Специфика таможенного дела как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить специфику таможенного дела как объекта управления.
Для достижения необходимого результата следует выполнить ряд задач:
– раскрыть понятие таможенного дела как социально-экономического явления и его эволюцию;
– описать суть «двойственного» представления таможенного дела: как объекта и субъекта управления;
– определить особенности таможенного дела как объекта управления;
– рассмотреть различные способы представления таможенного дела как объекта управления на основе полимодельности его представления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. таможенное дело как социально-экономическое явление 5
1.1. Эволюция понятия «таможенное дело» 5
1.2. Морфологическая модель таможенного дела 9
1.3. Двойственность в представлении таможенного дела 10
Глава 2. особенности таможенного дела как объекта управления 16
2.1. Полимодельное представление 16
2.1. Структурно-организационный подход 20
2.3. Функционально-технологический подход 23
Заключение 25
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Makarova_Spetsifika_tamozhennogo_dela_kak_obekt (1).docx

— 245.19 Кб (Скачать файл)

Одновременно  есть возможность рассматривать  таможенное дело и как целую систему, так и по отдельным его компонентам.

На представленной схеме таможенное дело является одним  из направлений осуществления политики Российской Федерации, то есть были рассмотрены таможенная система и макросистема государства.

Как уже было сказано, целостное представление  и описание таможенной системы можно  исследовать на основе компонентов, которые тоже представляют на определенном уровне некую систему. Это показано на рис. 9.

На рис. 9 таможенное дело представляется своего рода тоже как метасистема. Но здесь четко  представлена вся структура таможенных органов: начиная от таможенного  поста и заканчивая внешнеэкономической  деятельностью.

Также здесь  ясно прослеживается организационная  линия управления таможенным делом  на определенном уровне. Как видно  на схеме, общее регулирование осуществляется Федеральной таможенной службой, в  подотчётности у которой находятся  региональные таможенные управления, которым в свою очередь подчиняются  таможни, а они руководят таможенными  постами.

Естественно, на каждом иерархическом уровне возникают  свои проблемы, которые требуют принятия определенных управленческих решений, которые должны основываться на таких  положениях:

– главным воздействующим компонентом является внешнеэкономическая деятельность, в тоже время она выступает окружающей средой;

– единая система таможенного дела имеет свои стандартные требования, которым должны придерживаться все таможенные органы, к тому же эти условия определяют направленность деятельности всех элементов таможенной системы и способы и методы управления;

– таможенное дело рассматриваются как особый, специфический объект, поэтому общие и специальные решения управленческой деятельности должны исходить из всеобщего исследования и анализа рассматриваемого объекта;

– здесь действует принцип применения только тех технологий и методов осуществления деятельности, который ориентирован непосредственно и исключительно на объект.

Система ВЭД России (макросистема)



ЕС ТО РФ (метасистема)



 

ФТС России (система)





 

Регион (система)


 

Регион (система)




Таможенная (система)


Таможенная (система)


Таможенная (система)


Таможенная (система)




Пост (система)


Пост (система)


Пост (система)


Пост (система)



 

 

 

 

Рис. 9. Таможенное дело как множество систем

2.3. Функционально-технологический подход

 

Помимо того, что таможенное дело может рассматриваться  с позиций структурного подхода  и соподчиненности одних элементов  другим, существует и другой аспект – функциональный.

 В данном  случае исследование объекта  управления связано с изучением  специфических технологий, а также  методов и способов их применения  на практике.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ПРОЦЕДУРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ


 

 

 

 

Рис. 10. Таможенное дело как  совокупность технологий

 

На рис. 10 показана система таможенного дела на основе используемых технологий, причем они  также имеют иерархическую структуру, где на высшем уровне стоят технологии внешнеэкономической деятельности, далее по нисходящей идут технологии таможенных органов и процедуры  технологического обеспечения таможенных органов.

На каждом уровне, как и в структурно-организационном  подходе, есть свои проблемы и способы  их решения.

Обеспечение принятия управленческих решений на первом уровне возможно  с использованием различного технологического обеспечения  по процедурам и операциям таможенной деятельности. К этому можно отнести, например, инфраструктуру, различные технические средства таможенного контроля, средства связи между должностными лицами, транспортные средства, электронно-вычислительные машины и многие другие. Технологии позволяют ускорить процесс принятия управленческого решения при проведении таможенного контроля и его форм, помещении под таможенные процедуры или совершении операций с товарами. И таким образом, это позволяет обеспечить повышение эффективности таможенной деятельности. Стоит отметить, что отдельное должностное лицо своими действиями осуществляет определенное воздействие на таможенное дело, но только на этом уровне.

На второй ступени описываются технологии деятельности таможенных органов. Здесь, в свою очередь, с одной стороны, решаются задачи управления таможенным делом на нижней ступени, с другой – принимаются решения по обеспечению  всем необходимым для такого управления.

Как было отмечено, система таможенных органов представляет собой элемент системы внешнеэкономической деятельности, задачей которой является эффективный контроль и управление всеми подконтрольными ей элементами и своевременное реагирование на возникающие проблемы.

На разных уровнях могут применяться определенные, присущие только одному уровню конкретные технологии, однако особенность их изучения состоит в том, что, вне зависимости от уровня,  таможенное дело как объект управления представлен и рассматривается на всех ступенях.

Таможенное  дело как объект управления представляет собой сложную, целенаправленно  развивающуюся систему – в этом его особенность. Поэтому его не получится рассматривать с какой-либо одной стороны – в этом случае не будет глубоко понимания и четкого представления об исследуемом объекте.

Для того, чтобы определить однозначно, что представляет собой таможенное дело как объект управления, используют его полимодельное описание, где каждая разработанная модель делает акцент на определенные составляющие таможенного дела. В исследовании были рассмотрены два таких аспекта: организационно-структурный и функционально-технологический.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в работе изучена специфика таможенного дела как объекта управления.

Во-первых, было рассмотрено несколько определений  понятия «таможенное дело», некоторые  из них закреплены законодательно, другие можно найти в иных источниках. Можно рассматривать и процесс  становления изучаемого социально-экономического явления, его эволюцию. Однако важно  одно – все рассмотренные варианты правильны и отражают самые главные черты таможенного дела.

Во-вторых, была описана суть «двойственного» представления  таможенного дела, где оно выступает  и как объект, и как субъект  управления. Это немаловажно, так  как возникает вопрос, к какой  системе относить таможенное дело –  управляемой или управляющей? В  результате, можно утверждать, что  в некоторых случаях оно управляет  сферой внешнеэкономической деятельности, ее участниками, товарами, в других – является объектом межгосударственного и государственного воздействия на институты, организации, органы, их деятельность, таможенные услуг и таможенный персонал. Более того, значимость самого процесса управления состоит в том, что оно обеспечивает достижение всех целей, которые стоят перед таможенным делом.

В-третьих, более глубоко были рассмотрены  особенности таможенного дела как  объекта управления. Необходимо заметить, что управление связано с таким  понятием как система, следовательно, исследуемый объект является сложной  системой с развитой структурой своих  элементов. В зависимости от целей управления  принятия управленческих решений, любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой. При анализе важно учитывать влияние каждого элемента на саму систему в целом. Тем более, управление любым обществом, социальными явлениями или же процессами является объективной закономерностью и необходимым условием раскрытия возможностей его прогресса, также и в данном случае.

В-четвертых, для того, чтобы полностью разобраться  в представлении таможенного  дела как объекта управления, понять его сущность, было использовано его полимодельное описание.

Важность такого представления заключается в  том, что с позиции системного подхода очень удобно исследовать  и анализировать изучаемый объект на основе определенных моделей.

Таможенное  дело невозможно ощутить органами чувств, полностью его нельзя обхватить  руками. Оно создано умами людей, но чтобы лучше разбираться в  нем, и используют модели – упрощенные аналоги изучаемых объектов.

Моделей таможенного  дела разработано достаточно много, существуют объективные причины  полимодельности: познаваемость таможенной системы как объекта управления; наличие механизмов эффективного стратегического и оперативного управления для достижения целей таможенной деятельности; целенаправленность, динамичность, структурируемость и функциональная целостность таможенной системы;  вариативный характер функционирования и развития таможенной системы. Перечисленные предпосылки занимают важное место в системе знаний о таможенном деле как объекте управления.

Исходя из того, что существует множество способов описания изучаемого объекта на основе моделей, было выбрано два важных аспекта его рассмотрения: структурно-организационный  и функционально-технологический.

Первый подход позволил описать составляющие элементы таможенного дела, но с позиции включенности в систему более высокого уровня.

Второй аспект позволяет рассмотреть таможенное дело с точки зрения его функциональных и технологических особенностей на разных уровнях.

Подводя итог, нужно сказать, что поставленные перед началом исследования задачи выполнены, и главная цель работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010).

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

3. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учеб. – М.: Экономика, 2005. – 675 с.

4. Демченко  А.А., Родин В.Ф. Управление в системе таможенных органов: Учеб. – М.: РИО РТА, 1996. - 84 с.

5. Макрусев  В.В., Андреев А.Ф. Основы системного  анализа в таможенном деле: Курс  лекций. – М.: РИО РТА, 2009. – 332 с.

6. Макрусев  В.В. Таможенный менеджмент: Учеб. – СПб: Интермедиа, 2012. – 384 с.

7. Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В.,          Андреев А.Ф. Основы управления таможенными органами России: Учебник / под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. – С. 246.

8. Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т., Андреев А.Ф., Бойкова М.В., Колобова И.Н., Дианова В.Ю., Барамзин С.В., Волков В.Ф. Управление таможенным делом: Учебное пособие / под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2010. – С. 239.

9. Макрусев  В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: Учеб. пос. – М.: РИО РТА, 2009.- 278 с.

10. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 117 с.

11. Кабушин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пос. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.

12. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, 
контрольных, курсовых и дипломных работ. – М.: РИО РТА, 2004. – 98 с.

 

1 Ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ред. от 16.04.2010)

2 П. 1 ст.2 ФЗ № 311 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

3 Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: Учеб. – СПб: Интермедиа, 2012. – C. 146

4 Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, проявляющееся в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее явлениям.

5 Кабушин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пос. – М.: Новое знание, 2009. – C. 32

6 Демченко А.А., Родин В.Ф. Управление в системе таможенных органов: Учеб. – М.: РИО РТА, 1996. – С. 13

7 Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 117.

8 Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учеб. – М.: Экономика, 2005. - С. 48

9 Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: Учеб. – СПб: Интермедиа, 2012. – С. 154

 


Информация о работе Специфика таможенного дела как объекта управления