Специфика инновациогнного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 08:57, реферат

Описание работы

В 21 веке экономический рост будет, в основном, обеспечиваться за счет научно-технического прогресса и интеллектуализации основных составляющих производства во всех сферах экономики. Иными словами, для обеспечения устойчивого роста экономики страны в долгосрочном периоде, необходим переход на инновационный тип развития, что позволит не только обеспечить устойчивый экономический рост, но и более высокий уровень экономической безопасности государства, чем, скажем, экономика, ориентированная на эксплуатацию природных ресурсов.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие инновационного менеджмента
3. Развитие инновационного менеджмента
4. Принципы инновационного менеджмента
5. Функции и задачи инновационного менеджмента
6. Формы инновационного менеджмента
7. Основные виды инновационной стратегии
8. Заключение

Файлы: 1 файл

Специфика инновационного менеджмента.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

Инновационные компании скорее создают новую реальность и соответствующие ей новые факты появления принципиально новых продуктов и услуг, которые ранее не были никем востребованы, нежели используют только существующие достоверные проверенные данные и факты. Инновационные компании являются активными "охотниками" за нереализованными возможностями.

 

8)  Принцип стратегического партнерства, в расширении принципа взаимовыгодного отношения с поставщиками, применяемого в менеджменте качества.

Стратегическое партнерство шире трактует взаимоотношения, и не только с поставщиками, но и с контрагентами, с другими партнерами и остальными заинтересованными в конечных результатах инноваций компаниями и некоммерческими организациями. Завоевание будущих потребителей является очень масштабной задачей для одной пусть даже очень развитой инновационной компании. В таком виде деятельности необходимы альянсы, стратегические объединения, ассоциации, партнеры по стандартизации и сертификации и пр. Новые продукты и услуги могут занять достойное место среди существующего разнообразия товаров только на основании совместной деятельности компаний из различных отраслей промышленности и сферы обслуживания.

Применение предложенных принципов инновационного менеджмента позволит создать систему управления, ориентированную на будущих потребителей. В свою очередь это приведет к значительно более высоким результатам бизнеса, так как вовлечение будущих потребителей обеспечивает рост доходов компании, подъем ее потенциала, развитие применяемых подходов, изменение в лучшую сторону системы распределения ресурсов, рост мотивации персонала и другие сильные стороны.

 

5.    ФУНКЦИИ И  ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

Существуют два типа функций менеджмента инноваций: 
1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;

2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций.

Функции субъекта управления:

1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;

5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций.

 

Функции объекта управления:

1) рисковое вложение капитала  в инновационный проект. Она отчетливо  проявляется в организации венчурного  финансирования инвестиций на  рынке инноваций. Вложение капитала  в новый продукт или в новую  операцию всегда связано с  неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется  через создание инновационных  венчурных фондов.

2) организация инновационного процесса  при внедрении инновационного  проекта. Содержанием функции организации  инновационного процесса будет  рациональная организация инновационной  деятельности по созданию, реализации  и распространению нового продукта  или новой услуги

3) организация продвижения инноваций  на рынке и ее диффузии.

 

Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны, пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство, анализ результатов и внесение корректив.

Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании – составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Затем осуществляется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов инновационного предприятия. Такое состояние инновационной системы принято называть гармонией. Именно гармонизация, т. е. достижение гармонии в развитии инновационного предприятия, составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента. 

 

7.      ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Для того чтобы понимать как осуществляется инновационная деятельность в тех или иных условиях, необходимо ориентироваться в возможных формах ее организации, как на предприятии, так и за его пределами. Существует достаточно большое число организационных форм инновационной деятельности.

Прежде всего, существующие формы подразделяются на 4 крупных категории: государственная инновационная деятельность, внутрифирменная инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах.

Государственная инновационная деятельность осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней (государственный бюджет, бюджеты регионов). Результаты государственной инновационной деятельности становятся интеллектуальной собственностью государства.

Государственная инновационная деятельность осуществляется в следующих формах: целевые программы, государственные научно-исследовательские институты, международные научно-исследовательские программы, гранты, вузовская наука.

Целевые программы создаются органами государственного управления, их финансирование закрепляется строкой в бюджете. К участию в целевых программах могут быть допущены как государственные научно-исследовательские организации, так и коммерческие, на определенных условиях.

Научно-исследовательские институты  – традиционная для советско-российской науки форма организации инновационной деятельности, пришедшая из советских времен. Определенные виды инновационной деятельности невозможно осуществлять на коммерческих предприятиях из чрезмерного уровня риска, высокой стоимости проектов, и продолжительного периода выхода на безубыточность. В тоже время, отказаться от таких проектов совсем тоже нельзя: без фундаментальных исследований научно-технический прогресс рано или поздно остановится.

Научно-исследовательские институты могут финансироваться за счет бюджетных средств и за счет коммерческой деятельности, если коммерческая деятельность разрешена нормативными документами данного института.

Международные научно-исследовательские программы отличаются от целевых тем, что в них участвуют несколько государств одновременно, а деятельность непосредственных участников данных программ регламентируется международными соглашениями, например, МКС, проект по созданию термоядерного реактора.

Гранты -  это особая разновидность целевых программ, ориентированная на работу индивидуальными инновационными

предпринимателями или малыми инновационными фирмами.

Вузовская наука представляет собой особый вид инновационной деятельности, осуществляемый в высших учебных заведениях преподавательским составом ВУЗа, что позволяет не только добиваться определенных научных достижений, но и совершенствовать образовательный процесс.

Инновационная деятельность, как правило, осуществляется в следующих формах:

1. Интерпартнерство.

Представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности. Она предполагает, что инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам осуществляет нововведения и при успехе пытается внедриться с ним на рынок в качестве независимого контрагента.

  
2. Внутренний венчур.

Является автономным в административном и хозяйственном отношении подразделением, предназначенным для внедрения научных идей сотрудников, отобранных специальной службой. Возглавляется ими самими и в течение обусловленного срока проводит разработку этих идей и готовит проект запуска результатов в производство.

 
3. Технологический центр.

Предназначен для организации высокотехнологичной деятельности в крупных исследовательских организациях и университетах. Облегчает привлечение ученых и студентов к разработке новых идей, обеспечивая их за умеренную плату помещением, оборудованием, вспомогательным персоналом.

 
4. Внешняя венчурная фирма (инвестиционная либо коммерческая). Основывается как самостоятельная или дочерняя учеными и изобретателями, покинувшими крупные компании, научные учреждения или университеты Она специализируется на прикладных исследованиях, разработках и освоении производства новых видов продукции, технологий, решении «узких» проблем межотраслевого характера.

 
5. Малая инновационная фирма.

Является небольшим мобильным коллективом профессионалов, действующим самостоятельно или в составе крупной организации в таких сферах, как электроника, робототехника, биотехнология, где происходят постоянные изменения

 
6. «Спин-оф» (отпрыски).

Представляют собой отделившиеся от вузов, государственных исследовательских центров и лабораторий крупных компании малые инновационные фирмы Они создаются с целью коммерческого внедрения побочных научно-технических достижений, полученных в ходе внедрения нетрадиционных проектов, и обычно субсидируются государством через различные некоммерческие центры и университеты.

 
7. Научный парк.

Формируется вблизи крупного исследовательского центра или вуза с развитой инфраструктурой и занимается исследованиями для разработки и производства новых технологий и программных продуктов.

Различают следующие разновидности научных парков:

Исследовательский парк связан с разработкой новшества до стадии опытного образца.

Технополис представляет собой региональный межотраслевой научно-технический комплекс, состоящий из вузов, конструкторских бюро, венчурных и внедренческих фирм, банков, промышленных предприятий, организующих производство на базе новшеств. В нем осуществляется полный инновационный цикл, включая подготовку кадров, или он специализируется на прикладных исследованиях и разработках с целью коммерциализации их результатов.

Технопарк объединяет вокруг научного центра группу объектов научно-экспериментальной, финансовой, социально-культурной инфраструктуры. Он предназначен для поддержки самостоятельных малых научно-технических организаций, творческих коллективов и отдельных ученых в деле воплощения результатов НИР в новые технику и технологию и распространения их на рынке.

 
8. Инкубатор (США) или инновационный центр (Западная Европа)

Под фирмой-инкубатором понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.

Встречаются следующие виды фирм-инкубаторов.

  • Бесприбыльные.

Они самые многочисленные, создаются, как правило, при поддержке местных органов власти. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов обычно на 15-50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы,

исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

  • Ориентированные на получение прибыли.

Это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только зa тe, которыми арендатор фактически воспользовался.

  • Филиалы высших учебных заведений.

Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

Информация о работе Специфика инновациогнного менеджмента