Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью работы является исследование современных управленческих теорий. Из поставленной цели определяем задачи работы, рассмотреть и охарактеризовать:
генетические изменения в управлении;
рассмотреть факторы развития менеджмента;
эволюцию менеджмента до ХХ века;
рассмотреть современное развитие науки управления: основные теории и школы.
введение 3
глава 1. Эволюция менеджмента до ХХ века 5
1.1 Генетические изменения в управлении 5
1.2 Факторы развития менеджмента 7
глава 2. современное развитие науки управления 10
2.1. Этапы развития теории и практики управления в XX веке 10
2.2. Школа человеческих отношений 14
2.3. Теория X и теория Y 17
2.4. Метод исследования операций 20
2.5. Теория систем 23
2.6. Метод анализа ситуаций 26
2.7. Отечественная школа управления 29
Заключение 35
список использованной литературы 36
На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, приятно ему или нет. Искусство коллективной работы, по Гастеву, основывается на умении приспосабливать личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа»12. Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения — приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.
Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник. Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.
Свои основные идеи и взгляды на трудовое воспитание Гастев изложил в многочисленных книгах и статьях. В самом концентрированном виде они выражены в знаменитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать.
Анализируя научные достижения и практический опыт управления 20-х годов, можно выделить следующие принципы отечественного управления:
1.Разделение труда.
2.Полномочия и ответственность.
3.Дисциплина.
4.Единоначалие.
5.Единство действий.
6.Подчиненность личных интересов.
7.Вознаграждение персонала.
8.Централизация.
9.Скалярная цель.
10.Порядок.
11.Справедливость.
12.Стабильность персонала.
13.Инициатива.
14.Корпоративный дух.
С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах.
Наиболее крупные школы НОТ сложились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Таганроге. Одной из самобытных научных школ того времени являлась харьковская школа управления.
Вопросами управленческого контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствования организационной структуры, психологии авторитарного руководства и стилей управления занимался Всеукраинский институт труда (г. Харьков), который возглавлял крупный специалист по методологии принятия управленческих решений Федор Романович Дунаевский (1887—1960)13. Рационализацию организации труда и управления он понимал прежде всего как процесс социальный. Для перевода понятия «рациональность» из теоретической плоскости в область практического внедрения необходимо выяснить ее критерии. На Западе, отмечает Дунаевский, в качестве такого критерия берется эффективность, то есть наиболее продуктивное использование ресурсов. «Продуктивнейшее использование рабочей силы значит использование по наибольшей доступной ей квалификации». Речь идет о продвижении способных работников, организации правильного подбора кадров сверху донизу. Принцип продуктивности отличается от критерия рациональности (экономии), по мнению Дунаевского, именно социологически.
Важнейшее условие рационализации производства — учет его социальных масштабов. Так, например, с точки зрения отдельного предприятия было бы наиболее «продуктивным» загрузить данный завод заказами на 100 % его производственных мощностей, хотя в интересах государства целесообразнее его вовсе закрыть. Поэтому на практике руководящие работники должны всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, прежде чем принять окончательное управленческое решение.
Одним из принципиальных вопросов, активно обсуждавшихся в мировой литературе тех лет, была классификация функций управления. Как мы помним, у Файоля она включала предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль. С несколько иной программой выступил П. Керженцев. Он выделял цель, тип организации, персонал, методы руководства, материальные средства, время и контроль. Дунаевский не согласен ни с одной из этих программ. Он полагал, будто обе схемы, несмотря на их различия, суть нагромождения связанных между собой абстрактных элементов. В основу своей классификации он положил принцип структурной роли функций в системе целого и выделил три основные фазы организационного процесса:
1) инициацию, то есть
воплощение проекта
2) ординацию, то есть
период налаживания
3) администрацию, то есть
оперативную работу по решению
управленческих проблем в
В соответствии с тремя фазами выделяются три типа функций:
1) починные (инициация),
2) устроительные (ординация) и
3) распорядительные (администрация).
«Теория распоряжений».
Характерная черта разрабатывающихся тогда административных теорий — стремление к повышению обоснованности управленческих решений и распоряжений, чему раньше уделяли мало внимания. Главное в деятельности руководителя — не просто отдать приказ, а обеспечить его исполнение. «Распоряжение, — писал Ф.Дунаевский, — которое не обеспечено исполнением, нельзя считать подлинным распоряжением. Это — пожелание, высказанное лицом, занимающим административный пост, но не распоряжение»14. Если раньше качественное решение зависело целиком от личности самого руководителя, то теперь это вопрос рациональных методов администрирования (идея, напоминающая тейлоровский принцип «система вместо личности»).
На практике советские ученые изобрели множество способов для того, чтобы скрыть свою слабость в администрировании: прежде всего — злоупотребление коллегиальностью в принятии решений. Оно позволяет заменить персональную ответственность руководителя коллективной, то есть обезличенной. Советский бюрократ (и в этом его отличительная черта) склонен то и дело привлекать руководителей других инстанций «для согласования». Еще один способ — выполнение руководителем той работы, которую должен делать не он, а исполнитель.
Неэффективное управление, полагаллидер харьковской школы, ориентируется на абсолютные формы и догмы. В советской системе почему-то принято оценивать руководителя не по деловым качествам, а по социально-классовому происхождению. Фактически, это попытка исходить из некоторой идеальной модели. Согласно концепции «трех категорий качеств функционеров» Дунаевского, навыки и умения, требуемые от руководителя любого ранга, определяются конкретной ситуацией, а не абсолютной нормой или идеальным типом администратора. Под конкретной ситуацией надо понимать налаженность (уровень организованности) работы и характер труда.
В индустриальной психологии на Западе еще только зарождались основы современной теории лидерства. Основной акцент тогда ставился на личные качества руководителя («профессионального лидера») — врожденные и приобретенные. Называлось это «теорией черт». « Ситуационная» теория лидерства была еще впереди. Конечно, ее создал вовсе не Дунаевский, но у него мы найдем немало сходных идей.
Великая индустриальная революция
XVII–XIX вв. оказала гораздо более
существенное влияние на теорию и
практику управления, чем все предшествующие
революции. Именно на этом этапе и
начал развиваться менеджмент в
том виде, в котором мы привыкли
воспринимать это слово. Именно тогда
появилась потребность в
К концу XIX – началу XX в. появились
первые работы, в которых была сделана
попытка научного обобщения накопленного
опыта и формирования основ науки
менеджмента. Это было ответом на
потребности промышленного
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
1 Кравченко А. И. История менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - 4-е изд. – М.: Академический Проект : Трикста, 2004. – С.23.
2 Виханский О. С. Менеджмент : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям экономики и управления / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва : Экономистъ, 2005. – С.12.
3 Кравченко А. И. История менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - 4-е изд. – М.: Академический Проект : Трикста, 2004. – С.23-25.
4 Барышников Ю. Н. История менеджмента : ключевые модели / Ю. Н. Барышников. - Москва: МАКС Пресс, 2010. – С. 153.
5 Барышников Ю. Н. История менеджмента : ключевые модели / Ю. Н. Барышников. - Москва: МАКС Пресс, 2010. – С. 158.
6 Теория системного менеджмента : учебник : для студентов вузов / подгот.: В. Г. Янчевский [и др.] ; под общ. ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского ; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - Москва : Экзамен, 2006. – С. 201.
7 Лапыгин Ю. М. Теория менеджмента : история управленческой мысли, функции менеджмента с позиций процессного управления, теория организаций, теория организационного поведения : учебное пособие по направлению «Менеджмент» для подготовки бакалавров / Ю. Н. Лапыгин. - Москва: Рид Групп, 2011. – С. 289.
8 Там же.
9 Лапыгин Ю. М. Теория менеджмента : история управленческой мысли, функции менеджмента с позиций процессного управления, теория организаций, теория организационного поведения : учебное пособие по направлению «Менеджмент» для подготовки бакалавров / Ю. Н. Лапыгин. - Москва: Рид Групп, 2011. – С. 289.
10 Волкова Е. А. История управления и управленческой мысли в России : учеб. пособие / Е. А. Волкова, А. Ю. Павлов. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. – С. 56.
11 Кравченко А. Тейлор и Гастев / Альберт Кравченко // Эксперт. - 2010. - N 18. - С. 26-30.
12 Кравченко А. И. История менеджмента учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080507 "Менеджмент организации" / А. И. Кравченко. Москва: КноРус, 2010. – С.165.
13 Волкова Е. А. История управления и управленческой мысли в России : учеб. пособие / Е. А. Волкова, А. Ю. Павлов. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. – С. 58.
14 Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России : хрестоматия / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр. ; редкол.: Ю. Ю. Петрунин (отв. ред.) и др.. - Москва : РОССПЭН, 2008. – С.201.