Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию стиля руководства в ОсОО «St. art LTD».
Для достижения цели, поставленной в рамках курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства, их понятия, сущность и классификацию. Оценить преимущества и недостатки стилей руководства;
дать характеристику предприятию «St. art LTD»;
проанализировать стиль руководства исследуемого предприятия»;
разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства предприятия «St. art LTD».
"Эксплуататорский" авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники в основном относятся
к навязанным руководителем решениям
безразлично или негативно, радуются
любой его ошибке, находя в ней
подтверждение своей правоты. В
целом в результате этого в
организации или подразделении
формируется неблагоприятный
При более мягкой "благожелательной"
разновидности авторитарного
Еще до Макгрегора более объемную
одномерную систематизацию стилей руководства
предложил К. Левин. В его классификации
в качестве крайних полюсов были
поставлены автократичное и
Исследователи обратили также внимание
на то, что деятельность автократичного
руководителя подчинена, прежде всего,
производственным задачам и что
люди. Для него имеют второстепенное
значение. И, наоборот, для демократичного
лидера на первом месте оказываются
люди, работники, чье взаимодействие
он, прежде всего и стремится
Организации, в которых доминирует
демократический стиль
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: "консультативную" и "партисипативную". В условиях "консультативной" руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально, в необходимых случая.
Наконец, "партисипативная" разновидность демократического стиля управления предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество.
Специальные исследования показали,
что хотя в условиях авторитарного
стиля руководства можно
Там же, где речь идет о необходимости
стимулирования творческого подхода
исполнителей к решению поставленных
задач, наиболее предпочтителен либеральный
стиль управления. Его суть состоит
в том, что руководитель ставит перед
исполнителями проблему, создает
необходимые организационные
При этом поощрение и наказание
отступают на второй план по сравнению
с внутренним удовлетворением, получаемым
подчиненными от возможности реализовать
свои потенции и творческие способности.
Подчиненные избавлены от назойливого
контроля, "самостоятельно" принимают
решения и ищут в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации, не подозревая,
что руководитель часто все уже
заранее продумал и создал для
этого процесса необходимые условия,
во многом предопределяющие конечный
результат. Такая работа приносит им
удовлетворение и формирует благоприятный
морально-психологический
Применение этого стиля
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки "выдвиженцев", которые от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам же он лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на самом деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой какого-то непреодолимого барьера, образуя непрерывную цепочку, что хорошо видно в таблице 2.
Таблица 2
Авторитарный, демократический, либеральный стили управления
Авторитарный стиль руководства |
Демократический стиль руководства |
Либеральный стиль руководства | |||
Эксплуататор-ский |
благожелательный |
Консультатив-ный |
партиси-пативный |
либеральный |
Демократичес-кий |
В целом в рамках перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.
В заключение приведем сводную таблицу характеристик "одномерных" стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским.
Нужно иметь в виду, что в каждом
конкретном случае между авторитарным,
демократическим и либеральным
стилями существует определенный баланс,
и увеличение доли элементов одного
из них будет приводить к
Таблица 3
Характеристика «одномерных» стилей руководства
Способ рассмотрения |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Способ принятия решений |
Единоличный с подчиненными |
На основе консультаций сверху |
На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных |
допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников |
- |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательной |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |
Многомерные стили руководства. В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого являются "многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.
Первоначально сложилась идея "двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой — на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности.
В современных управленческих концепциях западных специалистов делается попытка осуществить иные комбинации подходов, формирующих стиль управления. Так, считается, что авторитарные методы руководства, содержащие в себе опасность культа личности руководителя, в большей степени сочетается с подходом, ориентированным на создание благоприятных организационно-технических условий производства, а демократические, раскрепощающие людей, с подходом, ориентированным на создание и укрепление коллектива.
Быстрый же уход от авторитарного
стиля руководства может
По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителе на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.
Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчелла и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.
В неоднозначных ситуациях, как
считают авторы, лучше использовать
"инструментальный" стиль, поскольку
руководитель лучше видит ситуацию
в целом и его указания могут
служить для подчиненных
Информация о работе Совершенствования стиля руководства в ОсОО «St. art LTD»