Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать специфику современного состояния шоу-бизнеса России.
Задачи работы: охарактеризовать шоу-бизнес как специфический вид коммерческой деятельности в сфере аттракции; рассмотреть понятие, сущность, отличительные черты, специфику рынка шоу-бизнеса; установить особенности современного состояния шоу-бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика шоу-бизнеса как специфический вид
коммерческой деятельности в сфере аттракции………………………………4
1.1. Шоу-бизнес: понятие, сущность, отличительные черты…………………4
1.2. Особенности рынка шоу-бизнеса…………………………………………..8

2. Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика…11

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

Rossysky_shou_-_biznes_Sovremennoe_sostoyanie.docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Общая характеристика  шоу-бизнеса как специфический  вид 

коммерческой деятельности в сфере аттракции………………………………4

1.1. Шоу-бизнес: понятие, сущность, отличительные черты…………………4

1.2. Особенности рынка  шоу-бизнеса…………………………………………..8

 

2. Современное состояние  шоу-бизнеса в России: проблемы  и специфика…11

 

Заключение……………………………………………………………………….18

 

Список использованной литературы…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Шоу-бизнес - это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков. Наряду с этими тенденциями наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса, растущее значение системы взаимоотношений с потребителями, степени удовлетворения их потребностей.

В России шоу-бизнес довольно молод относительно мировой практики. Само понятие «шоу-бизнес» появилось в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. Именно тогда стали формироваться организации, образующие сферу шоу-бизнеса. Получили свободу действий также и телекомпании, и эстрадные организации. Вместе с тем как ранее существовавшие предприятия культурно-досугового комплекса, так и вновь образовавшиеся организации сферы шоу-бизнеса оказались не готовы к деятельности в новых экономических, политических и культурных условиях, что породило специфические явления в российском шоу-бизнесе, которые требуют своего тщательного изучения с целью повышения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке, что определяет актуальность темы настоящей работы.

Цель работы – проанализировать специфику современного состояния шоу-бизнеса России.

Задачи работы: охарактеризовать шоу-бизнес как специфический вид коммерческой деятельности в сфере аттракции; рассмотреть понятие, сущность, отличительные черты, специфику рынка шоу-бизнеса; установить особенности современного состояния шоу-бизнеса в России.

 

1. Общая характеристика шоу-бизнеса как специфический вид коммерческой деятельности в сфере аттракции

 

1.1. Шоу-бизнес: понятие, сущность, отличительные черты

 

Шоу-бизнес как термин (а значит, как осознанный теоретиками факт или процесс) появился в специальной литературе даже на Западе только в середине 1980-х гг. «Шоу-бизнес – коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений. Данное понятие применяется к компаниям, занимающимся производством и распространением аудио- и видеопродукции; к артистам и некоторым спортсменам; к таким сферам развлечений, как кино, театр, музыка, телевидение и других, извлекающих, кроме всего прочего, финансовую выгоду из своей деятельности»1.

В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.

Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

Шоу-бизнес есть область культуры и искусства, подчиненная цели удовлетворить потребность масс в развлечениях и эмоциональных «встрясках», впечатлениях. Шоу-бизнес как отрасль культуры и искусства постоянно «провоцирует» в массах жажду удовольствий и удовлетворяет ее, поставляя публике удовольствия.

Шоу-бизнес - не только явление массовой культуры или сфера искусства. Это область предпринимательства. Предприниматель сферы шоу-бизнеса производит специфическую услугу - развлечение - и продает ее потребителям.

«Деятельность в шоу-бизнесе можно охарактеризовать как деятельность по производству и реализации продукта (товара и услуги) для удовлетворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли»2.

Шоу-бизнес - это предпринимательство, связанное с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и другое.

К сфере шоу-бизнеса принадлежит прежде всего часть организаций искусства - та их часть, которая целенаправленно организует зрелищные развлечения.

Уже в советское время культурологи и искусствоведы ввели в оборот словосочетание «зрелищные искусства». Под зрелищными искусствами подразумевались в первую очередь эстрада, цирк, кино, телевидение, в той их части, восприятие которых было упрощено «яркостью», «манкостью», «зазывностью» формы.

Кроме организаций отрасли искусства, к шоу-бизнесу следует причислить тех, кто предлагает публике спортивные праздники, демонстрации моделей одежды, компьютерные игры. По мнению как экспертов, так и рядовых потребителей удовольствий, в шоу-бизнес входят игорные дома, видеосалоны, ночные клубы, концертные залы, парки аттракционов, выставочные комплексы и прочие фирмы, работающие в индустрии развлечений.

Число и «разновидности» удовольствий постоянно множатся -относительно недавно мир развлечений был обогащен бодибилдингом и «боями без правил», шоу парикмахеров и кулинаров, ток-шоу и шоу ремонта.

Сегодня теоретики всегда и непременно включают в перечень шоу: кинофильм, телевизионную передачу, эстрадное представление, спектакль, спортивное мероприятие, компьютерную игру. И следовательно, к шоу-бизнесу относятся организации, их производящие. Точные же (окончательные) границы шоу-бизнеса, как и структура сферы шоу, пока что еще не определены.

«Шоу-бизнес предполагает показ, демонстрацию, спектакль, представление, выставку, витрину. Значит, во-первых, «шоу» - это зрелище, но не всякое, а только искусственно созданное. С этой точки зрения, скажем, рассвет или закат к шоу явно не относятся, они представляют собой зрелища естественно-природного происхождения. Во-вторых, шоу - это зрелище, организуемое и проводимое с целью развлечения зрителя. В-третьих, шоу - это массовое зрелище; зрелище, изначально адресуемое, предназначаемое большому числу потребителей; соответствующее запросам «большинства»3.

Любое шоу включается в орбиту «шоу-бизнеса» только при наличии у него всех указанных качеств. Соединение, взаимопроникновение названных «примет» шоу предопределяют следующие отличительные черты продуктов (произведений) шоу-бизнеса.

Особенностью шоу-развлечений служит их изначальный «синтетизм». Хорошее шоу обречено на синтез искусств, так как призвано воздействовать на потребителя по возможности полно и «всесторонне».

Другой отличительной чертой «развлечений от шоу-бизнеса» выступает их объединяющее (до стадности) начало. Чувство единения с толпой служит дополнительным источником наслаждения, даже когда люди смотрят спортивные соревнования в одиночку, дома, по телевизору.

И наконец, еще одной отличительной чертой шоу-развлечений является их престижность. Популярность шоу есть закон их существования. Зрелище изначально создается и подается толпе как объект вожделения и фанатизма. Здесь в ход идут такие старые, хорошо опробованные и надежные средства, как громкие имена участников шоу, дороговизна создания шоу, скандал, случившийся при постановке шоу.

«Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов, на имеджмейкерстве как разновидности предпринимательской деятельности»4. Главным лицом становится не артист, а продюсер, который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и так далее. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают поднебесных высот. Сверхвысокие доходы «звезд» являются разновидностью ренты, величина которой зависит исключительно от спроса. Впрочем, даже «звезды» не всегда обеспечивают себе пожизненный достаток. Находясь на пике популярности, они часто приучаются «сорить» деньгами; когда же карьера подходит к концу (в шоу-бизнесе она редко длится более десятилетия), то многие экс-«звезды» по инерции продолжают много тратить и разоряются.

«Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства»5. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» – американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, так называемые «мэйджоры», контролируют более 70% мирового рынка.

В ХХ в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и так далее будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру. Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

 

1.2. Особенности рынка шоу-бизнеса

 

Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

«Шоу-бизнес - это особенный рынок, где находят друг друга спрос на развлечения и предложение развлечений. Предметом купли-продажи на этом рынке оказываются культурные услуги индустрии развлечений»6. Рынок - это группа потребителей, выражающих желания или потребности в отношении продукта, услуг или идей. В условиях шоу-бизнеса такой группой потребителей оказываются все жаждущие получить удовольствие от зрелища, реальная либо потенциальная публика.

Рынок также - это все однородные, схожие по признакам товары. В условиях шоу-бизнеса рынок представляет собой все «выставленные на продажу» зрелищные развлечения.

Шоу-бизнес как рынок специфичен (оригинален, уникален) больше, чем любой иной рынок. Конечно, изучение спроса и предложения в сфере шоу-бизнеса сулит осуществление процедур, аналогичных процедурам, применяемым при исследовании всякого другого произвольно избранного рынка.

В случае погружения в вопросы спроса в условиях шоу-бизнеса, например, совокупный спрос на культурные услуги будет оценен как все потребители удовольствий, так или иначе сгруппированные. Вот детская аудитория, подростковая, молодежная и так далее - с разбивкой зрителей по возрастам. Вот аудитория кинотеатров, видеосалонов, театров, стадионов и пр. Вот аудитория реальная и вероятная, потенциально возможная. Аудитория, разбитая на группы лиц с различным образовательным уровнем. Аудитория, структурированная по «профессиональным» или национальному признакам. Аудитория постоянная (местная) и совокупность разовых зрителей (приезжих) и так далее. Отраслевое отличие возникает лишь на уровне постановки задач исследования. Задача анализа спроса в шоу-бизнесе - выявить интересы и потребности всех групп населения с целью создания адресных развлекательных услуг.

И исследование предложения на рынке развлекательных услуг никаких методологических неожиданностей не сулит. Зато рынок культуры и искусства наделен совершенно особенными - и еще не вполне познанными - законами конкуренции и ценообразования.

«Шоу-бизнес есть область агональных (соревновательных) стратегий фирм - производителей культурных услуг. В изучении таких стратегий примечательным оказывается следующее обстоятельство. Стратегии отдельных организаций шоу-бизнеса обладают огромной степенью взаимозависимости»7. Нередко чем более успешно реализуется одна программа продвижения фирмы на рынке, тем более это обуславливает успех другой.

Информация о работе Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика