Специфика инновациогнного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 08:57, реферат

Описание работы

В 21 веке экономический рост будет, в основном, обеспечиваться за счет научно-технического прогресса и интеллектуализации основных составляющих производства во всех сферах экономики. Иными словами, для обеспечения устойчивого роста экономики страны в долгосрочном периоде, необходим переход на инновационный тип развития, что позволит не только обеспечить устойчивый экономический рост, но и более высокий уровень экономической безопасности государства, чем, скажем, экономика, ориентированная на эксплуатацию природных ресурсов.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие инновационного менеджмента
3. Развитие инновационного менеджмента
4. Принципы инновационного менеджмента
5. Функции и задачи инновационного менеджмента
6. Формы инновационного менеджмента
7. Основные виды инновационной стратегии
8. Заключение

Файлы: 1 файл

Специфика инновационного менеджмента.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

  1. Понятие инновационного менеджмента

  1. Развитие инновационного менеджмента

  1. Принципы инновационного менеджмента

  1. Функции и задачи инновационного менеджмента

  1. Формы инновационного менеджмента

  1. Основные  виды инновационной стратегии

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

В 21 веке экономический рост будет, в основном, обеспечиваться за счет научно-технического прогресса и интеллектуализации основных составляющих производства во всех сферах экономики. Иными словами, для обеспечения устойчивого роста экономики страны в долгосрочном периоде, необходим переход на инновационный тип развития, что позволит не только обеспечить устойчивый экономический рост, но и более высокий уровень экономической безопасности государства, чем, скажем, экономика, ориентированная на эксплуатацию природных ресурсов. В конкуренции мировых экономик будут выигрывать страны, обеспечивающие благоприятные условия для инновационного процесса.

Образование и наука превращаются в важнейшие сферы, определяющие перспективы экономического и культурного развития. Интенсивность инновационной деятельности сегодня во многом определяет уровень экономического развития предприятий, регионов, стран. Это ставит показатель инновационного развития государства в ряд важнейших экономических показателей.

Особенно актуальна проблема совершенствования инновационного менеджмента для Республики Беларусь. Технологическая отсталость нашей страны, в отдельных отраслях, достигает совершенно недопустимого уровня. Низкая производительность труда, поразившая все отрасли экономики, тормозит экономическое развитие, и не способствует повышению качества жизни. Это еще раз подчеркивает актуальность инновационного менеджмента и необходимость освоения его основных приемов руководителями предприятий страны и будущим поколением менеджеров.

В данной работе будут  рассмотрены и изучены основные понятия и принципы инновационного менеджмента, а  также определены его основные функции, цели и задачи. Основное внимание будет уделено главным  характеристикам данного типа менеджмента и стратегиям, используемым для его успешного осуществления.

 

  1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновации - одна из важнейших форм развития в современном мире. Они объединяют науку, производство и рынок. В последние десятилетия они превратились из фактора собственно экономического в фактор общесоциального развития. Чаще всего освоение инноваций идет стихийно, методом проб и ошибок. Поэтому перед обществом в целом и перед отдельными организациями встает вопрос о том, как минимизировать издержки, присущие данному способу, ведь нет ни учреждений, ни учителей, обучающих этому, как нет и лабораторий, разрабатывающих методы принятия решений в инновационной сфере. Вместе с тем, в этом направлении наметились и определенные сдвиги: возник так называемый “инновационный менеджмент”, главная задача которого - стимулирование инноваций путем создания особых инфраструктурных условий, позволяющих воспроизводить инновации на постоянной и систематической основе.            

Инновационный менеджмент - это многофункциональная деятельность, объектом которой являются экономические, организационно-управленческие, правовые и психологические факторы, воздействующие на инновационные процессы, а также наиболее эффективные способы организации этих процессов.

Менеджмент инноваций - особая системная функция, вид деятельности по созданию организационных и социально-экономических условий для людей, занимающихся интеллектуальным трудом, способным порождать инновации в различных сферах, а также обеспечивать эффективное протекание этих процессов.  
Несмотря на то, что по менеджменту в целом сегодня имеется значительное число публикаций, инновационный менеджмент, как самостоятельное направление, нуждается в серьезной теоретической разработке.

Инновационный менеджмент - это многофункциональная деятельность по организации и управлению людьми, согласованный труд, интеллект и мотивы, поведения которых используются для обеспечения наиболее эффективного протекания инновационных процессов, предусматривающих образование и активное преимущественное использование инноваций – факторов. Исходя из того, что инновации являются всеобщей формой управляемого развития, инновационный менеджмент можно оценивать как основную интегрирующую силу, позволяющую путем создания соответствующей среды, благоприятной как для создания инноваций, так и для восприятия их социумом, создавать и использовать инновации как фактор общественного развития. Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее полное использование инноваций в обеспечении инновационного типа развития хозяйственных систем и устойчивого экономического положения фирм, корпораций в динамичной рыночной среде.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

 

  1. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент как наука о стратегическом планировании нововведений являлся составной частью стратегического менеджмента и существует, самостоятельно начиная с середины XX века. Основы инновационного менеджмента закладывались одновременно в разных странах, но наиболее широкое распространение его принципы получили в последней четверти XX века в странах с развивающейся экономикой.

Выделяются следующие этапы эволюции стратегического управления промышленными инновациями:

1. Этап текущего  финансового планирования развития (период 1900-1950-х г.г.), когда управление инновациями осуществлялось на основе контроля за исполнением смет расходов (управление издержками). Реакция предприятий на инновации определялась после их реализации. Соответствующие механизмы управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) принято относить к первому поколению. На этом этапе непосредственно сами ученые осуществляли управление научно-исследовательской работой, отбор и выполнение исследовательских проектов.  

2. Этап долгосрочного  планирования развития (период 1950-1970-х г.г.), когда прогнозы возможностей и соответствующее развитие воспроизводственного процесса оценивались исходя из существующих тенденций. Горизонт прогнозирования принимался равным 10-15 годам, причем на этот период предполагалась стабильная система целей и располагаемых ресурсов. Механизмы управления НИОКР в этот период относятся ко второму поколению и предусматривали корпоративный менеджмент, то есть непосредственно в структуре корпораций создавались отделы НИОКР.

 

3. Этап стратегического  планирования развития (период 1970-1980-х г.г.), когда происходила постепенная переоценка характеристик долгосрочных тенденций развития для прогнозирования будущих возможностей. Горизонт прогнозирования также принимался равным 10-15 годам, однако допускалась возможность коррекции системы целей и объема располагаемых ресурсов. Возрастающая динамика инновационных изменений привела к возникновению адекватных методов разработки инновационных проектов, например, программно-целевых методов с итеративной последовательностью фаз процесса стратегического управления (по цепочке «прогнозы-цели-концепции-программы») с последующей их увязкой с системой планирования и управления. На этом этапе механизмы управления НИОКР относятся к третьему поколению и включают в себя формирование сбалансированного портфеля новшеств и распределение прибыли и риска между выпускаемой продукцией и перспективными инновациями.

 

4. Этап стратегического  управления развитием (период с 1980 г. по настоящее время), при котором прогноз возможностей и развитие воспроизводственного процесса предприятия должны предусматривать закономерное возникновение дискретности развития (прерывности условий инновационных процессов, инновационных скачков). Концепция развития становится комплексной, учитывающей ограничения по ресурсному обеспечению и фазе сбыта, а также ограничения, накладываемые взаимосвязью внутренних и внешних факторов инновационного развития.

Обязательным условием применяемых методов социально-экономического планирования становится наличие адаптивных рычагов регулирования программ, то есть при длительной временном горизонте (до 10 лет) стратегического планирования выбираются скользящие интервалы тактического планирования. На этом этапе механизмы управления НИОКР относятся к четвертому поколению и предусматривают организацию совместного участия в разработке новой продукции как ученых и производителей, так и покупателей, поставщиков и других заинтересованных лиц уже на стадии возникновения идей новшества. Такой подход позволяет учесть скрытые потребности всех участников рынка и создавать новшества, на которые гарантированно имеется спрос.

 

  1. ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. В качестве принципов инновационного менеджмента, ориентированного на будущих потребителей, могут использоваться существующие принципы регулярного менеджмента, основанного на подходах менеджмента качества:

  • Ориентация на будущих потребителей,
  • Лидерство в инновациях,
  • Партнерские взаимоотношения с работниками,
  • Подход как к проекту,
  • Системный подход к менеджменту,
  • Непрерывные инновации,
  • Поиск нереализованных возможностей,
  • Стратегическое партнерство.

 

1)  Принцип ориентации на будущих потребителей.

Данный принцип означает, что будущие доходы организации зависят от тенденции распределения располагаемого дохода будущих потребителей и усилий компании по включению продукции и услуг в сферу интересов будущих потребителей. Применение принципа ориентации на будущих потребителей позволит компании активно формировать будущие потребности потребителей, стать активной компанией, формирующей новые рынки и продукты потребления.

 

2)  Принцип лидерства руководства в инновациях.

Данный принцип означает, что лидеры инновационной компании должны быть способны определить будущее предназначение компании, выработать стратегию инноваций, добиться реализации инновационных творческих планов развития компании.

 

3)  Принцип вовлечения работников в инновационные процессы.

Можно утверждать, что инновационные сотрудники имеют собственные средства производства, каковыми являются их знания, опыт и умения реализовать свои способности, а поэтому они гораздо более независимы от компании, чем их коллеги, не принимающие участия в инновационной деятельности. Соответственно, необходимо принцип вовлечения работников преобразовать в принцип партнерских взаимоотношений с работниками. Это означает, что всем работникам компании предоставляется право нестандартного мышления и нестандартных действий, так что, работники становятся равноправными партнерами компании.

 
4)  Принцип подхода как к проекту, в развитии принципа подхода как к процессу, принятого в менеджменте качества.

Будущие потребители еще не являются клиентами компании, поэтому они не могут быть заинтересованы в существующих процессах, направленных на удовлетворение потребителей, но они могут рассчитывать на завершение инновационных проектов, которые в случае успеха дают им (будущим потребителям) возможность стать существующими потребителями продукции и услуг компании. Проектный менеджмент является наиболее приемлемым видом управления для достижения конечного результата инновационной деятельности.

 

5)  Принцип системного подхода к менеджменту.

В соответствии с аналогичным принципом менеджмента качества это принцип означает, что определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов и проектов в соответствии с установленной целью вносят вклад в непрерывное развитие организации. Системный подход к менеджменту создает основы формирования доверия будущих потребителей и вовлечения их в круг настоящих потребителей.

 

6) Принцип непрерывных инноваций, в дополнении к соответствующему принципу непрерывных улучшений, применяемому в менеджменте качества.

Будущие потребители еще не являются клиентами компании, поэтому они не интересуются непрерывными улучшениями продуктов, услуг и процессов, которые в данный момент на них не направлены. Вместе с тем, они не могут оставаться безразличными к непрерывным инновациям, так как успешно реализованные проекты могут сделать их лояльными клиентами компании.

 

 7)  Принцип поиска нереализованных возможностей, в дополнении принципу принятия решения на основе фактов.

Завоевание будущих потребителей не может основывать только на фактах. В инновационной деятельности необходимо опираться на прогнозы, предположения, гипотезы и другие порой недостоверные данные.

Информация о работе Специфика инновациогнного менеджмента