Современный подход к персоналу и управлению им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:53, курс лекций

Описание работы

На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.

Файлы: 18 файлов

лек 1_1.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 10_10.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 11_11.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 12_12.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Тема 12 "Личность в современной организации"

«Личность в современной организации» 

 

1.  Понятие личности и условия ее формирования 

 

Личность —  это человек как субъект отношений  и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

В менеджменте  личность человека, ее сущность, рассматривается  с точки зрения поведения работника, способов общения в процессе труда. Менеджеров интересуют вопросы отношения  человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.

В менеджменте  разработаны концепции «управленческой  революции», «человеческого капитала», «человеческих отношений» и другие бихевиористские концепции.

Личность человека формируется под воздействием множества  факторов внутреннего и внешнего окружения: семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы. Все это формирует в человеке профессиональные и личные качества.

Человек — существо общественное, в нем есть индивидуализм и коллективизм. Само общество создает условия, в которых развивается и формируется личность. Социально-экономические отношения являются существенными факторами, в которых формируются отдельная личность и ее окружение.

По мере участия  в процессе труда, человек активно  совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага. Личность подвержена влиянию извне, меняется, совершенствуется, в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может приобрести негативные черты и свойства, в конце концов разрушается.

Уровень развития личности характеризуют такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и физическое совершенство. При первом знакомстве с человеком мы по его внешности, одежде, походке, культуре речи и другим внешним проявлениям можем составить себе некоторое представление о том, какой человек перед нами. Для более глубокого познания сущности личности необходимо длительное время, иногда годы, что связано с проявлением внутренних свойств и качеств человека.

Таким образом:

1) свойства человека, приобретенные им от природы  и генетически наследуемые, развиваются под воздействием внутренних и внешних условий его жизни;

2) сама сущность  личности представляет собой  совокупность мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных  качеств человека в процессе  его жизнедеятельности;

3) для менеджеров  важно знать и учитывать все  стороны проявления личности человека и особенно те, которые оказывают влияние на деятельность организации в целом.

Личность —  это всегда продукт данного общественного и политического строя. Разрыв между отдельными слоями нашего общества ведет к росту антагонизма в отношениях между ними. Все работники одинаково подвержены воздействию социально-экономических факторов и условий, сложившихся в обществе. Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным.

Свойства личности

Мышление представляет собой высший продукт особым образом организованной материи — мозга. С материалистических позиций мышление есть процесс отражения объективного мира в понятиях, представлениях, суждениях, идеях, умозаключениях и теориях. Идеалисты определяют мышление как характеристику человеческого сознания, связанного с образованием в понятиях человека абстрактных объектов, не существующих в опыте и действительности. Эти идеализированные объекты становятся предметом и средством их научного анализа, на основе чего строятся теории их реального существования.

Мышление личности, если рассматривать с позиции  практического менеджмента, возникает  в процессе производительной деятельности людей. Мышление связано с процессом труда человека, его развитием и способностью познания и отражения объективных производственных процессов и всего окружающего.

Мышление человека связано с его речью и как  результат фиксируется в языке, на котором он разговаривает и  мыслит. Путем мышления человек может выдвигать идеи, гипотезы, теории и находить практические направления их реализации. Результатом мышления всегда является мысль. Способность мыслить позволяет человеческой личности делать умозаключения, логическое обоснование действий и поступков, а также необходимые выводы из случившегося и строить систему доказательств.

Новое качество техники и технологии в большой  степени способствует эффективной мыслительной деятельности руководителей, вместе с тем требует от них новых знаний и умений в практическом применении новинок. Это во многом связано со способностями управляющих осуществлять руководство на основе достижений научно-технического прогресса.

В широком смысле слова способность — это психические свойства личности. Эти свойства обусловливают его поведение и являются основой его жизнедеятельности.

Способности человека проявляются в какой-либо определенной сфере деятельности, могут быть врожденными  и развитыми в ходе общественно-полезного  труда. Способности развиваются  в ходе трудовой и общественной деятельности и могут достигать высокой степени и даже стать выдающимися. Тогда это личность с выдающимися способностями, а в исключительных случаях—гениальная.

В узком специальном  смысле слова способности человека означают его пригодность для выполнения какой-либо профессиональной деятельности. Формируются такие способности в процессе труда.

В менеджменте  способности людей рассматриваются  по двум основным направлениям: в сфере управленческой деятельности (интерсоциальные) и в сфере исполнительской деятельности (конструктивные).

В управленческой деятельности способности менеджера должны содержать такие психические свойства личности, которые позволяют предвидеть ход развития событий и явлений, умение мыслить абстрактно, анализировать и синтезировать, строить цепь логических взаимосвязей из разрозненных фактов, делать обоснованные выводы. Менеджер должен быть способен к деловым и личным контактам с людьми, уметь вести переговоры, планировать свою деятельность и подчиненных, организовывать и мотивировать работников, координировать работу, осуществлять контроль подчиненных и самоконтроль. Для этого необходима профессиональная подготовка и специальное образование, практический опыт, который приходит с годами.

В исполнительской деятельности способности человека проявляются в основном в инженерно-технической, опытно-конструкторской областях, в создании продукции и оказании услуг, в литературе, искусстве, культуре, медицине, спорте и т.д. Они формируются на основе склонностей и предрасположенности человека к какой-либо профессии. При этом обучение всегда необходимо и оно может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Способность человека выполнять ту или иную работу оценивается  не только по представленным документам о получении профессии, специальности и квалификации, но и с помощью тестирования, определения профессиональной пригодности человека к данному виду деятельности.

В обществе всегда есть люди, обладающие разносторонними способностями, которых относят к одаренным. Они могут проявлять выдающиеся, даже гениальные, способности в каком-то одном виде деятельности или в нескольких. Мышление и способности таких людей являются предметом тщательного изучения и исследования. Одаренность позволяет человеку освоить дело в кратчайшие сроки и настолько глубоко и всесторонне, хотя для других на это потребуются годы, а может не хватить и жизни. Труд одаренных личностей внешне может отличаться от труда других людей весьма незначительно. Однако результат их труда всегда ярко выражен — новые открытия в науке, новые методы и технологии, ранее не известные человечеству.

Мышление и  способности личности, профессиональная деятельность накладывают заметный отпечаток на ее духовный склад, манеру общения и поведения, активность, эмоциональность и т.д. Свойства и качества личности в обобщенном виде проявляются в чертах характера. 

 

2. Характер  и его внешнее проявление

Характер человека есть индивидуальная, отличительная, своеобразная особенность его поведения и отношения к окружающей действительности.

В быту иногда можно  услышать, что у данного человека плохой или хороший характер. Но такие утверждения часто бывают необоснованными, ибо необходимо знать, кто дает такую оценку, в каких условиях находятся обсуждаемый и обсуждающий. В зависимости от этого проявляются те или другие черты характера, которые можно представить данными категориями:

- трудолюбие  — леность;

- общительность  — замкнутость;

- принципиальность  — беспринципность;

- хладнокровие  — вспыльчивость;

- осторожность  — рискованность и др.

Однако в  жизни в чистом виде нет такого человека, который имел бы только положительные или отрицательные черты характера. У каждого есть и те и другие, задача состоит в том, чтобы не дать проявиться нежелательным чертам характера, контролировать свое поведение, управлять собой.

Поведение человека в семье, в кругу друзей, на работе, в незнакомом обществе определяется динамикой личности, типом темперамента. Темперамент - это характеристика человека со стороны его динамических особенностей и психической деятельности (темп, ритм, интенсивность психических процессов и состояний и др.).

Философ И. Кант систематизировал типы темпераментов  в четыре основных вида: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Сангвиник характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменой эмоций;

Холерик — быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко выражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик — человек, склонный к депрессиям, грусти, подавленности, обладающий повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением своих чувств.

Флегматик — медлительный, спокойный, со слабым проявлением чувств, граничащим с безразличием ко всему.

Каждый человек  может характеризоваться не только каким-либо одним типом темперамента, но и иметь некоторые черты, свойственные другим типам.

Специалисты-психологи  определяют несколько видов и  форм проявления поведения людей при одинаковых внешних условиях.

Работникам с  повышенной активностью (гиперактивные) свойственны общительность, открытость, увлеченность, предприимчивость, доброжелательность, некоторая поверхностность в суждениях, слабая сосредоточенность. Для таких людей более всего подходит живая общественная и организаторская работа. Им требуются большие усилия для занятия однообразной, рутинной, кропотливой работой.

Лица, склонные к  самосозерцанию, скрытные (аутистические, от греч. autos —сам), малообщительны, тяжело идут на контакт, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, обладают формально-деловой манерой поведения. Такие специалисты могут быть исследователями, конструкторами, экспертами, консультантами и т.д.

Сотрудникам с  неустойчивым настроением (лабильно-циклоидные, от лат. labilis—неустойчивый) свойственны перепады активности и работоспособности, связанные с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически входить в конфликт, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.

Работники, некритически оценивающие свои возможности и  поведение (демонстративные), имеют стремление показать себя лучше, чем они есть на самом деле, приспосабливаются к обстоятельствам, а при возможности манипулируют действиями коллег. Людям данной категории лучше всего заниматься рекламой или работать в представительских органах, или там, где демонстрация себя не играет негативной роли.

Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности обычно нетерпимы к критике, упрямо, а иногда безосновательно доказывают свою правоту, помнят и надолго затаивают обиды, могут быть агрессивны. Работа с такими сотрудниками требует особого подхода и терпеливости.

Пунктуальные, педантичные  работники отличаются высокой добросовестностью и достаточно глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполненной работы, они постоянно стремятся к ее совершенствованию.

Люди несамостоятельные, приспособленцы (конформные — от лат. Konformis — подобный) часто бывают несобранны, мягки, теряются в сложной и непредсказуемой обстановке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Склонны сглаживать возникающие конфликты и разногласия. Как утверждают некоторые психологи, из них вырастают незаменимые заместители руководителей.

Работники без  твердых принципов и с неразвитым чувством долга, которые легковесно относятся к своим служебным обязанностям, увлекаются более «приятными» делами, мягки и тактичны в общении, имеют множество знакомых на службе и вне ее. Им больше всего подходит работа, где необходимо простое общение с посетителями, частая смена видов деятельности. За такими сотрудниками необходим тщательный контроль.

При таком множестве форм проявления характеров менеджер не должен спешить с окончательным выводом  по поводу того или иного сотрудника. Иначе можно потерять ценных работников, важно найти им работу по интересам, способностям и типу темперамента. 

лек 13_13.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 14_14.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 15_15.doc

— 120.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 16_16.doc

— 85.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 17_17.doc

— 108.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 18_18.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 2_2.doc

— 124.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 3_3.doc

— 95.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 4_4.doc

— 123.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 5_5.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 6_6.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 7_7.doc

— 82.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 8_8.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 9_9.doc

— 94.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Современный подход к персоналу и управлению им