Совершенствование социальной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование социальной политики предприятия, и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
изучение теоретических аспектов социальной политики предприятия;
исследование системы управления социальной политикой предприятия и способы оценки ее эффективности;
анализ социальной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты социальной политики предприятия
1.1. Понятие и сущность социальной политики предприятия
1.2. Цели, задачи, функции, основные направления, структура социальной политики предприятия
1.3. Зарубежный опыт реализации социальной политики на предприятии
1.4. Методы оценки социальной политики предприятия
2. Анализ социальной политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ социальной политики предприятия
2.3. Разработка предложений по совершенствованию социальной политики предприятия
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложения

Файлы: 1 файл

Совершенствование социальной политики предприятия.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

  1. Теоретические аспекты социальной политики предприятия
 
    1. Понятие и сущность социальной политики предприятия

5

    1. Цели, задачи, функции, основные направления, структура социальной политики предприятия

7

    1. Зарубежный опыт реализации социальной политики на предприятии

14

    1. Методы оценки социальной политики предприятия

17

  1. Анализ социальной политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию
 
    1. Общая характеристика предприятия

28

    1. Анализ социальной политики предприятия

30

    1. Разработка предложений по совершенствованию социальной политики предприятия

32

Заключение

35

Список литературы

37

Глоссарий

39

Приложения

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании мотивации  работников, повышении их самовыражения  в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.

Во-вторых, предприятия  предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам  материального стимулирования. Предоставление дополнительных льгот и услуг  социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом). Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, социальная политика предприятия, как составная часть менеджмента, представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что формирование и реализация активной социальной политики на предприятии способствуют росту трудового потенциала работников и повышению конкурентоспособности предприятия.

Целью курсовой работы является исследование социальной политики предприятия, и разработка рекомендаций по ее улучшению.

Достижение цели связано  с решением следующих задач:

  1. изучение теоретических аспектов социальной политики предприятия;
  2. исследование системы управления социальной политикой предприятия  и способы оценки ее эффективности;
  3. анализ социальной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Объектом курсовой работы является ООО «КогалымНИПИнефть».

В качестве предмета исследования рассматривается социальная политика предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие и сущность социальной политики предприятия

 

Большое внимание отечественные  и зарубежные исследователи уделяют  определению социальной политики, а что касается социальной политики предприятия, то она изучена недостаточно, нет четкого определения данному понятию.

В социальной деятельности предприятия общие установки  социальной политики конкретизируются применительно к специфическим  условиям трудового коллектива отдельного предприятия. Это позволяет более эффективно решать как общегосударственные социальные вопросы, так и проблемы социального развития отдельных коллективов, изыскивать резервы и варианты, которые дополняли общегосударственные мероприятия.

В формировании мотивации  работников, повышении их самовыражения  в работе, особое место занимает социальная политика предприятия. Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.

Во-вторых, предприятия  предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, социальная политика предприятия, как составная  часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с  предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

 

1.2 Цели, задачи, функции, основные направления, структура социальной политики предприятия

 

Социальное обеспечение  работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности организации (фирмы). В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации.

Можно выделить следующие  основные цели социальной политики:

  1. улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;
  2. рост производительности труда и желание работников трудиться;
  3. отождествление работника со своим предприятием;
  4. поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;
  5. личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;
  6. социальная защищенность работников.

Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:

  1. стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование;
  2. воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;
  3. защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием. [8]

Социальная политика предприятия  осуществляет следующие функции:


  1. сокращение конфликтов;
  2. улучшение отношений между работодателями и наемными работниками;
  3. привлечение новых работников;
  4. создание благоприятного имиджа фирмы в глазах общественности;
  5. "привязку" персонала к данной организации.

 

 

  1. Материальное вознаграждение.

Оплата труда должна основываться на социальном минимуме – на том,  что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им  средств  существования  не только для себя, но и для своей семьи. Заработная плата  в  индустриально развитых странах составляет примерно две трети общих денежных доходов населения.

Расходную часть семейного бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение  различных  взносов (в том числе проценты за  кредиты), на покупку товаров  краткосрочного и длительного пользования – продуктов  питания,  одежды,  обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату  жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных  услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают  степень семейного достатка, качество и уровень ее жизни. [20]

  1. Социально-психологический климат коллектива.

Социально-психологический  климат – это суммарный эффект от воздействия многих  факторов,  влияющих  на  персонал  организации.  Он  проявляется в трудовой  мотивации,  общении  работников,  их  межличностных  и   групповых связях.  Нормальная  атмосфера  этих  отношений  дает  возможность   каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес  к работе и  необходимый  психологический  настрой,  побуждает  к  справедливой оценке достижений и неудач как собственных,  так  и  коллег,  организации  в целом.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются общения,  интеллекта,  воли и  эмоций  личности,   определяющих стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и  сплоченности  с  другими. Выражая отношение работников к совместному делу  и  друг  другу,  социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие  мотивы, которые не  менее  действенны, чем материальное  вознаграждение  и   экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают  у  него  напряжение  сил  или  спад энергии, трудовой  энтузиазм,  заинтересованность  в  деле  или безразличие. [22]

 

  1. Социальная защищенность работников.

Социальную защиту работников  организации  составляют  мероприятия  по социальному   страхованию   и   соблюдению   других   социальных   гарантий, установленных   действующим   законодательством,   коллективным   договором, трудовыми соглашениями и иными  правовыми  актами.  На  сегодняшний  день  в Российской Федерации эти меры, предусматривают:

  1. обеспечение  минимального  размера  оплаты труда и тарифной  ставки (оклада);
  2. нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые   отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;
  3. возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  4. отчисления  в пенсионный  и  другие  внебюджетные  фонды социального страхования;
  5. выплату пособий по временной нетрудоспособности,  ежемесячных пособий  матерям  на  период  их  отпуска  по  уходу  за  ребенком,  стипендии  работникам  на  время  профессиональной   подготовки   или   повышения  квалификации.

Система социальной  защиты  должна  страховать  работников  от  риска оказаться в затруднительном  материальном  положении  из-за  болезни,  утраты трудоспособности  или  безработицы,  придавать  им  уверенность  в  надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

  1. Социальная инфраструктура.

Потенциал отражает  материально-технические    и    организационно-экономические возможности организации, т.е.  ее  размеры  и  территориальное расположение, численность персонала и характер  ведущих  профессий,  профиль производства  и  объемы  выпускаемой  продукции  (товаров  и  услуг),  форму собственности, состояние основных фондов, финансовое  положение.  Социальная инфраструктура представляет  собой  комплекс объектов, предназначенных  для  жизнеобеспечения  работников  организации  и членов   их   семей,   удовлетворения   социально-бытовых,   культурных и интеллектуальных потребностей.  В  условиях  Российской  Федерации  перечень таких объектов включает:

  1. обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и  объекты      коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.);
  2. медицинские  и   лечебно-профилактические учреждения   (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т.д.);
  3. объекты  образования  и  культуры  (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
  4. объекты торговли и общественного питания  (магазины,  столовые,  кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
  5. объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
  6. спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения  физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  7. коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.

Информация о работе Совершенствование социальной политики предприятия