Специальные функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение специальных функций менеджмента.
Таким образом, менеджмент – это область человеческого знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………..…….3
1. Функции менеджмента……………………………………………….4
2. Основные функции менеджмента и их характеристика……..……8
3. Специальные функции менеджмента………………………….…..18
Заключение…………………………………………………………..…24
Библиографический список……………………………….…………..26

Файлы: 1 файл

курсовой по основам менеджмента.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………….………..…….3

1. Функции менеджмента……………………………………………….4

2. Основные функции  менеджмента и их характеристика……..……8

3. Специальные функции  менеджмента………………………….…..18

Заключение…………………………………………………………..…24

Библиографический список……………………………….…………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

"Менеджмент" – слово  английского происхождения и,  по сути, является аналогом термина  «управление», его синонимом. Но  в то же время, есть важное  отличие, которое ясно дифференцирует  область применения данных терминов. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление, как понятие, является более широким. Термин «менеджмент» же применяется только в управлении социально-экономическими системами - совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения деятельности.[1]

Актуальность темы. Роль менеджмента в настоящее время имеет общепризнанный характер – руководители в своей деятельности опираются на теоретические основы функций менеджмента, в учебных заведениях, а также на специальных курсах можно приобрести соответствующие знания для использования их на практике. В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Объектом исследования, соответственно – специальные функции менеджмента, которые используются в организациях, как для решения текущих задач, так и для решения задач в какой-то определенной (конкретной, специфичной) сфере деятельности.

Предметом исследования курсовой работы является менеджмент.

Цель курсовой работы: изучение специальных функций менеджмента.

Таким образом, менеджмент – это область человеческого  знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими                функциями. [2]

В экономике формируются, функционируют и развиваются  различные объекты, как государственного социального управления, так и  менеджмента горизонтальных рыночных структур. Основными объектами государственного управления являются общенародная собственность, социальная инфраструктура и др., а также коллективная собственность. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами менеджмента горизонтальных рыночных структур.

 

  1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция  (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. [3]

В политэкономии под  функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой.[4]

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

В социально-экономических  системах понятие “функция” также  широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В данной работе рассматривается весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними. Приводятся основы функционального моделирования систем менеджмента, содержатся рекомендации, как работать с функциями менеджмента и как при помощи функций создать эффективно работающий аппарат управления. [5]

Функция как категория  менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или  объективно необходимый вид отношений  между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента  как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные  функции, необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Функции управляющей  системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько видов  функций. Самый принципиальный подход - подход американской школы:

1.     Планирование;

2.     Организация;

3.     Стимулирование;

4.     Контроль.

Функции управления можно  условно разделить на общие и  специальные (конкретные). Количество и состав тех и других четко  не определены. Процесс управления является общей суммой всех функций.

К общим функциям относятся  прогнозирование и планирование, организация, координация, мотивация (стимулирование), учет и анализ, контроль. Специальные  функции менеджмента в принципе те же, что и общие, но только в  определенной (специальной) сфере деятельности: в сфере обращения, снабжения, сбыта, подготовки производства, обслуживания производства и т.п. [6]

При этом объективно необходимые  функции – это:

  • организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
  • социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается  как сложная система, для которой  необходимо определить состав функций  управления и учесть следующие факторы:

  • ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;
  • содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;
  • цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;
  • стадии жизненного цикла продукта.

Логическая структура  функций управления выглядит следующим  образом (рис. 1):

 

Рис. 1. 

Без проявления функций  управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание. [7]

 

  1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

Функция планирования. Она  предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что  должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой  сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

На среднем уровне управления занимаются тактическим  планированием, т.е. определяются промежуточные  цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно  называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования.

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры  используют для планирования, прогнозирования  и контроля будущих событий.  Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияние на план.

С помощью функции  планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды. [8]

Функция организации.  Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

Цель планирования - это  разрешить неопределенность. Тем  не менее сколь бы важным ни было планирование - это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать  цели  организации, а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом  которой  выступают люди. [9]

Поскольку концепция  организации  состоит  в сведении воедино всех специалистов  фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.

Процесс организации  структурирует работу и формирует  подразделения исходя из размера  предприятия, ее целей, технология и  персонала.  Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь свои цели.

Как видно, в независимости  от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым  образом организована. Существует ряд  принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:

1)     определение  и детализации целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

2)     определение видов деятельности по достижении этих целей;

3)     поручение различных задач индивидуумам и объединение  их в управляемые рабочие группы или подразделения;

4)     координация  различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установлении рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать,  сроки выполнения работ и кто им руководит;

5)     единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;

6)     размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

Так, высшие руководители контролируют не более чем десятью  подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут  руководить гораздо большим числом сотрудников. В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости  (количество сотрудников, которыми может управлять один менеджер), - это время и частота. То есть, сколько времени нужно менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности  в трудовой процесс. 

Информация о работе Специальные функции менеджмента