Современная организация и ее окружающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:50, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи: 1. исследовать и обобщить теоретические положения, раскрывающие сущность понятий «современная организация», «внешняя среда», «макрокомпоненты»; 2. выявить и проанализировать факторы и условия, формирующие внешнюю среду современной организации; 3. рассмотреть основные компоненты макро- и микросреды современного предприятия.

Файлы: 1 файл

семестровка.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

1. Внутренняя среда организации  и ее факторы

 

Любая организация  находится и функционирует в  среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие  условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае, если среда допускает его  существование.

Характеристика  факторов внутренней среды организации

Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится  в рамках организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Информация  о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может  рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет  также лучше уяснить цели и  задачи организации

Критерий классификации

Наименование фактора

1. Наличие общих целей

Цели, совместные ценности

2. Преобразование ресурсов

Персонал, технология, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы

3. Зависимость организации  от внешней среды

Стиль организации, стратегия

4. Разделение труда

Навыки персонала, задачи

5. Образование подразделений

Структура

6. Необходимость и наличие  управляющего органа

Власть

7. Прочие

Культура организации




 

Факторы внутренней среды

 

Анализ  внутренней среды проводят по следующим  направлениям:

производство: объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его  использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость  рабочей силы, интересы и потребности  работников.

Организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная  культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

Маркетинг: товары, производимые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую  информацию о рынках, маркетинговый  бюджет и его исполнение, маркетинговые  планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

Финансы и учет: финансовая устойчивость и  платежеспособность; прибыльность и  рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам).

 

2. Международное окружение. Факторы  международной среды

 

В то время  как факторы внешней среды, описанные  выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя  обусловлена уникальной совокуп­ностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количе­ство и  качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень  технологического развития раз­нятся  от страны к стране. При осуществлении  функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Факторы международной среды

Чтобы приспособить свои услуги и продукцию к характеристикам  или иного международного окружения, руководители организации должны научиться  понимать факторы каждой международной  среды. Если они считают, что среда  другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок  и решений.

Рассмотрение  факторов среды, в которой функционирует  международный бизнес, сосредоточено  на четырех факторах — культуре, экономике, законодатель­стве, государственном  регулировании и политической обстановке.

Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых  всеми ценностей, верований, обычаев  и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние  которой сказывается на стиле  повседневно жизни.

Язык  — важный аспект культуры, всегда создающий  трудности для организации ведущей  свои дела за границей. В силу расхождения  значений, придаваемых сходит словам, а также проблем, связанных с  переводом, могут возникать барьеры  на пун обмена информацией. Увеличитьих  непроницаемость может несовпадение языковых жестов во взаимодействующих  культурах.

Различия  между культурами выражаются и в  несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в  обществе, готовности рисковать. Исследователи  установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, обычно становятся причиной неудач. Поэ­тому чтобы преуспеть, организациям и руководителям следует выявлять культурные различия и соответствующим  образом менять поведение в межличностных  контак­тах, не говоря уже об изменении  стиля и методов деловой практики и руководства

Экономика. Фирмы, работающие в международ­ной среде, должны анализировать экономические  условия и тенденции и наблюдая за экономикой тех стран, в которых  они ведут или намереваются вести  дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия реше­ний и планирования.

Законы  и госрегулирование. Подобно тому, как организации, занимающи­еся  бизнесом внутри страны, зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулиру­ющих актов. Последние относятся к таким  вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и пред­ставление сведений государственным учреждениям.

Политическая  обстановка. Внутренний рынок находится  под влиянием политических событий  и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряжен­ность может  нарушать процесс производства или  ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном  владении завода или вида продук­ции.

внутренний среда международный  организация

3. Новые типы организационных  структур (партисипативная, многомерная  и др.)

 

Партисипативная организация. Несмотря на многие преимущества многомерной организации, с ее помощью  бывает трудно создать такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала бы их деятельность. Ряд специалистов считают, что данная проблема более  успешно решается, если членам организации  предоставляется право участвовать  в принятии решений, касающихся их работы. Последнее уточнение является принципиальным и отличает в корне организации, построенные на участии работников в управлении, или так называемые партисипативные организации, от организаций, где посредством создания органов  самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации. Наглядным примером такого подхода явилось введение в период перестройки на предприятиях бывшего СССР выборности руководителей и создание на них советов трудовых коллективов, поставленных волею закона над руководством и призванных демократизировать управление предприятием.

Предпринимательская организация – это организация, ориентированная на рост и больше рассчитывающая на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование  для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и  поэтапной основе. Контроль за ресурсами  носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т.п.). Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством  уровней, гибкостью и сетевым  построением. Деятельность такой организации  обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация  предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и  достижении результата, а не на необходимости  использования ресурсов. С точки  зрения организационного построения, предпринимательские структуры  базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет  место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной  компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и  их квалификация

Эдхократической организации присуща высокая  степень свободы в действиях  работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми  элементами эдхократического дизайна  являются следующие:

- работа  в областях с высокой или  сложной технологией, требующая  творчества, инновативности и эффективной  совместной работы (групповая взаимосвязь  работ);

- работники  являются высококвалифицированными  экспертами в своем деле, выполняют  сложные производственные операции  и умеют коммуницировать друг  с другом высокоэффективным образом;

- структура  имеет органическую основу и  четко не определена, преобладают  неформальные и горизонтальные  связи. Иерархическое построение  постоянно меняется. У многих  менеджеров нет жесткой привязки  к какой-то одной работе.

 

4. Параметры внутренней среды  организации

 

Существуют  различные подходы к выделению  параметров внутренней среды организаций. По определению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основными внутренними  переменными организации являются цели, структура, задачи, технология и  люди.

Цели  – конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится  добиться группа, работая вместе.

У организации  могут быть разнообразные цели. Например, чтобы получить прибыль, бизнесмены и менеджеры организаций должны сформулировать цели в таких областях, как объемы продаж (доля рынка), разработка новой продукции, цены на нее, качество услуг, подготовка и отбор персонала. Некоммерческие организации также  имеют разнообразные цели, но, вероятно, больше внимания уделяют социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие  решения руководства. Подразделения  организации имеют собственные  конкретные цели, которые должны вносить  свой вклад в достижение цели всей организации и не противоречить  друг другу.

Цели  подразделяются на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные; по очередности достижения; большие и малые (по критерию затрат ресурсов; конкурирующие, независимые  и дополнительные. Классификация  целей позволяет устанавливать  приоритеты, т.е. одним целям отдавать предпочтение, а другие откладывать. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов  цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в.результате анализа информации, решений предыдущих лет, т.е. на основе заключений, выводов. Рассматриваются  новые альтернативы: ведут ли они  быстрее к достижению цели, что  для этого дополнительно требуется. Если требования новых альтернатив  высоки и в ближайшее время  не могут быть удовлетворены, то устанавливаются  краткосрочные, но достижимые цели. К достижению больших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При этом фиксируют достижение промежуточных целей. 

Структура организации — это логическая взаимосвязь и взаимозависимость  уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая  позволяет наиболее эффективно достигать  целей организации. Характерной  чертой организации является разделение труда. Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда в ней. Как конкретно  осуществить разделение труда в  организации? Этот вопрос относится  к самым существенным управленческим вопросам. Выбор подразделений определяет структуру организации и, следовательно, возможности ее успешной деятельности. Вертикальное разделение труда создает  иерархию управленческих уровней в  организации.

Как важнейшая  организационная характеристика, структура  представляет собой совокупность связей и отношений, сложившихся в системе  между ее элементами.

Задача  — это предписанная работа, серия  работ или часть работы, которая  должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее оговоренные  сроки. На основе решения руководства  о структуре каждая должность  включает ряд задач, которые рассматриваются  как необходимый вклад в достижение целей организации.

Информация о работе Современная организация и ее окружающая среда