Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:55, контрольная работа
Социально-психологические методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления и составления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретных методов.
Введение 3
Глава 1. Современные социально-психологические методы управления 4
1.1. Характеристика современных социально-психологических теорий управления 4
1.2. Структура социально-психологических методов управления 7
Глава 2. Применение социально-психологических методов управления на современном этапе 15
2.1. Социально – психологическая роль руководителя 15
2.2. Специфика применения социально – психологических методов управления в организации 22
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 1. 35
Иерархия человеческих потребностей по Маслоу 35
Приложение 2 36
Сравнение различных методов влияния 36
Стимул — это внешнее
побуждение, воздействие, которое
обуславливает определенную
Часто термины «
Мотивация (а равно
и стимулирование) — это процесс
побуждения себя и членов
Под стимулами же
мы условимся понимать
Тип мотивации —
это преобладающая
1-й тип — работники,
которые ориентируются
2-й тип — работники,
ориентированные на оплату
3-й тип — работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Мотивация по потребностям. Концепция мотивации А. Маслоу, представлена в приложении 1.
Концепции мотивации
по потребностям основываются
на том, что ведущим
Наиболее известная среди таких концепций — теория А. Маслоу, которая может помочь разобраться в том, что же мотивирует личность и как это знание может быть использовано.
Маслоу определил, что
все потребности личности
Рассмотрим потребности в порядке их очередности.
Физиологические потребности.
Это самые сильные и
Потребности безопасности
и защиты. В эту группу Маслоу
включил потребности в
Социально-коммуникационные
потребности или потребности
принадлежности и любви. Эти
потребности отражают
Потребности в уважении
и самоуважении (статусные потребности).
Сюда относятся такие
компетентность, уверенность, свобода и независимость (это все — самоуважение);
престиж, признание, репутация, статус, оценка и признание (это — уважение со стороны других).
Удовлетворение этих
потребностей ведет к
Потребности в самовыражении
(самоактуализации). По Маслоу, это
желание человека стать тем,
кем он потенциально может
стать. Другими словами, это
стремление делать то, что делаешь
наилучшим образом, и не
В основе теории
Маслоу лежит допущение, что
потребности низших уровней
Расположение основных
потребностей в иерархии —
главный принцип, лежащий в
основе организации мотивации
человека. Маслоу исходил из того,
что иерархия распространяется
на всех людей и, что чем
выше человек в иерархии, тем
более он индивидуален и
Важнейшие прикладные
аспекты теории А. Маслоу
чтобы стимулировать
и эффективно мотивировать
потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней;
система потребностей
динамична: нельзя надеяться
Классификация стумулов дана в приложении 2.
Основные формы и методы стимулирования9:
Материальное стимулирование:
заработная плата;
различные премиальные системы;
бонусы;
участие в прибылях;
участие в акционерном капитале;
комиссионные;
льготы и компенсации;
страхование;
льготное кредитование;
справедливое распределение фонда заработной платы.
Стимулирование
объяснение всех аспектов
политики организации,
высокая оценка преданности, стажа работы на фирме;
предоставление возможности
быстрого доступа к
фирменные пенсии;
делегирование полномочий;
карьерное продвижение.
Стимулирование
направление на обучение, повышение квалификации;
карьерный рост;
предоставление возможности
проявить себя на новых
дифференциация работ
с учетом профессиональных
предоставление подписки на профессиональную периодику и литературу;
возведение в ранг
наставника молодых
поощрение разумной инициативы;
обеспечение знаниями о фирме;
создание атмосферы
взаимодоверия, уважения и
разработка фирменного
имиджа и формирование
формирование и проведение
четкой и понятной всем
Стимулирование конкуренции и соревновательности10:
использование рейтинговых систем;
ощутимые призы;
публичное подведение итогов соревнования.
Стимулирование на основе выражения признания:
вручение разнообразных знаков отличия;
публичные поощрения;
присвоение различных званий, титулов и т.д.;
допуск работников в «клуб»;
оценка работы;
предоставление допуска к ранее недоступным благам.
Санкции:
материальные стимулы (снижение выплат);
нематериальные стимулы — все вышеперечисленные с приставкой не;
взыскания;
замалчивание и игнорирование.
Итак, Окружающий человека
современный мир предстает
^ Глава 2. Применение
социально-психологических
2.1. Социально – психологическая роль руководителя
В процессе социализации личность приобретает черты, присущие жизнедеятельности особых социальных общностей — социальных групп, членами которых они являются.
Социализация — это
процесс усвоения индивидом
Влияние ролей велико.
При первой встрече с людьми,
или придя на новую работу,
мы можем весьма неловко
Исполнение тех или
иных ролей может оказывать
на человека то или иное
воздействие. В том случае, когда
кто-то сознательно избирает
Однако в повседневной
жизни любой человек (и
Общность в том, что
у каждого из них объективно
складываются взаимные
Принципиальное же различие лишь в том, что руководитель занимает особый статус в системе в качестве главного элемента в алгоритме процесса управления. Этим объясняется особый интерес к личности руководителя.
Власть — важнейшее
средство управленческого труда. Рассматривая
руководителя как пользователя властными
полномочиями, необходимо сказать о
развитости чувства и сознания меры
властвования, об искусстве и профессионализме
использования власти с учетом конкретных
управленческих ситуаций, в том числе
индивидуальности каждого человека
и его ситуационного
Характеристика руководителя
как субъекта управленческого
труда включает важную
Каждая объективно
предписанная и ожидаемая роль
предполагает наличие у
Представительская роль.
Обязывает обеспечивать
Роль генератора идей
и целевых установок,
Роль аналитика. Объективная
неизбежность иметь дело с
управленческими ситуациями (экономическими,
технологическими, правовыми, социально-
Роль принимающего
решения и ответственность за
их последствия. Принятие
Роль организатора
объективна и естественна,
Роль коммуникатора
выполняет важную социальную
функцию — ориентирует
быстро и безошибочно воспринимать, анализировать услышанное;
владеть словом, уметь
построить, создать
умение осторожно
свободно владеть техникой и методами общения.
Роль выразителя и
защитника интересов членов
Роль «пахаря и сеятеля»
предопределена тем
Информация о работе Современные социально-психологические методы управления