на исследуемом предприятии
Данные о финансовых результатах, отраженные в Отчете о прибылях и убытках соответствую бухгалтерскому балансу.
Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет не только объяснить, с чем. связано снижение (рост) прибыли компании, но и определить, на чем стоит акцентировать внимание в будущем. В случае с ЗАО «Алан-Вест» напрашивается вывод, что, помимо усилий по росту объема продаж, необходимо увеличение запаса безубыточности, в том числе за счет сокращения расходов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ
2. Программа реформирования
бухгалтерского учета в
3. Положение по ведению
бухгалтерского учета и
4. Указание об объеме
форм бухгалтерской отчетности
и Указания о порядке
5. Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская
6. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Доходы организации», утв. Минфином РФ от06.05.99 г. № 32н (с изменениями от 30.03.01 г. № 27н.
7. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Минфином РФ от06.05.99 г. № 33н. (с изменениями от 30.03.01. № 27н.)
8. Астахов В.П. «Бухгалтерский финансовый учет». - ИКЦ Мару, Москва 2003г.- 532с.
9. Безруких П.С.«Бухгалтерский учет». - Москва, Бух. Учет, 2003г. – 326с.
10. Бакинов М.И.«Бухгалтерский учет в торговле» Москва. - «Финансы и статистика» 2002 г. – 256с.
11. Гетман В.Г. «Финансовый учет». - Москва, «Финансы и статистика» 2002 г.- 298с.
12. Кондраков И.П.«Бухгалтерский учет». - Москва, Инфра 2002 г. -376с.
13. Козлова Е.П.«Бухгалтерский учет в организациях». - Москва, Финансы и статистика, 2002 г. – 506с.
Информация о работе Совершенствование системы стимулирования персонала