Современные социально-психологические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Социально-психологические методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления и составления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретных методов.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Современные социально-психологические методы управления 4

1.1. Характеристика современных социально-психологических теорий управления 4

1.2. Структура социально-психологических методов управления 7

Глава 2. Применение социально-психологических методов управления на современном этапе 15

2.1. Социально – психологическая роль руководителя 15

2.2. Специфика применения социально – психологических методов управления в организации 22

Заключение 32

Список литературы 33

Приложение 1. 35

Иерархия человеческих потребностей по Маслоу 35

Приложение 2 36

Сравнение различных методов влияния 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

 

 Стимул — это внешнее  побуждение, воздействие, которое  обуславливает определенную реакцию  организма. Соответственно, стимулирование  — это процесс, при котором  человека каким-то образом побуждают  выполнить те или иные действия8.

 

 Часто термины «стимулирование»  и «мотивация» употребляются  как синонимы. Хотя, строго говоря, это не одно и то же.

 

 Мотивация (а равно  и стимулирование) — это процесс  побуждения себя и членов организации  к желательному поведению, направленному  на достижение целей.

 

 Под стимулами же  мы условимся понимать совокупность  способов и средств, используемых  руководством организации (и ее  подразделений) для побуждения  работников к деятельности на  благо организации.

 

 Тип мотивации —  это преобладающая направленность  деятельности человека на удовлетворение  определенных потребностей. Существует  достаточно много типологий мотивации,  приведем здесь лишь одну.

 

1-й тип — работники,  которые ориентируются преимущественно  на содержательность и значимость  выполняемой работы.

 

2-й тип — работники,  ориентированные на оплату труда  и другие материальные ценности.

 

3-й тип — работники,  у которых значимость разных  ценностей сбалансирована.

 

 Мотивация по потребностям. Концепция мотивации А. Маслоу, представлена в приложении 1.

 

 Концепции мотивации  по потребностям основываются  на том, что ведущим мотивационным  фактором является удовлетворение  определенных потребностей.

 

 

Наиболее известная среди  таких концепций — теория А. Маслоу, которая может помочь разобраться  в том, что же мотивирует личность и как это знание может быть использовано.

 

 Маслоу определил, что  все потребности личности врожденные  и что организованы они в  виде определенной иерархии, которую  принято изображать в виде  пирамиды (приложение 1).

 

 Рассмотрим потребности  в порядке их очередности.

 

 Физиологические потребности.  Это самые сильные и неотложные  потребности, удовлетворение которых  жизненно важно для человека. Сюда включают потребности в  пище и питье, кислороде, физической  активности, сне, защите от экстремальных  природных явлений (жары, мороза, ветра) и т.д.

 

 Потребности безопасности  и защиты. В эту группу Маслоу  включил потребности в организации,  стабильности, законе и порядке,  в предсказуемости событий, ситуаций  и действий окружающих, в свободе от угрозы болезни, хаоса, страха. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.

 

 Социально-коммуникационные  потребности или потребности  принадлежности и любви. Эти  потребности отражают стремление  устанавливать отношения привязанности  с другими, принадлежать к определенной  группе, общаться, дружить и любить, в общем, это потребности в  близких взаимоотношениях с другими  людьми. Неудовлетворение подобных  потребностей ведет к появлению  чувства одиночества, отверженности,  ненужности миру и другим и  т.д.

 

 Потребности в уважении  и самоуважении (статусные потребности). Сюда относятся такие потребности,  как:

 

 компетентность, уверенность,  свобода и независимость (это  все — самоуважение);

 

 престиж, признание,  репутация, статус, оценка и признание  (это — уважение со стороны  других).

 

 Удовлетворение этих  потребностей ведет к появлению  чувства уверенности, достоинства  и осознания своей полезности  миру. И, наоборот, их неудовлетворение  вызывает чувство неполноценности,  бессмысленности жизни, слабости  и зависимости, пассивности.

 

 Потребности в самовыражении  (самоактуализации). По Маслоу, это  желание человека стать тем,  кем он потенциально может  стать. Другими словами, это  стремление делать то, что делаешь  наилучшим образом, и не только  на свое благо, но и на  благо окружающих.

 

 В основе теории  Маслоу лежит допущение, что  потребности низших уровней должны  быть в определенной степени  удовлетворены до того, как человек  осознает и мотивируется потребностями  более высоких уровней. Удовлетворение  потребностей низших уровней  делает возможным осознание высших  и их участие в мотивации.

 

 Расположение основных  потребностей в иерархии —  главный принцип, лежащий в  основе организации мотивации  человека. Маслоу исходил из того, что иерархия распространяется  на всех людей и, что чем  выше человек в иерархии, тем  более он индивидуален и развит  психически и нравственно. 

 

 Важнейшие прикладные  аспекты теории А. Маслоу заключаются  в следующем:

 

 чтобы стимулировать  и эффективно мотивировать работника,  руководитель должен дать ему  возможность удовлетворить важнейшие  его потребности;

 

 потребности высших  уровней могут служить лучшими  мотивирующими факторами, чем  потребности низших уровней;

 

 система потребностей  динамична: нельзя надеяться на  то, что мотивация и стимулы,  сработавшие однажды, будут эффективны  всегда.

 

 

Классификация стумулов дана в приложении 2.

 

 Основные формы и  методы стимулирования9:

 

 Материальное стимулирование:

 

 заработная плата;

 

 различные премиальные  системы;

 

 бонусы;

 

 участие в прибылях;

 

 участие в акционерном  капитале;

 

 комиссионные;

 

 льготы и компенсации;

 

 страхование;

 

 льготное кредитование;

 

 справедливое распределение  фонда заработной платы.

 

 Стимулирование ответственности  и надежности:

 

 объяснение всех аспектов  политики организации, особенно  изменений и инноваций;

 

 высокая оценка преданности,  стажа работы на фирме;

 

 предоставление возможности  быстрого доступа к руководителю;

 

 фирменные пенсии;

 

 делегирование полномочий;

 

 карьерное продвижение.

 

 Стимулирование профессионализма  и профессиональной гордости:

 

 направление на обучение, повышение квалификации;

 

 карьерный рост;

 

 предоставление возможности  проявить себя на новых задачах;

 

 дифференциация работ  с учетом профессиональных качеств  работников;

 

 предоставление подписки  на профессиональную периодику  и литературу;

 

 возведение в ранг  наставника молодых специалистов;

 

 поощрение разумной  инициативы;

 

 обеспечение знаниями  о фирме;

 

 создание атмосферы  взаимодоверия, уважения и поддержки;

 

 разработка фирменного  имиджа и формирование надлежащего  отношения к нему;

 

 формирование и проведение  четкой и понятной всем идеологии  фирмы.

 

 Стимулирование конкуренции  и соревновательности10:

 

 использование рейтинговых  систем;

 

 ощутимые призы;

 

 публичное подведение  итогов соревнования.

 

 Стимулирование на  основе выражения признания:

 

 вручение разнообразных  знаков отличия;

 

 публичные поощрения;

 

 присвоение различных  званий, титулов и т.д.;

 

 допуск работников  в «клуб»;

 

 оценка работы;

 

 предоставление допуска  к ранее недоступным благам.

 

 Санкции:

 

 материальные стимулы  (снижение выплат);

 

 нематериальные стимулы  — все вышеперечисленные с  приставкой не;

 

 взыскания;

 

 замалчивание и игнорирование.

 

 Итак, Окружающий человека  современный мир предстает сложнейшей  системой взаимоперекрещивающихся  потребностей, интересов и целей  различных людей. При всем этом  есть общие ценности, присущие  всем людям: сохранение жизни,  сохранение культуры и других  социальных ценностей.

 

^  Глава 2. Применение  социально-психологических методов  управления на современном этапе

2.1. Социально – психологическая  роль руководителя

 

 

 

В процессе социализации личность приобретает черты, присущие жизнедеятельности  особых социальных общностей — социальных групп, членами которых они являются.

 

 Социализация — это  процесс усвоения индивидом образцов  поведения, социальных норм и  ценностей, психологических механизмов, необходимых для функционирования  в данном обществе, в конкретных  организациях.

 

 Влияние ролей велико. При первой встрече с людьми, или придя на новую работу, мы можем весьма неловко играть  свою роль. По мере привыкания  к роли это чувство исчезает.

 

 Исполнение тех или  иных ролей может оказывать  на человека то или иное  воздействие. В том случае, когда  кто-то сознательно избирает для  себя новую роль, он может измениться  сам. Это может положительно  повлиять на всю его жизнь.

 

 Однако в повседневной  жизни любой человек (и руководитель, и рядовой работник) в конкретной  системе управления выполняют  одни и те же базисные социальные  роли: потребителя, труженика, собственника, гражданина, семьянина и т.д.

 

 Общность в том, что  у каждого из них объективно  складываются взаимные ожидания  — личности и системы. И  руководитель, и работник должны  оправдывать ожидания системы.

 

 Принципиальное же  различие лишь в том, что  руководитель занимает особый  статус в системе в качестве  главного элемента в алгоритме  процесса управления. Этим объясняется  особый интерес к личности  руководителя.

 

 

Власть — важнейшее  средство управленческого труда. Рассматривая руководителя как пользователя властными  полномочиями, необходимо сказать о  развитости чувства и сознания меры властвования, об искусстве и профессионализме использования власти с учетом конкретных управленческих ситуаций, в том числе  индивидуальности каждого человека и его ситуационного состояния11.

 

 Характеристика руководителя  как субъекта управленческого  труда включает важную составляющую  — структуру базовых социальных  ролей, которые он обязан выполнять  в силу своего статусного положения.

 

 Каждая объективно  предписанная и ожидаемая роль  предполагает наличие у руководителя  определенных способностей, навыков  и умений для эффективного  ее исполнения.

 

 Представительская роль. Обязывает обеспечивать благоприятные  взаимоотношения с внешней средой, достойно представлять свою организацию  (и ее коллектив), и себя в  том числе. Особо значимые качества: культура общения, умение слушать,  говорить, убеждать.

 

 Роль генератора идей  и целевых установок, разработчика  концепции управления. Эти функции  руководителя — исходные в  процессе управления системами  любого масштаба. Необходимые качества: способность к творческому мышлению (креативность), широкий мировоззренческий  диапазон, профессионализм в управлении

 

 Роль аналитика. Объективная  неизбежность иметь дело с  управленческими ситуациями (экономическими, технологическими, правовыми, социально-психологическими  и др.) требует развитых способностей  к аналитической работе, умений  организовать и свою, и коллективную  деятельность, предвидеть возможные  последствия.

 

 Роль принимающего  решения и ответственность за  их последствия. Принятие решения  — ключевая и ответственная  задача руководителя, определяющая  многое в жизнедеятельности системы  управления. Необходимые качества: сдержанность, взвешенность, предусмотрительность, объективность, развитая воля, мужество, решительность.

 

 Роль организатора  объективна и естественна, поскольку  само управление определяется  как организующая деятельность  в целом. Управление включает, в том числе, организацию исполнения  принятых решений. Соответственно  требуется наличие развитых организаторских  способностей, личная организованность. Неорганизованный «организатор»  — нонсенс в теории и практике  управления.

 

 Роль коммуникатора  выполняет важную социальную  функцию — ориентирует поведение  людей вообще и в рамках  конкретной организации в частности.  Из этого следуют следующие  требования к способностям человека12:

 

 быстро и безошибочно  воспринимать, анализировать услышанное;

 

 владеть словом, уметь  построить, создать организующую, мотивирующую речь;

 

 умение осторожно пользоваться  доверительной информацией о  сотрудниках;

 

 свободно владеть техникой  и методами общения.

 

 Роль выразителя и  защитника интересов членов управляемой  организации. Руководитель любого  ранга может реализовываться  эффективно только тогда, когда  у него создана широкая и  устойчивая социальная база. Основные  требуемые качества: гуманизм, личная  нравственная привлекательность,  профессионализм, культурная просвещенность.

 

 Роль «пахаря и сеятеля»  предопределена тем объективным  фактом, что и руководитель, и  сотрудники функционируют в системе  — конкретном социальном и  культурном поле, в котором формируется  и самореализуется генотип личности  данной организации и общества  в целом. Очевидна всеобщая  заинтересованность в том, чтобы  поле было возделанным, окультуренным.  Важно, чтобы, прежде всего,  руководители проявляли себя  активными «пахарями и сеятелями»  Разумного, Доброго, Вечного, проявляли  свою гражданскую озабоченность  и ответственность за судьбы  вверенных им сограждан, тружеников, соратников и социальных партнеров.

Информация о работе Современные социально-психологические методы управления