Современные логистические стратегии как инструмент эффективного функционирования предприятия – участника внешнеэкономической деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:56, дипломная работа

Описание работы

Логистика в современном понимании — это наука о планировании, контроле и управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя.

Содержание работы

Введение 8
1 Сущность логистики во внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные понятия логистической деятельности
1.2 Предприятие, как участник внешнеэкономической
деятельности
1.3 Понятие, сущность, задачи и актуальность таможенной
логистики в деятельности предприятия
2 Анализ реализации логистических стратегий
2.1 Сравнительный анализ логистических стратегий
2.2 Анализ логистической стратегии ООО «Афина»
2.3 Предложения по совершенствованию существующей
стратегии ООО «Афина»
З Совершенствование логистических процессов на таможне
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 164.07 Кб (Скачать файл)

Основные категории логистики

А) Виды потоковых процессов

Объектом изучения логистики  как науки являются материальные потоки и соответствующие им финансовые потоки и информационные потоки. При  этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.).

  1. Понятие материального потока является ключевым в логистике.

Материальный поток – это материальный ресурс, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). Материальные потоки могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом).

Параметрами материального  потока могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие материальных ресурсов, продукции и операций с ними. В табл.1.1 приведена одна из возможных классификаций материального потока.

  1. Финансовый поток шире денежного, так как включает движение ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, складских свидетельств). Непосредственно в расчетах участвуют вексель, складское свидетельство. Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. Одна из возможных классификаций финансового потока приведена в табл.1.2.
  2. Информационные потоки

Каждому материальному  потоку соответствует некоторый  информационный поток и финансовый поток. Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между логистической системой и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. В табл.1.3 приведена одна из возможных классификаций информационного потока.

Между материальным и информационным потоком не существует однозначного соответствия, то есть синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационный поток может опережать материальный (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

  1. трудовые потоки
  2. сервисные потоки.

Таблица 1.1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации 

Вид материальных потоков

Описание

Отношение к логистической  системе и ее звеньям

Внешний

Состоит из грузов, имеющих  отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия  среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения логистических операций с грузом внутри логистической системы

Входной

Поступает в логистическую  систему из внешней среды

Выходной

Поступает из логистическую  систему во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке  грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным  составом, колонной автомашин, караваном  судов и т.д.

Крупный

Возникает при транспортировке  грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Средний

Промежуточный между крупным и мелким материальными потоками (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Мелкий

Возникает при транспортировке  такого количества грузов, которое  не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки  обеспечивается полное использование  грузоподъемности транспортных средств  при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании  его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие материальные потоки нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в  специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в  контейнерах, в автомашинах. Их главное  свойство – сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые  могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно  пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах  и наливных судах и требует  для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью  известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

Материальные потоки, не являющиеся непрерывными


 

Б) Логистическая система является одним из базовых понятий логистики. Система– множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Логистическая система— упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции логистики.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой:

  1. Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.
  2. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.
  3. Связи– это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.
  4. Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

В) Логистическая  цепь — линейно упорядоченное множество элементов логистической системы (множество предприятий и организаций, осуществляющих операции по доведению потока от одной системы до другой), интегрированных материальным (информационным или финансовым) потоком с целью анализа или синтеза логистических процедур. Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок)

Эти понятия четко не разграничены, а иногда термины "логистическая  система", "логистическая сеть", "логистическая цепь" и "цепь поставок" применяются как синонимы.

Цепь поставок определяется как "объединение  всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения  исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.

В этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных логистических функций от начала зарождения информации или сервиса  в соответствии с требованиями конечных потребителей.

Логистические цепи обычно проектируют  внутри самостоятельной функциональной области логистики. При этом логистическая  цепь в области снабжения связывает  отдельного поставщика с центральной  компанией; в области производства - могут рассматриваться как набор  внутрипроизводственных звеньев логистической  системы, проводящих потоки материальных ресурсов и готовой продукции  до складов готовой продукции  предприятия-изготовителя; в области  распределения - связывает производителя/поставщика готовой продукции с конечной точкой продаж.

При этом для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.

В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются такие главные звенья, как закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в  совокупности образуют материальную основу логистики: транспортные средства и  их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая  система охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют  все последовательные операции и  осуществляют руководство системой в целом.

Формирование логистической цепи может осуществляться целенаправленно  путем юридического слияния и  поглощения фирм. Формирование такой  цепи может происходить также  путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений  и фирм, что соответствующим образом  юридически и организационно оформляется.

Логистические цепи стремятся создавать  с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются  два, казалось бы, взаимоисключающих  принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, и конкуренции - с другой. Здесь возникает возможность  использовать свободные ресурсы  участников логистической цепи для  того, чтобы сглаживать колебания  условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической цепи позволяет  специальными разовыми поставками (через  созданную при этом сеть каналов  распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.

Информационные связи между  отдельными элементами логистической  цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки  и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации.

Построение и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как движение материальных ресурсов и готовой продукции несинхронно, т. е. не совпадает с относящимися к ним потоками информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю раньше самого товара. Момент купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени, исследуемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений и требуют постоянного внимания.

Г) Логистическая активность — это воздействие на возникновение преобразования или поглощение потоков (в том числе и материальных) в определенном экономическом объекте, функционирующем как единая система.

Логистическая активность бывает элементарная и комплексная.

Элементарной логистической активностью  является любое простое действие, не подлежащее дальнейшему разложению на более простые действия в рамках поставленной задачи. Действия элементарной логистической активности называют логистическими операциями.

Например, логистическими операциями являются действия элементарной логистической активности, совершаемые над материальным потоком, такие как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, прием и отпуск со склада, хранение, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п.

К логистическим операциям, совершаемым  с информационным и финансовым потоками, относятся сбор, хранение, обработка  и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар и т. п.

Комплексная логистическая активность представляет собой обособленную совокупность логистических операций, поставленных перед логистикой задач. Действия комплексной логистической активности называют логистическими функциями.

 

 

1.2 Предприятие, как участник  внешнеэкономической деятельности

Россия сегодня переживает этап становления новых методов  хозяйствования и ведения экономики. Изменения и реформы касаются почти всех сфер жизнедеятельности. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия становиться более  значимой и актуальной.

Если раньше внешнеэкономическая  деятельность предприятия была монопольной  сферой деятельности государства, то сегодня  ситуация меняется. В РФ происходит либерализация внешней торговли, открывается свободный доступ за рубеж для предприятий, организаций  и других субъектов. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия это уже:

Информация о работе Современные логистические стратегии как инструмент эффективного функционирования предприятия – участника внешнеэкономической деятель