Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить специфику менеджмента в России.
Задачи:
- выявить особенности российского менеджмента;
- рассмотреть российскую модель управления;
- рассмотреть особенности российского менеджмента на примере турфирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3 1. СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ…………………………...................4
Особенности российского менеджмента…………………………………………...4
Концепции формирования российского менеджмента…………………............11
1.3 Российская модель управления……………………………………………………12
1.4 Задачи российских менеджеров…………………………………………………..17
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ТУРФИРМОЙ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ "ВИСТА")……….……18
2.1 Краткая характеристика ООО "Виста"……………………………………………..18
2.2 Факторы успешного управления ООО "Виста" "……………………..……...……18
2.2.1 Структура турфирмы и разделение труда………………………………………..18
2.2.2 Влияние руководителя на эффективность управления………………………….19
2.2.3 Система мотивации персонала……………………………………………………20
2.3 Проблемы в управлении ООО "Виста" и возможности их решения..........……20
2.3.1 Профессиональное развитие персонала………………………………………..20
2.3.2 Нематериальные формы мотивации персонала……………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..………23
Реально воздействующим на эффективность производства и одним из наиболее управляемых институтов, формирующих управленческую парадигму, является система бизнес-образования. Многие российские компании столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных управленческих кадров. Несмотря на постоянное реформирование модель бизнес-образования в России не претерпела существенных качественных изменений. В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории. Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием. В западной теории менеджмента считается, что для менеджера основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной.
Серьезным
недостатком российского
На большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит прямого мотивирующего характера. Она включает разные формы оплаты: оклад и нередко комиссионные как главные составляющие заработной платы, чаше всего небольшие премии, неэффективные формы низкодифференцированного тарифного стимулирования, особенно распространённые в государственных и муниципальных организациях. Оплата труда чаще всего отчуждена от результатов деятельности самого работника, не зависит или мало зависит от его квалификации и тем более от усилий работающего по самообразованию и самосовершенствованию, часто игнорирует его фактический трудовой вклад и отрешена от результатов деятельности предприятия.
Для корректировки
этого можно предложить внедрение
стимулирующих методов оплаты труда,
также близких современной
Несмотря на то, что средний класс значительно окреп в России за последние несколько лет, а общий уровень благосостояния населения повысился, в целом быть успешным и обеспеченным в России ещё не столь престижно, как в Европе. Сильны пережитки люмпенской психологии. Хорошая квалификация, дисциплинированность и высокие заработки вызывают откровенную агрессию и зависть коллег.
Таким
образом, на основе
- стремление
к интеграции различных
- индивидуализм
второго типа и «строгий
- полихроническое восприятие времени;
- чередование
застойно-стабильного и
- четкое разграничение обязанностей и полномочий, достаточно жесткая структура управления, допускающая при этом делегирование власти;
- иерархическое
управление с концентрацией
- существование огромной властной дистанции, принятие работниками неравенства в распределении полномочий, принятии решений, вознаграждении;
- непрозрачность,
секретность принимаемых
- отношения к подчиненным смешанные - формально-неформальные;
- стремление к корпоративной культуре в духе терпимости, равенства;
- ориентация
на узкую специализацию
- ступенчатая, специализированная, как межорганизационная, так и внутриорганизационная карьера;
- обусловленность карьеры личными отношениями с руководством и личным результатом;
- ответственность, как правило, коллективная;
- способ контроля, как правило, по коллективным показателям;
- метод найма на работу – смешанный (по деловым качествам и после окончания учебы);
- найм на работу на неопределенный срок;
- низкие гарантии для работников;
- идеал менеджера – сильная личность, способная принять на себя риск;
Российский
бизнес и менеджмент не изолирован
от мирового. Для российской практики
управления условием дальнейшего успешного
развития является не слепое копирование,
а приспособление и постепенный
переход к современным
1.2 Концепции формирования российского менеджмента
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента.
1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.
2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”
3. Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины” 3. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.6
1.3 Российская модель управления
Менеджмент
- это вид деятельности человека,
который имеет общие и
Быстрый переход от одной системы хозяйствования к другой привел к формированию многоукладной экономической структуры. В отличие от других стран, со сложившимися моделями управления, в которых полностью проявились их сущностные особенности, в России процесс формирования национальной модели менеджмента еще не завершен.
Современная
российская модель управления многообразна
и зависит от формы собственности,
региональных и отраслевых особенностей,
величины организации, типа рынка и
даже категории потребителей, на которых
ориентируются производители, их социального
происхождения и
Большинство исследователей российской модели управления акцентируют внимание на «особом пути» России, ее непохожести на другие страны. К числу основных факторов, влияющих на формирование особой российской модели управления можно отнести:
1. Особенности
геополитического положения.
2. Россия
- страна с огромной территорией
и небольшой плотностью
3. Многонациональный
состав населения. Проживание
на одной территории людей
разных национальностей
4. Особенности
национальной психологии. Традиционные
базовые ценности у всех
5. Для
правовой культуры России и
Запада характерно разное
Запад унаследовал
от римской империи понятие
6. Экономические потребности развития страны. На Западе производимая продукция шла на местный рынок непосредственно к потребителю. В России промышленность была разбросана по деревням, сбыт продукции производился через торгового посредника на отдаленный рынок, что требовало от государства создания единого экономического пространства для обмена хозяйственной деятельностью - общероссийского внутреннего рынка - для включения всех регионов в общий процесс общественного прогресса. Для России также характерна повышенная капиталоемкость инвестиционных проектов и, соответственно, значительные издержки производства, поэтому, особенно на ранних этапах рыночного развития, частного капитала было недостаточно для достижения устойчивого экономического роста и требовалось активное участие государства. То есть, можно говорить наличии в нашей стране длительной истории становления государственной управленческой культуры, поскольку собирать в XIII веке государство с Москвы, поддерживать в единстве Великое княжество Московское, Царство Московское, Российскую империю, Советский Союз и современную Россию без нее было бы невозможно.