Современные управленческие теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современных управленческих теорий. Из поставленной цели определяем задачи работы, рассмотреть и охарактеризовать:
генетические изменения в управлении;
рассмотреть факторы развития менеджмента;
эволюцию менеджмента до ХХ века;
рассмотреть современное развитие науки управления: основные теории и школы.

Содержание работы

введение 3
глава 1. Эволюция менеджмента до ХХ века 5
1.1 Генетические изменения в управлении 5
1.2 Факторы развития менеджмента 7
глава 2. современное развитие науки управления 10
2.1. Этапы развития теории и практики управления в XX веке 10
2.2. Школа человеческих отношений 14
2.3. Теория X и теория Y 17
2.4. Метод исследования операций 20
2.5. Теория систем 23
2.6. Метод анализа ситуаций 26
2.7. Отечественная школа управления 29
Заключение 35
список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Современные управленческие теории.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

введение 3

глава 1. Эволюция менеджмента до ХХ века 5

1.1 Генетические  изменения в управлении 5

1.2 Факторы  развития менеджмента 7

глава 2. современное  развитие науки управления 10

2.1. Этапы  развития теории и практики  управления в XX веке 10

2.2. Школа  человеческих отношений 14

2.3. Теория X и теория Y 17

2.4. Метод  исследования операций 20

2.5. Теория  систем 23

2.6. Метод  анализа ситуаций 26

2.7. Отечественная  школа управления 29

Заключение 35

список использованной литературы 36

 

введение

 

Управление появилось тогда, когда возникла сознательная деятельность людей, поскольку без него невозможно получить результат, который предвосхищает и к которому стремится человек. В зависимости от характера результата он совмещает и согласует свои действия, что относится как к индивидуальной, так и к совместной деятельности. Управление при этом может быть разным — более или менее удачным, эффективным или неэффективным, ориентированным на сиюминутный успех или перспективу, многоаспектным или конкретно-простым и т.д.

По мере развития общества, производства и экономики меняются типы управления, возникают новые, отвечающие потребностям наступающего этапа, который приходит, разворачивается и постепенно угасает, переходя в другое качество, в новый этап. Подобный ход событий характеризует как историю развития управления, так и его генезис. Отличие генезиса от истории состоит в том, что он отражает не просто цепочку событий, а процесс наращивания и углубления знаний, опыта, методов, возможностей и т.д.

История менеджмента насчитывает  несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента  происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые  происходили в обществе, экономике  и всей системе социально-экономических отношений.

Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и  революционных преобразований в  подходах к проблемам менеджмента.

Анализ публикаций в областях менеджмента, маркетинга и стратегии  организации показывает, что большинство  их авторов рассматривают стратегический маркетинг как составную часть стратегического менеджмента или вообще не проводят различия между этими двумя понятиями, воспринимая их как тождественные.

Целью работы является исследование современных управленческих теорий. Из поставленной цели определяем задачи работы, рассмотреть и охарактеризовать:

    • генетические изменения в управлении;
    • рассмотреть факторы развития менеджмента;
    • эволюцию менеджмента до ХХ века;
    • рассмотреть современное развитие науки управления: основные теории и школы.

 

 

глава 1. Эволюция менеджмента до ХХ века

1.1 Генетические  изменения в управлении

 

В первобытном обществе способом обеспечения совместной деятельности служили насилие, а также начальный опыт добывания пищи (охота на мамонта) и средств существования (огонь, шкура животного и пр.). Носителями опыта выступали старейшины, которые силой принуждали людей к совместной охоте. Это и явилось прообразом управления. Элементы поведения в племени закреплялись рефлекторно и позволяли ему существовать более или менее успешно. Подобную картину можно наблюдать и сегодня в стадах животных.

В рабовладельческом обществе такое, условно говоря, «управление» претерпело трансформацию, приняв вид «палки и кнута». Надсмотрщики за рабами на строительстве египетских пирамид не знали их языка и направляли, регулировали и контролировали выполняемую ими работу в прямом смысле с помощью палки, а затем кнута как более удобного средства «управленческого» воздействия1.

Революция в управлении произошла  с появлением языка в качестве средства передачи информации. Можно предположить, что решающую роль вето возникновении сыграли именно потребности в управлении как главном факторе совместной деятельности. Язык, позволяя объяснить, что и как надо делать, способствовал тем самым уменьшению ошибок в общей работе, укреплению сообществ и, следовательно, управлению. Одновременно вставали и новые проблемы, связанные с манипуляциями информацией, уклонением от работы наряду со стремлением получить блага от ее результатов и т.п., что требовало применения жестких наказаний. Роль физического насилия не снижалась, а общая эффективность управления до определенного момента повышалась. Однако из-за усиления напряженности при взаимодействии людей она оставалась неустойчивой.

Постепенно вместе с системой «кнута» развивалась система «пряника», оформившаяся в дальнейшем в сочетание ответственности и заинтересованности. Повышалось также значение мотивации.

Менеджмент возник в процессе генезиса управления как его новый  тип, в наибольшей мере отражающий, с одной стороны, специфику рыночной экономики, с другой — роль человека в научно-техническом прогрессе.

Его появление относят  к первой половине XX в.. т.е. к эпохе, отличающейся развитием индустриальных методов производства, противоречивым изменением места человека в производственных процессах, расширением и усложнением экономических отношений (углублением кризисов, обострением конкуренции, монополизацией производства и т.д.).

Особенности нового типа управления, обозначаемого термином «менеджмент», заключаются в приоритетах экономического управления, методах мотивации, повышенном внимании к потребителю, использовании социально-психологических рычагов воздействия, профессионализации управленческой деятельности. Менеджмент ознаменовал не просто новый подход к управлению, а его кардинальное изменение. Поэтому данный период нередко называют революцией управления.

Английское слово «менеджмент» переводится как управление, но в управленческой практике приобретает особый смысл, означая профессиональное управление социально-экономическими системами, функционирующими в условиях рыночной экономики2. Нельзя назвать менеджментом управление взрывом, войсками, машиной и т.п. Не является менеджментом и директивно-административное управление, поскольку в его рамках роль человека принижена, не учитываются должным образом экономические интересы, и им не отдается приоритет.

В английском языке существует целая палитра понятий, отражающих разные виды управления, в русском же только два - управление и руководство.

Таким образом, управление типа менеджмента возникает лишь в определенных условиях, отражает определенный уровень развития экономических отношений и определенное состояние производства.

1.2 Факторы  развития менеджмента

 

Любое управление в его  обобщенном представлении отличается приоритетами, изменение которых, происходящее в соответствии с потребностями и условиями производства, экономики и общества, в известной мере характеризует изменение школ менеджмента. Если проанализировать тенденцию последовательной смены приоритетов в предмете управления в прошлом и экстраполировать ее в будущее с учетом особенностей современного управления, можно выделить несколько ступеней.

Предметом воздействия всегда остается человек, но меняются приоритеты различных сторон управленческой деятельности и жизнедеятельности человека в целом. В прошлом управление отдельными действиями переросло в управление видами деятельности, затем акцент сместился на управление поведением и общением (человеческий фактор управления, организационное поведение и пр.). Сегодня, в эпоху информатизации, становятся актуальным и эффективным управление коммуникациями, мотивационные подходы, порождаемые информатизацией, управление отношениями. В будущем на первое место в системе приоритетов выйдет управление интеллектуальным и духовным развитием, культурой и качеством жизни.

Развитие управления прослеживается и в смене приоритетов в  его методологии и организации. Здесь наблюдаются последовательные этапы превращения спорадического в далеком прошлом управления в функционально-специализированное, интегрирующее и далее в диверсифицированное. В настоящее время общество находится на пороге информатизированного и профессионального управления, завтра получит приоритет образовательное управление (отражающее потребность в непрерывном комплексном образовании), а в будущем ожидается культурно-мотивационное и развивающее его социально-демократическое управление, где главными факторами мотивации эффективной деятельности станут культура и участие в управлении, а также социальное партнерство.

Готовность менеджмента  к будущему проявляется преимущественно  в понимании менеджером тех тенденций, которые обусловлены объективными факторами и отражают закономерные направления развития, вызванные научно-техническим прогрессом, социальными изменениями и экономическими условиями.

В качестве основных тенденций  развития менеджмента, действующих в совокупности и определяющих многие его современные черты, выделим следующие:3

  • профессионализацию, заключающуюся не только в обеспечении соответствующей профессиональной подготовки и образования менеджеров, но и в таком построении организации, которое ориентировано на профессионализм управления;
  • проявления инновационного потенциала, т.е. стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления, мониторинг социально-экономической обстановки и адаптация систем управления к изменившимся условиям, а также формирование систем креативного менеджмента;
  • ориентацию на качество, что предполагает не только управление качеством, но и повышение качества самого управления и рассматривается как одна из целей управления, определяющая его содержание, особенности, эффективность и потенциал развития;
  • диверсификацию, т.е. гармонизацию разнообразных форм и типов систем управления, его механизмов и технологий.

Перемены в управлении вызваны потребностями развития его объекта (фирмы, организации, предприятия), факторы деятельности которого многообразны: прибыль, ресурсы, производительность, производственные мощности, масштаб и структура деятельности, качество продукции, имидж и др. К факторам развития самого управления относятся изменение его функций, концепции, целей и стратегии, структуры организации, информационных технологий и технической вооруженности, а также совершенствование профессионального уровня персонала, механизмов мотивации и др.

 

 

глава 2. современное  развитие науки управления

2.1. Этапы развития теории и практики управления в XX веке

 

До начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями. Эли Уитни на своей хлопчатобумажной фабрике первым применил сборочный конвейер, пока еще неподвижный, внедрил идею взаимозаменяемости деталей и методы контроля качества. Ч. Бэббидж, стремясь к повышению производительности труда, практически осуществил специализацию рабочих, он изучал кинематику технологических операций, роль инструментального парка, размещение предприятий, влияние многих, иногда совершенно не связанных между собой факторов, от цвета стен и профсоюзов до производственного оборудования, на эффективность трудового процесса («Экономика машин и промышленных предприятий»). Но главным, непостижимо смелым и на многие годы опережающим свой век достижением творческой мысли Бэббиджа было создание им знаменитой «аналитической машины», освобождающей человека от выполнения рутинных арифметических операций, — прообраза цифровых вычислительных машин далекого будущего.

Научные основы управления производством  были заложены в 1911 г., когда американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления». Тейлор был яркой и разносторонней личностью. Круг его жизненных интересов, целеустремленность, верность долгу, независимость суждений и непоколебимость жизненных принципов вызывают уважение и искреннюю симпатию: Тейлор изучал право в Европе, заочно окончил технологический институт и получил диплом инженера-механика, прошел путь от рядового механика до главного инженера Бетлехемской сталелитейной компании, стал чемпионом США по теннису, автором более 100 патентов, специалистом по выращиванию роз и пропагандистом гольфа. Но главный труд его жизни — научная организация труда и управления; на его надгробии заслуженно начертано: «Отец научного управления».

Тейлор внимательно, с  секундомером в руках, изучал простейшие трудовые процессы — работу землекопов, погрузку металла в вагоны, кладку кирпича — и пришел к выводу, что «научное управление не что иное, как некое средство, экономящее труд», что взамен традиционных практических методов работы необходимо научное исследование каждого отдельного элемента производственного процесса и особое внимание следует уделить отбору рабочих на основе научно разработанных критериев, их тренировке и обучению. Каждому рабочему следует поручать выполнение наиболее сложной работы, которую он может выполнять в соответствии с его умением и физическими данными, и важно, чтобы его выработка достигла уровня лучшего рабочего того же разряда. Деньги могут быть решающим фактором воздействия на трудовое поведение большинства рабочих, и самым квалифицированным из них следует выплачивать надбавку от 30 до 100% по сравнению со средним заработком. «Награда, — говорил он, — для того чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы» («как и при дрессировке зверей», — отвечали ему оппоненты).

Тейлор впервые применил хронометраж для определения  временных характеристик отдельных  трудовых операций, нормы выработки  и уделял большое внимание сотрудничеству между администрацией и рабочими. Фундаментальное здание научного управления Тейлор построил на четырех основах: нормировании (любой трудовой процесс можно и необходимо пооперационно измерить и расценить), сроках выполнения задания (вознаграждение следует выплачивать, если работа выполнена в четко определенный срок), изучении умственных и физиологических возможностей исполнителей, их отборе и обучении и, наконец, справедливом вознаграждении за конечный результат, достигнутый исполнителем. Отделив планирование и контроль выполнения работы от ее исполнения, Тейлор активно пропагандировал специализацию труда, что наряду со стандартизацией и применением сдельной оплаты труда привело к значительному повышению эффективности промышленного производства.

Информация о работе Современные управленческие теории