Специфика таможенного дела как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить специфику таможенного дела как объекта управления.
Для достижения необходимого результата следует выполнить ряд задач:
– раскрыть понятие таможенного дела как социально-экономического явления и его эволюцию;
– описать суть «двойственного» представления таможенного дела: как объекта и субъекта управления;
– определить особенности таможенного дела как объекта управления;
– рассмотреть различные способы представления таможенного дела как объекта управления на основе полимодельности его представления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. таможенное дело как социально-экономическое явление 5
1.1. Эволюция понятия «таможенное дело» 5
1.2. Морфологическая модель таможенного дела 9
1.3. Двойственность в представлении таможенного дела 10
Глава 2. особенности таможенного дела как объекта управления 16
2.1. Полимодельное представление 16
2.1. Структурно-организационный подход 20
2.3. Функционально-технологический подход 23
Заключение 25
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Makarova_Spetsifika_tamozhennogo_dela_kak_obekt (1).docx

— 245.19 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. таможенное дело как социально-экономическое  явление 5

1.1. Эволюция  понятия «таможенное дело» 5

1.2. Морфологическая  модель таможенного дела 9

1.3. Двойственность  в представлении таможенного  дела 10

Глава 2. особенности  таможенного дела как объекта  управления 16

2.1. Полимодельное  представление 16

2.1. Структурно-организационный  подход 20

2.3. Функционально-технологический  подход 23

Заключение 25

Список использованных источников 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Постоянным  изменениям подвержено почти все, что  известно человеку. Не является исключением и внешнеэкономическая деятельность, которая прочно взаимосвязана и тесно взаимодействует с таможенной политикой и таможенным делом. В настоящее время усиливается влияние таможенного регулирования как элемента регулирования внешнеторговой деятельности.

При любом преобразовании упомянутых явлений  таможенной сферы происходит их качественное изменение, они приобретают совершенно новую, ранее не свойственную им, форму.

Возникает необходимость и в преобразовании управленческой деятельности в области таможенного дела, которая должна приобрести такое состояние, которое соответствует объекту управления. Эта связь – между таможенным делом и управлением – замкнутый круг, где каждый элемент необходим. Поэтому, когда идет речь о таможенном деле, не стоит забывать и об управленческой деятельности.

Невозможно  оставить без внимания тему данной курсовой работы. Следует отметить ее важность, значимость и актуальность, потому что в настоящее время в условиях международной интеграции и постоянно возрастающего товарооборота повышается роль и значение таможенного дела, а также всей таможенной деятельности в целом. Тем более, что они являются результатом управленческой деятельности государства, как во внешней, так и внутренней политике.

В исследуемой работе объектом выступает  таможенное дело в системе управления.

Предметом анализа можно назвать специфику  таможенного дела как объекта  управления.

Цель исследования – изучить специфику таможенного  дела как объекта управления.

Для достижения необходимого результата следует  выполнить ряд задач:

– раскрыть понятие таможенного дела как социально-экономического явления и его эволюцию;

– описать суть «двойственного» представления таможенного дела: как объекта и субъекта управления;

– определить особенности таможенного дела как объекта управления;

– рассмотреть различные способы представления таможенного дела как объекта управления на основе полимодельности его представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

1.1. Эволюция понятия «таможенное дело»

 

Таможенное  дело представляет собой сложное  социально-экономическое явление, которое  имеет достаточно много различных  толкований.

Необходимо  начать с классической школы управления. Согласно ее основным принципам, таможенное дело выступает инструментом государственного администрирования, иными словами  – совокупность методов и средств  обеспечения и соблюдения мер  таможенного-тарифного регулирования, запретов и ограничений, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Исходя из такого представления, можно утверждать, что такой инструмент является государственным  институтом, организацией или Федеральной  таможенной службой России.

Теперь обратим  внимание на процессный подход. С такой  точки зрения таможенное дело представляет собой именно порядок и условия  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, то есть таможенное дело выступает  процессом, последовательностью непрерывных  действий. Такое понимание исследуемого объекта делает акцент на его функциональное содержание, сущность. (Рис. 1.)

Нельзя оставить без особого внимания системный  подход. Именно такой подход дает наиболее полное представление и понимание  таможенного дела.

Однако перед тем как определить, в чем состоит сущность таможенного дела, необходимо отметить, что оно  неразрывно связано с таким понятием, как таможенное регулирование.

 

Подходы к пониманию таможенного  дела


Целевой.

Совокупность методов  и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования  и нетарифного регулирования, связанных  с перемещением товаров через  таможенную границу.

Сущностный.

Сфера деятельности государства, связанная с обеспечением таможенными  органами порядка и правил перемещения  лицами товаров и транспортных средств  через таможенную границу.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Подходы к пониманию  таможенного дела

 

В таможенном законодательстве Таможенного союза закреплено, что таможенное регулирование заключается в правовом регулировании отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.1 Иначе говоря, суть таможенного регулирования состоит в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Таможенном союзе.

Таможенное  дело представляет собой предмет  таможенного регулирования. Так  что же такое таможенное дело с  точки зрения системного подхода? Это:

– сфера государственной политики,

– особая область государственных интересов,

– специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов, в первую очередь, во внешнеторговой деятельности.

В данном случае, такое понимание исследуемого объекта  позволяет охватить все вопросы  таможенного дела и позволяет  объединить все понятия, имеющее  отношение к нему.

В настоящее  время таможенное дело рассматривается, как уже было сказано, через связь с таможенным регулированием  и представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.2 По-другому, такой подход можно назвать целевым. (Рис. 1.)

Безусловно, таможенное регулирование осуществляется посредством  таможенного контроля. И эта связь  рассматривается как единое целое  во взаимодействии и взаимовлиянии.

В рассмотренных  определениях таможенного дела содержится своего рода ответ для государства  на вопрос: что необходимо делать для  достижения поставленных целей в  этой области?

Естественно, на практике такой ответ вызывает возникновение других вопросов, как: как делать? чем делать?

И здесь ответ  можно найти только на практике – посредством главной деятельности государства – управлением.

На рис. 2. можно увидеть, как происходить реализация таможенного дела.

Как показано на рис. 2. общее руководство осуществляет  Правительство, которому подчиняется орган, уполномоченный в области таможенного дела (в нашей стране это ФТС). В свою очередь, уполномоченный орган реализует таможенное дело

 

Общее руководство таможенным делом


Правительство




 

Непосредственно реализует  таможенное дело


Орган, уполномоченный в  области таможенного дела




 

Рис. 2. Реализация таможенного дела

.

В свою очередь, на рис. 3. показано место таможенного дела как инструмента реализации.

Внешнеэкономическая деятельность



 

Внешнеторговая деятельность



Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности



 


Нетарифное регулирование


Таможенно-тарифное регулирование




Таможенное дело как инструмент




 

Рис. 3. Таможенное дело как инструмент реализации мер

 

Теперь рассмотрим получившуюся последовательность эволюции понятия таможенного дела на рис. 4.3

 

 

 

 

Что делать?


Государство



Таможенное дело



Как делать?



Таможенное регулирование



Какими инструментами?



Таможенное администрирование



Какими методами?


ФТС



Какая форма воздействия?



Экономика России и сфера  ее внешнеэкономической деятельности



 

 

Рис. 4. Последовательность эволюции понятия «таможенное дело»

 

1.2. Морфологическая модель таможенного  дела

 

После того, как  была рассмотрена эволюция таможенного дела, а также было определено, что этот термин обобщающий, охватывающий весь спектр вопросов таможенного дела. И в широком смысле он объединяет:

– таможенную политику;

– таможенное регулирование;

– таможенный контроль;

– законодательное и нормативно-правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля;

– организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти;

– вопросы иных видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

 Схематично  это выглядит так. (Рис. 5.)

 

Таможенное дело



Таможенная политика



Законодательная и нормативно-правовая база



Организационное обеспечение 



Технология и инфраструктура



Деятельность системы  таможенных органов 



 

 

Рис. 5. Морфологическая модель таможенного дела

 

1.3. Двойственность в представлении  таможенного дела

 

Таможенное  дело – это специфическое социально-экономическое  явление, развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны систему4, а с другой – особый предмет изучения.

Одна из наиболее характерных особенностей таможенного  дела состоит в том, что оно  содержит в себе признаки как управляемой, так и управляющей системы.

В первом случае – таможенное дело выступает объектом управления, то есть на него направлены управленческие действия, а во втором – таможенное дело представляет собой  совокупность методов и средств  осуществления таможенного регулирования  и контроля.

Прежде чем  рассматривать два представленных случая более подробно, необходимо отметить, что понимается под управлением. В самом общем виде управление можно определить как некий тип взаимодействия, оказываемого субъектом управления на объект управления. Данное воздействие можно охарактеризовать таким образом:

– наличие двух подсистем управления – управляемой и управляющей;

– отношения между подсистемами представлены в виде взаимоотношений людей;

– объектом считается отдельная структура либо организация в целом, на которую направлено воздействие;

– субъектом называют орган либо лицо, которое осуществляет управляющее действие.

Исходя из этих положений, можно сделать вывод, что одна и та же структура организации  может быть и объектом, и субъектом  управления.5

Таможенное  дело как объект управления представляет собой систему и включает в себя такие собственные элементы, к которым относятся институты, таможенные органы, деятельность таможенных органов, таможенные услуги, а также таможенный персонал.

Также к элементам  можно отнести:

– таможенные операции;

– таможенные процедуры;

– таможенный контроль и его формы;

– таможенные платежи.

Управление  любым обществом, социальными явлениями и процессами – объективная закономерность и необходимое условие раскрытия возможностей его прогресса6. Сущность управленческой деятельности руководителя таможенного органа, начальника (любого ранга и положения) выражается в достижении определенной гармонии коллектива и руководителя в процессе их взаимодействия при реализации поставленных задач.

Немаловажную роль играет оптимальное управление –  управление, которое удовлетворяет всем поставленным ограничениям7. На выбор наилучшего решения налагаются два вида ограничений:

– ограничения внешней среды: законы и условия природы;

– ограничения, связанные с используемыми ресурсами.

Централизованное  управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы.

Информация о работе Специфика таможенного дела как объекта управления