Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:50, дипломная работа
Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи: 1. исследовать и обобщить теоретические положения, раскрывающие сущность понятий «современная организация», «внешняя среда», «макрокомпоненты»; 2. выявить и проанализировать факторы и условия, формирующие внешнюю среду современной организации; 3. рассмотреть основные компоненты макро- и микросреды современного предприятия.
1. Внутренняя среда организации и ее факторы
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
Характеристика факторов внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации
Критерий классификации |
Наименование фактора |
1. Наличие общих целей |
Цели, совместные ценности |
2. Преобразование ресурсов |
Персонал, технология, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы |
3. Зависимость организации от внешней среды |
Стиль организации, стратегия |
4. Разделение труда |
Навыки персонала, задачи |
5. Образование подразделений |
Структура |
6. Необходимость и наличие управляющего органа |
Власть |
7. Прочие |
Культура организации |
Факторы внутренней среды
Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
производство: объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.
Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организация
управления: организационная структура,
система управления, уровень менеджмента,
квалификация, способности и интересы
высшего руководства: фирменная
культура; престиж и имидж фирмы;
организация системы
Маркетинг: товары, производимые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование
Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам).
2. Международное окружение.
В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.
Факторы международной среды
Чтобы приспособить свои услуги и продукцию к характеристикам или иного международного окружения, руководители организации должны научиться понимать факторы каждой международной среды. Если они считают, что среда другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок и решений.
Рассмотрение факторов среды, в которой функционирует международный бизнес, сосредоточено на четырех факторах — культуре, экономике, законодательстве, государственном регулировании и политической обстановке.
Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневно жизни.
Язык
— важный аспект культуры, всегда создающий
трудности для организации
Различия
между культурами выражаются и в
несовпадении установок по поводу власти,
значения работы, роли женщины в
обществе, готовности рисковать. Исследователи
установили, что именно проблемы человека,
обусловленные работой в иной
культуре, обычно становятся причиной
неудач. Поэтому чтобы преуспеть, организациям
и руководителям следует
Экономика.
Фирмы, работающие в международной
среде, должны анализировать экономические
условия и тенденции и наблюдая
за экономикой тех стран, в которых
они ведут или намереваются вести
дела. Анализ среды может способствовать
повышению эффективности
Законы и госрегулирование. Подобно тому, как организации, занимающиеся бизнесом внутри страны, зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям.
Политическая
обстановка. Внутренний рынок находится
под влиянием политических событий
и решений, аналогично этому политические
факторы могут сказываться на
операциях в сфере
внутренний среда
3. Новые типы организационных структур (партисипативная, многомерная и др.)
Партисипативная
организация. Несмотря на многие преимущества
многомерной организации, с ее помощью
бывает трудно создать такую структуру,
которая устраивала бы всех членов
организации и адекватно
Предпринимательская
организация – это организация,
ориентированная на рост и больше
рассчитывающая на имеющиеся возможности,
чем на контролируемые ресурсы. Реализация
этих возможностей и использование
для этого ресурсов чаще осуществляется
на краткосрочной, эпизодической и
поэтапной основе. Контроль за ресурсами
носит обычно опосредованный характер
(аренда, заем и т.п.). Структура управления
предпринимательской
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
- работа
в областях с высокой или
сложной технологией,
- работники
являются
- структура
имеет органическую основу и
четко не определена, преобладают
неформальные и горизонтальные
связи. Иерархическое
4. Параметры внутренней среды организации
Существуют
различные подходы к выделению
параметров внутренней среды организаций.
По определению М.Х. Мескона, М. Альберта
и Ф. Хедоури, основными внутренними
переменными организации
Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
У организации могут быть разнообразные цели. Например, чтобы получить прибыль, бизнесмены и менеджеры организаций должны сформулировать цели в таких областях, как объемы продаж (доля рынка), разработка новой продукции, цены на нее, качество услуг, подготовка и отбор персонала. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, больше внимания уделяют социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Подразделения организации имеют собственные конкретные цели, которые должны вносить свой вклад в достижение цели всей организации и не противоречить друг другу.
Цели
подразделяются на краткосрочные, промежуточные,
долгосрочные; по очередности достижения;
большие и малые (по критерию затрат
ресурсов; конкурирующие, независимые
и дополнительные. Классификация
целей позволяет устанавливать
приоритеты, т.е. одним целям отдавать
предпочтение, а другие откладывать.
В зависимости от изменения условий,
возможностей, достигнутых результатов
цели могут оставаться теми же, корректироваться
или меняться. Новые цели появляются
также в.результате анализа информации,
решений предыдущих лет, т.е. на основе
заключений, выводов. Рассматриваются
новые альтернативы: ведут ли они
быстрее к достижению цели, что
для этого дополнительно
Структура
организации — это логическая
взаимосвязь и
Как важнейшая
организационная
Задача
— это предписанная работа, серия
работ или часть работы, которая
должна быть выполнена заранее
Информация о работе Современная организация и ее окружающая среда