Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение современных методов управления.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включает в себя:
-изучение понятия и сущности методов управления;
-освоение современной системы взглядов на менеджмент;
-изучение экономических, административных и социально-психологических методов управления;
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Современные методы менеджмента.......................................................5
1.1 Современная система взглядов на менеджмент.............................................5
1.1.1 Применение системного подхода в управлении.........................................5
1.1.2 Применение ситуационного подхода в управлении...................................5
1.2 Сущность методов управления........................................................................8
1.3 Классификация методов управления...............................................................9
1.3.1 Экономические методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки.....................................................................................10
1.3.2 Административные методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки...................................................................12
1.3.3 Социально-психологические методы: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки.....................................................................................14
Глава 2. Современные методы управления на примере ООО "Мацкевич".....16
2.1 Кратка характеристика ООО" Мацкевич" ....................................................16
2.2 Модель управления ООО "Мацкевич"..........................................................18
2.2.1 Структура модели управления....................................................................20
2.2.2 Реализация модели управления...................................................................23
2.2.3 Модель управления в действии...................................................................25
Заключение.............................................................................................................27
Список используемых источников и литературы ..........................
Будучи ведущим поставщиком офисной техники, "Мацкевич" занимает лидирующие позиции на рынке лазерных многофункциональных устройств: доля компании в России в этом сегменте составляет от 30 до 50%. Широкие возможности этих устройств - печать, сканирование, факс, копирование, а также легкая интеграция в любую компьютерную сеть и систему документооборота - делают их незаменимыми в любом офисе.
К созданию этой модели управления ООО "Мацкевич" шло почти двадцать лет. В конце 1980-х годов многие компании, в частности американские, столкнулись с проблемой обострения конкуренции со стороны зарубежных производителей. Зачастую последние более гибко реагировали на изменения рыночных условий и оперативно внедряли новинки. Необходимо было повысить чувствительность компаний к требованиям рынка, к меняющемуся потребительскому спросу. Для этого им пришлось делегировать дополнительные полномочия и ответственность на нижние уровни управления, обладающие большей восприимчивостью к запросам заказчиков.
Они оказались поставлены перед
необходимостью проведения реструктуризации
бизнеса. Конец 1980-х годов стал временем
внедрения новых
Модель управления предполагает четкую формулировку задач и может быть использована в любом виде бизнеса для определения бизнес-процессов, постановки целей дальнейшей работы, оценки результатов и планирования действий, необходимых для улучшения ситуации. Она базируется на том, что управление - это процесс реализации идей и достижения целей посредством планирования, организации, руководства и контроля за людскими и прочими ресурсами организации. В свою очередь, планирование включает в себя прогнозирование позитивных тенденций и определение оптимальной стратегии и тактики достижения компанией поставленных целей. Организация означает разработку внутренней структуры компании, привлечение в нее квалифицированных кадров, создание условий для достижения целей. Контроль же сводится к отслеживанию позитивных сдвигов в решении задач компании и принятию корректирующих мер, если таковые отсутствуют.
Кроме того, модель управления позволяет избежать ошибки при выборе целей. Не секрет, что фирмы часто заходят в тупик просто потому, что не могут четко выразить цель, которая перед ними стоит. Туманные определения типа "повышение качества", "повышение эффективности" или "более высокие результаты" ничего не дадут, тогда как задача, сформулированная как "увеличение доли рынка во всех сегментах с 20% до 40% к концу 2000 года" уже реальна и выполнима.
Модель управления содержит инструменты, необходимые для четкого выбора приоритетных направлений работы и постановки как краткосрочных, так и долгосрочных целей.
Ценность любой модели управления бизнесом определяется в процессе ее реализации. Она дает руководству компании возможность выявления и устранения проблем, мешающих дальнейшему развитию и достижению поставленных целей, а также необходимые для этого инструменты. Причем конкретный результат зависит во многом от того, как модель управления будет использована.
Такая модель управления предполагает применение ее на всех уровнях - от руководителя до рядового сотрудника: принципиально важно, чтобы все четко представляли себе поставленные задачи, пути и методы их решения, а также степень личного участия в общем деле, то есть каждый служащий должен понимать свою меру ответственности за достижение результата.
Трудность, с которой сталкиваются многие компании, - это несоответствие описанных процессов, принципов, стандартов тому, что происходит на практике. И чем более развитую структуру имеет компания, тем сложнее управлять ею. Для этого необходимы серьезные механизмы внутреннего контроля, так как только они позволяют своевременно выявлять проблемы и эффективно решать их. Использование модели управления - это не разовая акция, а непрерывный процесс, предусматривающий периодическое соотнесение планов с реальным положением дел.
Модель управления, применяемая ООО "Мацкевич", включает шесть блоков (категорий):
1. лидерство;
2. кадровые ресурсы;
3. управление бизнес-процессами;
4. заказчик и рынок;
5 знания и информация;
6. результаты.
Первые пять категорий ориентированы на процессы и практику их реализации. От того, насколько эффективна работа в этих пяти областях, во многом зависит результат деятельности компании.
Центральным в модели является блок "заказчик и рынок". Наши заказчики определяют наше будущее. Чтобы лидировать на рынке, компания, ее продукт, а также оказываемые ею услуги должны представлять для них особую ценность. Для этого недостаточно время от времени выполнять требования заказчика, необходимо делать это постоянно. Мало знать его пожелания, нужно учиться предвидеть их. Категория "заказчик и рынок" посвящена тому, как привлечь клиента, удержать его и занять лидирующее место на рынке.
"Лидерство" - категория, которой принадлежит первое место в структуре описываемой модели управления. В ООО "Мацкевич" его понимают как стимул, превосходство, статус. Это и цель, и путь к ней. "Лидерство" - это основополагающее понятие, на котором базируется вся работа корпорации. Ключевым моментом является определение стратегии компании и путей ее реализации. Речь идет не только о ее руководстве, каждый сотрудник, определяя собственные цели и задачи, соотносит их с долговременными стратегиями своей фирмы, составляет индивидуальный годовой план в соответствии с ее глобальными задачами. Этот процесс осуществляется в рамках специальной методики, предусмотренной данной категорией и озаглавленной "управление для достижения результата".
"Кадровые ресурсы". Кадры
решают все. Эта известная
"Управление бизнес-процессами"
"Знания и информация". Новые
разработки в бизнесе - это
результат постоянного
"Результаты". Практика показывает,
что добиваться
Некоторые компании оценивают свою работу при помощи единственного критерия - годового отчета о прибылях и убытках. ООО "Мацкевич" подходит к решению этой проблемы несколько иначе. Внимательно изучая прошлое, настоящее и прогнозируя будущее компании, она тщательно отслеживает тенденции развития компании.
Таковы основные компоненты модели управления. Среди них нет более или менее важных. Только рассматривая и используя всю модель управления в целом, можно добиться реальных долгосрочных результатов.
Это процесс, позволяющий достаточно объективно оценить состояние бизнеса, используя принципы, заложенные в каждой из рассмотренных категорий; выявить существующие проблемы и составить план по улучшению ситуации.
Реализация модели управления включает в себя несколько этапов - анкетирование, анализ, план действий, прогнозы развития.
1. Анкетирование. Начинается с заполнения менеджерами компании двух анкет. В первой по семибальной шкале оценивается наличие или отсутствие вполне конкретных процессов и их продуктивность, насколько эффективно ведется работа по каждому из элементов. Такой рейтинг предоставляет компании очень важный инструмент. Он позволяет:
- мгновенно обнаруживать направления деятельности, результаты которых оставляют желать лучшего;
- отслеживать изменения в той или иной категории в течение нескольких лет (например, сопоставление рейтинга этого года с прошлым);
сравнивать реальный результат с ожидаемым.
Во второй анкете менеджеры, опять же по семибальной шкале, оценивают важность того или иного элемента для достижения целей компании на ближайший год, иными словами, выявляют приоритеты. Это чрезвычайно важно. Например, в категории "кадровые ресурсы" есть элемент, который предусматривает привлечение к работе национальных меньшинств. Приоритеты могут оставаться неизменными из года в год или наоборот часто меняться. Это зависит от самых разных причин. Например, меняется организация, вместе с ней меняются и приоритеты.
Специальная компьютерная программа обрабатывает анкеты и находит критические области, то есть наиболее важные для компании, но при этом имеющие наихудшую оценку по результатам первой анкеты. Обычно таких проблемных зон насчитывается не более пяти.
Безусловно, на этом этапе оценка делается менеджерами скорее интуитивно, чем с использованием статистических данных, таблиц и графиков. Ее задача - только обозначить слабые места, но не сформулировать проблему. По каждому из приоритетных элементов назначается лидер, отвечающий за улучшение ситуации. Он подбирает себе команду, которая будет вместе с ним работать над этой проблемой в течение года.
2. Анализ. Выбрав приоритеты на ближайший год, переходим к следующему этапу - анализу ситуации, который предполагает сбор всевозможной информации, позволяющей выяснить, что именно мешает добиваться хорошего результата. Основная задача такого анализа - выяснить ее коренные причины, что иногда бывает совсем не просто.
3. План действий. Далее лидер и его команда составляют план действий, то есть мероприятий, нацеленных на улучшение ситуации и устранение выявленных причин; согласовывают этот план с руководством компании; назначаются лица, ответственные за его выполнение и определяются сроки.
4. Прогноз развития компании. Наконец, составляется прогноз развития компании на год вперед. Помимо этого происходит постоянное соотнесение текущих результатов ее деятельности с ожидаемыми. Не исключено, что некоторые из намеченных действий окажутся неэффективными, и если вовремя это обнаружить, то план можно скорректировать без особых потерь. Через год производится новая оценка состояния бизнеса, которая и показывает, насколько правильно была принята модель управления на практике.
Использование модели управления - это замкнутый процесс, осуществление которого в течение хотя бы одного года позволит, не прикладывая сверхъестественных усилий и не прибегая к помощи консультантов со стороны, добиться значительных результатов.
В качестве одного из примеров удачного применения модели управления руководством компании "Мацкевич Россия" можно рассматривать элемент "развитие персонала", относящийся к категории "кадровые ресурсы".
В процессе анализа состояния бизнеса 2008 года этот элемент получил одну из наихудших оценок (всего 3,7 балла по семибальной шкале). И не удивительно - 2008 год был годом кризиса, который негативно отразился на большинстве сотрудников: падение доходов компании; вынужденное изменение структуры; сокращение численности персонала; замораживание бюджета, выделяемого на обучение. Все это не могло не повлиять на низкую оценку данного элемента.
Анализ ситуации проводился по нескольким критериям, предусмотренным моделью управления. Один из них - результаты ежегодного анкетирования сотрудников на предмет их удовлетворенности работой в компании.
В 2008 году итоги были неутешительными. Например, возможности, предоставляемые для обучения, удовлетворяли немногим более 50% служащих, для сравнения, в 2006-2007 годах этот показатель равнялся приблизительно 70%.
Не лучше дело обстояло с планированием и подбором кадров. Этот процесс был разработан, но не использовался настолько эффективно, насколько требовалось в условиях изменения структуры и ее адаптации к новым условиям рынка. В 2008 году замещение должностей из внутренних ресурсов компании составило для менеджеров второй линии всего 44%, то есть из-за невозможности подбора сотрудников внутри компании мы были вынуждены тратить деньги и время на поиск людей со стороны, которые не всегда оказывались лучшими кандидатами.
В ходе анализа были выявлены и
другие факторы, отрицательно влияющие
на ситуацию - отсутствие у некоторых
сотрудников должностных
Информация о работе Современная система взглядов на управление