Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать специфику современного состояния шоу-бизнеса России.
Задачи работы: охарактеризовать шоу-бизнес как специфический вид коммерческой деятельности в сфере аттракции; рассмотреть понятие, сущность, отличительные черты, специфику рынка шоу-бизнеса; установить особенности современного состояния шоу-бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика шоу-бизнеса как специфический вид
коммерческой деятельности в сфере аттракции………………………………4
1.1. Шоу-бизнес: понятие, сущность, отличительные черты…………………4
1.2. Особенности рынка шоу-бизнеса…………………………………………..8

2. Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика…11

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

Rossysky_shou_-_biznes_Sovremennoe_sostoyanie.docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

В шоу-бизнесе возникновение конкуренции подчас становится стимулом к повышению числа продаж у всех «конкурирующих» организаций - оживление культурной жизни оживляет и самый спрос на развлечения. Привлекательность одного вида развлечений делает привлекательным и другие виды развлечений. Привлечение внимания публики к какому-либо зрелищу делает и прочие развлечения более желанными для потребителей.

Наконец, в шоу-бизнесе выступает особый принцип ценообразования на развлекательные услуги - рынок культурных услуг не имеет жесткой схемы ценообразования, а потому сегодня представляется нелогичным, непознаваемым, лишенным закономерностей. При почти полном отсутствии самобытных работ, посвященных теории шоу-бизнеса, эта его особенность описана подробно и ярко.

Далекие от мира экономики искусствоведы фиксируют: «Произведение искусства - товар особого рода, обладающий специфическими свойствами, в частности особым проявлением закона стоимости». Цены на посещения зрелищ, на развлечения чаще всего никак не связаны с реальными затратами «на производство и реализацию продукции», не зависят от них. «Потребительский опыт подсказывает, что цены не то чтобы несправедливы, но они совершенно явно неинформативны, то есть плохо увязаны в нашем сознании с ценностью культурных благ»8.

Цены на развлечения зависят в первую очередь от престижности зрелища. Культурное потребление - сфера чистого желания, здесь правит мотив. Оттого проблема цен в искусстве едва ли не ближе к психологии и социологии, нежели к экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика

 

Шоу-бизнес, как и всякий иной бизнес, возник в Российской Федерации совсем недавно, в конце 1980-х гг., с приходом рыночной экономики, став частью рынка. До этого времени в нашей же стране исследователи категорически отрицали и наличие, и возможность появления такого явления. Если литератор обращался к проблемам западного шоу-бизнеса (порицая кинофильмы с обилием сцен секса и насилия, телевизионные «мыльные оперы» или рок-культуру), то видел в нем лишь приметы кризиса буржуазного общества. А мысль о том, что и в России возникнет (возникает) шоу-бизнес, не допускалась.

«В начале XXI века шоу-бизнес стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав»9. В шоу-бизнесе работают тысячи людей. В него вкладываются и в нем зарабатываются огромные средства.

Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам. Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.

Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц. Российские продюсеры не могут пригласить в страну разве что «звезд» самой первой величины.

Однако не смотря на современное активное развитие шоу-бизнеса в России эта отрасль сегодня является проблемной и эти проблемы во многом обусловлены советским прошлым и очень тяжелым этапом для нашего шоу-бизнеса в 90-е годы ХХ века.

Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. Так, доля пиратской продукции на аудиорынке составляет до 60 – 75%, на рынке видеофильмов – до 85%. Впрочем, ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств. Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими.

«В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране»10. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.

Одной из острых проблем российского шоу - бизнеса является абсолютное доминирование в шоу-бизнесе американских (или, по крайней мере, англоговорящих) фирм и артистов ведет к тому, что он превращается в инструмент американизации мировой культуры.

Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным.

Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей.

Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но пока многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом.

В России, как и в любой другой стране, главное - потребители продукта шоу-бизнеса, их интересы, потребности, запросы, ожидания, вкусы. Капитал известности публичных людей напрямую зависит от того, насколько они интересны публике, насколько способны удержать внимание, завоевать любовь публики.

Публичность в России это профессия, которая открывает известному человеку все двери, но лишь при умении пользоваться появляющимися возможностями.

Сегодня в России уже на уровне стереотипов считается, что «раскрутка» любой звезды стоит условно «около миллиона долларов». «В российском шоу-бизнесе ситуация развивается таким образом, что при наличии налаженной бизнес-машины, коммерческого опыта, связей в средствах массовой информации и особенно на телевидении, и, условно говоря, миллиона долларов можно сделать звездой практически каждого десятого человека, обладающего подходящей внешностью, возрастом, амбициями, неким талантом и так далее»11.

Стать известным в России просто, но при этом известность столь же быстро улетучивается, если не работать над ней постоянно.

Основной тип конкуренции, фигурирующий в процессе получения капитала известности в России принципиально иной, чем, скажем, на Западе. Во многом это связано с советским прошлым нашей страны, где были пущены корни шоу-бизнеса, где складывались предпосылки его развития, механизмы работы, принципы и практика, ставшие впоследствии основой для многих успешных шоуменов и продюсеров, которые вкладывают большие силы в развитие звёзд.

Такие феномены как фаворитизм и формирование кланов и групп говорят о сильной сплочённости среди известных людей.

Соответственно, «в России значительно меньше роли играют такие каналы и механизмы формирования капитала известности людей, как коммерческий заказ и сравнение их истинных талантов и качеств на основе конкурсного отбора, коммерческая раскрутка, объективная, честная, оценка, признание их фактических успехов и стремления его использовать, а также многие другие»12. Хотя роль этих способов в последнее время растёт с возрастанием интереса обычных людей стать знаменитыми, а также с увеличением потребности телевидения и кинематографа в более качественном контенте и в новых героях, новых образах, новых лицах, новых легендах.

Одной из наиболее важных особенностей известных людей в России и в то же время немаловажной причиной, по которой люди стремятся стать известными, является близость известных людей к власти, что обуславливает их взаимовлияние. Капитал известности в российском шоу-бизнесе сегодня формируется и распределяется в СМИ, и особенно на телевидении, которое контролируется правящей элитой, и зависит от денег, которые распределяются также правящей элитой.

Поскольку в Советском Союзе большое значение имел фактор личных знакомств и так называемого «блата», данный канал формирования капитала известности людей играет в современной России огромную роль, значительно большую, чем в других странах. В соответствии с этим и фактическая квалификация, то есть наличие таланта, известных людей  в целом оказывается значительно слабее, чем на Западе, а число искусственно созданных известных людей набирает обороты. Этому факту способствует и российская публика, которая также отличается от западной.

«Отношение потребителя к известным людям в России довольно специфично - в России нет абонентской платы за основные телевизионные каналы, что формирует у публики иллюзию восприятия шоу, сериалов, программ с известными людьми как бесплатного «продукта»13. В соответствии с таким восприятием, публика считает своим законным правом требовать интересного шоу от известных людей, требует зрелищ, всё новых и новых. Этот факт вынуждает создавать всё большее количество новых героев в короткие сроки, что сказывается на их качестве. При этом стоит отметить, что вход в шоу-бизнес в России становится всё более доступным для большого количества людей. Продюсеры и режиссёры регулярно проводят кастинги, и всё большее число людей становятся их участники, желая стать известными.

Не смотря на демократические пути входа в шоу-бизнес, в России есть специфические особенности, которые влияют на последующий успех звезды в работе над получением капитала известности. Рассмотрим их подробнее.

Этим же можно объяснить и фаворитизм среди известных людей, когда так называемые «свои» активно продвигают своих же, что в целом уже отличает российский тип конкуренции в среде известных людей этого общественного слоя.

Вследствие наличия в России феномена фаворитизма возникают своего рода «тайные» общества, каждое из которых само по себе уже всеми силами начинают продвигать людей своего круга на телевидении, в кинематографе и по всем доступным им каналам, и под любым предлогом занимают лучшее время на телеканалах, получают лучшие роли в кино и т.п.

В России также отмечается намного сильнее готовность значительной части интеллигенции шоу-бизнеса менять свои убеждения в соответствии с принципом «чего изволите». На Западе такое встречается реже, поскольку этому во многом препятствуют традиции, разнообразные политические, религиозные, культурные организации и так далее.

«В России кроме всего прочего, достаточно специфическая публика - российская публика (потребители) любят ставить штампы на известных людях, с другой стороны, в России хорошо работают провокационные технологии и механизмы повышения капитала известности - слухи, скандалы, звёздные браки, шоу и многое другое»14.

Если известный человек начинает появляться в самых различных проектах, в самых неожиданных местах, его образ размывается, публике он становится всё менее интересным, и впоследствии просто исчезает и с экранов телевизоров, и со страниц журналов.

Особую роль в достижении людьми капитала известности  играют продюсеры и режиссёры, особенно в российском шоу-бизнесе, отличающемся своими специфическими чертами.

Наиболее простыми механизмами приобретения капитала известности в России сегодня являются Интернет и телевидение.

В России любят смеяться над самими собой, над собственной реальной жизнью. Эта традиция идёт также из советских времён, когда очень востребованы были советские комедии. Для таких проектов, востребованных российским зрителем, нужны абсолютно реальные персонажи, новые, незаезженные лица, поэтому путь на телевидение открыт для всех. Именно поэтому в России телевидение является самым простым и распространённым механизмом получения капитала известности.

В России кино занимаются исключительно по двум причинам - для зарабатывания денег или для искусства. Зачастую, шоумены на первое место ставят деньги, в то время как истинную ценность имеет капитал известности, который легко конвертируется в другие виды капитала.

«Капитал известности в России работает не так, как должен работать, создавая для публичного человека параллельно с некими возможностями ещё большие проблемы - это ограниченность по жизни»15.

Итак, особенности современного состояния шоу бизнеса в России связано со следующими несколькими факторами, обуславливающими направления развития российского шоу-бизнеса.

Во-первых, даёт о себе знать советское прошлое России, где формировался особый менталитет россиян и их особое восприятие известных людей.

Во-вторых, важное значение имеет некая отсталость на несколько шагов российского кино, телевидения и шоу-бизнеса в целом от ожиданий и запросов потребителей.

В-третьих, на шоу-бизнес существенное воздействие оказывает сегодня развитие сети Интернет, социальных сетей, предрасполагающих к упрощению восприятия.

Тем не менее, все эти факторы могут быть успешно преодолены, а их выраженные на первый взгляд препятствия представляют собой в то же самое время и возможности для самореализации и приобретения капитала известности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Шоу-бизнес рассматривается как коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений и, в целом, к таким сферам развлечений, как кино, театр, музыка, телевидение и другим, извлекающим, финансовую выгоду из своей деятельности.

Спрос на шоу-бизнес обеспечивает потребность масс в развлечениях и эмоциональных впечатлениях.

Шоу-бизнес может рассматриваться и как сфера искусства и как сегмент предпринимательства - деятельность в шоу-бизнесе можно охарактеризовать как деятельность по производству и реализации продукта (товара и услуги) для удовлетворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли.

Информация о работе Современное состояние шоу-бизнеса в России: проблемы и специфика