Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:53, курс лекций
На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.
Тема 8 "Набор и отбор персонала"
«Набор и отбор персонала»
1. Маркетинг персонала
Понятие и содержание маркетинга персонала
Кадровое планирование
служит ряду целей, самая
На основании сравнения
плана по человеческим
Разрабатываемый и
корректируемый в процессе
Именно с этих двух процессов - планирование персонала и определение его ключевых характеристик - и начинается процесс привлечения кандидатов.
В условиях пассивной кадровой политики привлечение персонала может начинаться сразу с процедур набора.
Процесс привлечения персонала - рекрутирование (рекруитмент) – представляет собой специфический вид маркетинговой деятельности.
Как в обычной
маркетинговой деятельности, в процессе
рекруитмента существует
Исследование рынка - тенденции рынка труда, специфика занятости, стратегия конкурентов и т.д.
Разработка товара - на рынке рабочей силы представляет собой, прежде всего, обеспечение конкурентоспособных условий труда, привлекателыюсть рабочего места, что находит отражение в рекламной информации (все зависит от компании нет общих правил).
Ценообразование в процессе рекруитмеита подразумевает разработку системы заработной платы, льгот и компенсаций (на этот процесс влияет спрос и предложение на рынке труда, объективные условия рынка).
Продвижение
товара составляет суть рекруитмента кандидатов
на вакантные
должности, т.е. способы привлечения.
Содержание процесса рекрутинга
Подход к процессу включает:
1. Определение потребности в персонале с учетом основных целей организации.
2. Получение точной
информации о том, какие
3. Установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы.
4. Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения работы.
5. Поиск возможных
источников кадрового
6. Определение подходящих
методов отбора кадров, позволяющих
лучше всего оценить пригодност
7. Обеспечение наилучших
условий для адаптации новых
работников к работе в
Требования к кандидатам
составляет набор
Проведя поверхностный
анализ, несложно заметить, что наибольшая
текучесть кадров наблюдается
на позициях начальных уровней,
Надо учитывать:
• есть те категории работников (высококлассные специалисты, компетентные и т.д.), при увольнении которых фирмы имеют большие затраты на привлечение на такое вакантное место; поэтому важно отслеживать и прогнозировать текучесть персонала не в общем по фирме, а по определенным группам; прогнозировать текучесть на уровне старших управленцев практически невозможно, за исключением случаев, когда уход инициирован руководством фирмы; уход любого топ-менеджера - обстоятельство форс-мажорное;
• движение персонала
на низших уровнях прогнозирова
Еще один фактор,
инициирующий необходимость
Потребность в низших
позициях может определить
Требования к кандидатам и источники их формирования
Любая HR стратегия диктует менеджеру по персоналу определенный уровень «качества» подбираемого им персонала, соответственно, качество сотрудников определяется тремя факторами:
1. Профессиональные качества. Кандидат, отвечающий требованиям компании по своим профессиональным качествам, обладает достаточными навыками, знаниями и опытом для решения задач, стоящих перед организацией.
2. Личностные качества характеризуют, как человек «впишется» в организацию.
3. Мотивированность. Человек должен быть мотивирован для выполнения той работы, которая ему предложена.
Требования к кандидатам формулируются на основании:
= должностная инструкция;
= квалификационная карта;
= модель компетенций;
= модель рабочего места;
Должностная инструкция является одним из видов формализации требований к кандидатам и представляет собой документ, описывающий основные функции сотрудника, занимающего конкретное рабочее место.
В практике рекрутмента
стали создавать другие
Квалификационная карта включает набор квалификационных характеристик (образование, владение специальными навыками - иностранный язык, компьютер, владение конкретными методиками и т.д.), которыми должен обладать сотрудник, занимающий данную должность. Она является более удобным инструментом по сравнению с должностной инструкцией в качестве критериев отбора, но не учитывает личностные характеристики и потенциал профессионального развития. Поэтому часто квалификационная карта дополняется моделью компетенций.
Модель (профиль) компетенций. Сейчас этот подход к оценке персонала, по компетенции является наиболее распространенным.
Компетенции представляют собой:
- личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе и т.д. .
- нечто, что должен
уметь делать человек, чтобы
справиться со своими
- иидивидуально-личностные характеристики (например, умение работать в команде, креативность, коммуникабельность), так и навыки (например, умение вести переговоры или умение составлять бизнес-планы).
Как правило, оценка производится по двум направлениям:
= личностные характеристики (поведенческие компетенции);
= оценка знаний и
навыков в профессиональной
На базе должностной
инструкции, квалификационной карты
и модели компетенций
Модель рабочего места представляет собой набор характеристик должности, дающий общую картину того, что необходимо кандидату для работы в этой должности, а также условий работы.
Модель рабочего места может иметь следующую структуру:
1. Кадровые данные - пол, возраст, социальный статус (происхождение).
2. Опыт - профессиональный или общественный.
3. Профессиональные знания и навыки - определяются путем собеседования, а также путем проведения деловых игр и практических занятий.
4. Личностные качества
- совокупность деловых качеств
и недостатков работника,
5. Психология личности - тип личности, темперамент, мотивация; определяются путем собеседования и тестирования.
6. Уровень квалификации
- специальность, уровень
7. Организация труда
- рабочее помещение,
8. Оплата труда - зарплата, надбавки, премии и вознаграждения.
9. Социальные блага
- оплата отдых, питания,
10. Социальные гарантии - пособие по нетрудоспособности, страхование, пособие в случае увольнения и т.д.
Для поиска кандидата
Перед началом анализа
в случае необходимости
- важно и срочно;
- неважно и срочно;
- важно, но не срочно;
- неважно и не срочно.
2. Набор персонала
Понятие набора персонала и факторы, влияющие на набор
Набор персонала - действия организации по привлечению на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям вакантного рабочего места, а также формирование резерва кандидатов для отбора персонала.
Основное назначение набора заключается в создании определенного резерва кандидатов, из которого в дальнейшем организация смогла бы отобрать человека, максимально полно соответствующего требованиям должности или рабочего места.
Процесс набора зависит от факторов внешней и внутренней среды, они определяют: интенсивность, скорость, направления набора.
К факторам внешней среды относят такие показатели, как:
- законодательные ограничения. Государством устанавливаются минимальные требования к работодателю, которых он должен придерживаться в ходе привлечения работников в организацию (запрет на дискриминацию по половому, расовому, национальному, религиозному признакам; установление квоты рабочих мест для людей с ограниченными способностями, молодежи);
- ситуация на рынке рабочей силы. Количество привлеченных в организацию лиц зависит от: количества и состава рабочей силы необходимой квалификации;
- месторасположение организации, от региона зависит количество желающих на нем работать, диапазон выбора рабочей силы.
К факторам внутренней среды относятся:
= кадровая политика организации - принципы, направления работы с персоналом, наличие стратегических кадровых программ (пожизненный найм);
= образ организации, ее имидж, насколько она считается привлекательной как место работы.
Широко применяется
такое понятие, как
a. лизинг персонала, то есть привлечение сотрудников специализированных компаний для выполнения требуемой организации работы на неопределенное количество времени;
b. сверхурочную работу;
c. совмещение профессий;
d. структурную реорганизацию или использование новых схем производства;
e. временный наем;
f. привлечение специальных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.
Источники набора персонала и их виды
Информация о работе Современный подход к персоналу и управлению им