Специальные функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение специальных функций менеджмента.
Таким образом, менеджмент – это область человеческого знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………..…….3
1. Функции менеджмента……………………………………………….4
2. Основные функции менеджмента и их характеристика……..……8
3. Специальные функции менеджмента………………………….…..18
Заключение…………………………………………………………..…24
Библиографический список……………………………….…………..26

Файлы: 1 файл

курсовой по основам менеджмента.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, организация - это вторая функция управления. Из всего множества значений термина “организация” в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

1)     организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;

2)     организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации. [10]

Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться  усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.

Мотивация - это процесс побуждения  себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход  основывается  на вере в то,  что сотрудники  - всего лишь ресурсы, активы, которыми должны  заставить эффективно работать.

Человек, получивший в процессе обучения и повышения  квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цель организации своими целями.  

Стремление человека реализовать  себя в своем деле бесспорно. Так уж он устроен. Там, где управление и организация труда  предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими. Значит, мотивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение.

Разработав личную философию, менеджеры  могут создать такую рабочую  среду окружения, которая будет  способствовать мотивации сотрудников. Данная окружающая среда, или организационный  климат, окажет существенное влияние на отношение к делу работников, воздействует на сотрудников, которые значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;

во-вторых, создать атмосферу, благоприятную  для мотивации рабочих;

в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку, для того чтобы  работник был полностью мотивирован  и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и  понимать, чего от него ждут. Это важно не только потому, что сотрудники знают об ожиданиях своих менеджеров, но им нужно говорить и о том,  как они выполняют свою работу. Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере для всех работников. Обратная связь обеспечивает крепкую основу  для мотивации. [11]

Функция контроля. Итак, составлен  план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и  определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.

Контроль, как правило, ассоциируется  с властью, командованием, “поймать”, “улучшить”, “схватить”. Такое представление  о контроле уводит в сторону от главного содержания контроля.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Некоторые организации создали  целые системы контроля. Их функции  состоят в посредничестве между  планами и деятельностью, т.е. система  контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные.

Окончательная цель контроля состоит  в том, чтобы обслуживать различные  планы и цели менеджмента. [12] 

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии: эффективность  контроля, эффект влияния на людей, выполнение задач контроля, определение  границ контроля.

Различают следующие  виды контроля.

1.     Предварительный контроль.  Он осуществляется до фактического начала работ.  Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет разновидности: диагностический и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы  и т.п., указывающие на то, что в  организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. 

2. Текущий контроль. Он  осуществляется в ходе проведения  работ. Чаще всего его объект -  сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Для того, чтобы осуществить  текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы  с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь  предотвратить ошибки в будущем.  В рамках заключительного контроля  обратная связь используется  после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения).

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для  планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации. [13]

Контроль хотя и важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой  тип контроля применить, требует  тщательного обдумывания. В связи  с этим при организации и поведении контроля следует учитывать ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы:

Понимают ли сотрудники цели организации?

Спроектирована  ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?

Представляет ли действующая система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках?

Несомненно, что в будущих  контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые  достижения, однако базис, на котором  они создаются, останется тем же.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция  движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.

Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени  тратят на осуществление функций  планирования и контроля, а более низкого уровня больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Менеджеров на всех уровнях оценивают по двум основным критериям: результативности (т.е. возможности достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь результата с наименьшими затратами).   

 

  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Специальные (конкретные) функции менеджмента – это узкоспециализированные  виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями. [14]

В тоже время, специальные (или конкретные) функции – это  функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса, таким как: [15]

  1. Организация и совершенствование управления, что во многом связано с внедрением прогрессивных форм управления, которые предусматривают следующее:
    1. ориентацию производства на удовлетворение общественных потребностей, на приоритет потребителя в его взаимоотношениях с производителем, на эффективное взаимодействие с внешней средой;
    2. повышение заинтересованности трудового коллектива в повышении качества продукции, снижение затрат на ее производство, внедрение достижений научно-технического прогресса.
    3. создание условий для проявления инициативы и активности работников в решении производственных вопросов.
  2. Планирование производства:
    1. стратегическое, перспективное (долгосрочное) планирование (от 3 до 10 лет);
    2. среднесрочное планирование (от 1 года до 3 лет);
    3. текущее, краткосрочное планирование (до 1 года).
  3. АСУ – компьютеризированные системы, способные преобразовывать информацию, производить расчеты, логические операции, с использованием компьютерных сетей и современных информационных технологий. Наибольшее распространение получили в схемах управления производством, транспортом, строительством и другими экономическими процессами;
  4. Управление социальным развитием коллектива:
    1. совершенствование социальной  структуры персонала;
    2. его демографического и профессионально-квалификационного состава;
    3. регулирование численности работников;
    4. повышение их образовательного и культурно-технического уровня;
    5. улучшение эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников;
    6. обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий;
    7. стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и поощрения эффективности труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой  и индивидуальной ответственности;
    8. создание и поддержание в коллективе здоровой материально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
    9. рост жизненного уровня работников и их семей;
    10. удовлетворение потребности в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, непродовольственных товарах и необходимых услугах, полноценное использование досуга. [16]
  5. Управление изобретательством и рационализацией:
    1. тематическое планирование изобретательской и рационализаторской работы;
    2. организация и проведение смотров, конкурсов и конференций рационализаторов;
    3. своевременное решение с финансово-плановыми подразделениями вопросов выделения денежных средств на изобретательство и рационализацию;
    4. рассмотрение заявлений на рационализаторские предложения, оказание помощи изобретателям и рационализаторам в оформлении необходимых документов и разработке предложений, содействие в защите прав и интересов изобретателей и рационализаторов, организация подготовки материалов и обоснований для выплаты авторских вознаграждений и премий, а также внесение предложений о поощрении лиц, принимавших активное участие во внедрении изобретений и рационализаторских предложений, оформление и направление в вышестоящие инстанции заявок на изобретения и контроль за их прохождением;
    5. расчеты вероятной экономии от внедрения (обоснование целесообразности внедрения) изобретений и рационализаторских предложений;
    6. оказание содействия во внедрении изобретений и рационализаторских предложений;
    7. выдача авторам удостоверений на рационализаторские предложения установленного образца.
  6. Совершенствование системы управления охраной труда и техникой безопасности (СУОТ) — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации").

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией;

  1. Управление общим делопроизводством:
    1. документооборот учреждений и методы его оптимизации;
    2. регистрация документов, выбор рациональных методов учета документации;
    3. контроль исполнения документов;
    4. хранение документов.

 

По признаку воздействия  на деятельность организации в целом  к специальным (конкретным) функциям относятся:

  • перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
  • учет и отчетность;
  • экономический анализ;
  • стандартизация. [17]

По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса:

  • управление технической подготовкой производства;
  • организация основного производства;
  • организация обслуживания производства;
  • маркетинг. [18]

По признаку воздействия  на отдельные факторы производства:

  • управление персоналом;
  • управление организацией труда и заработной платой;
  • материально-техническое снабжение;
  • организация финансовой деятельности. [19]

Взаимодействие общих  и специальных функций выражается во всеобъемлющем характере общих  функций. Каждая специальная функция имеет в своем составе виды работ, соответствующие общим функциям и объединенные процессами коммуникации.

На практике соотношение  социальных и общих функций закрепляется в структуре управления.

Информация о работе Специальные функции менеджмента