Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику таможенного дела как объекта управления.
Для достижения необходимого результата следует выполнить ряд задач:
– раскрыть понятие таможенного дела как социально-экономического явления и его эволюцию;
– описать суть «двойственного» представления таможенного дела: как объекта и субъекта управления;
– определить особенности таможенного дела как объекта управления;
– рассмотреть различные способы представления таможенного дела как объекта управления на основе полимодельности его представления.
Введение 3
Глава 1. таможенное дело как социально-экономическое явление 5
1.1. Эволюция понятия «таможенное дело» 5
1.2. Морфологическая модель таможенного дела 9
1.3. Двойственность в представлении таможенного дела 10
Глава 2. особенности таможенного дела как объекта управления 16
2.1. Полимодельное представление 16
2.1. Структурно-организационный подход 20
2.3. Функционально-технологический подход 23
Заключение 25
Список использованных источников 28
Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития8.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на сформированную на их основе единую систему принципов.
В управлении таможенным делом функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.
Следовательно,
управление таможенным делом – это
системное воздействие
Схематично объект и субъект управления представлены на рис. 6. и рис. 7.
Что касается субъектов управления таможенным делом, то общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации, также законодательно закреплено, что уполномоченным органом в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба, именно она осуществляет непосредственное управление, далее идут региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и структурные подразделения таможенных органов России.
Органы управления таможенным делом
Таможенное дело
Рис. 6. Таможенное дело как объект управления
Правительство
ФТС
РТУ
Таможня
Таможенный пост
Структурные подразделения
Рис. 7. Субъекты управления таможенным делом
Безусловно, между субъектом и объектом существует обратная связь. Потребность субъекта в управлении объектом проявляется в том, что таможенное дело позволяет обеспечивать ряд жизненно важных задач государства, таких как пополнение бюджета, обеспечение экономической безопасности.
Таможенное дело как субъект управления также представляет собой определенную систему, включающую в себя необходимые для ее существования две подсистемы: собственно таможенное дело в качестве управляющей подсистемы и сферу внешнеэкономической деятельности как управляемую подсистему.
Следовательно,
таможенное дело как субъект управления
представляет собой систему управления
внешнеэкономической
В общем виде администрирование представляет собой такой стиль руководства, при котором используются административные методы управления – способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.
Касательно
определения таможенного
В широком
понимании таможенное администрирование
– определенная методология управления,
совокупность административных методов
и технологий воздействия на внешнеэкономическую
деятельность и ее организации с
целью эффективной и
В узком смысле понимается такая деятельность ФТС России и деятельность таможенных органов, которая основана на определенных нормативно-правовых актах, осуществляема в ограниченных этими актами рамках, связанная с организацией и управлением и направленная на реализацию возложенных на таможенные органы задач в области таможенного дела.
Сущность таможенного
администрирования состоит в
системном воздействии
Относительно таможенного администрирования, управление таможенным делом представляет собой часть системы управления таможенным администрированием.
Поэтому, посредством воздействия на таможенное дело, осуществляется регулирование процессов, происходящих во внешнеэкономической деятельности, а по каналам незаменимой и необходимой обратной связи происходит оценка и контроль полученных результатов.
Под регулированием, следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.
Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.
Главную роль в управлении таможенным делом играют таможенные органы.
В целом, таможенное дело и как объект, и как субъект управления, представляет собой сложную систему, постоянно находящуюся в непрерывном развитии, подвергается организационным, правовым, технологическим, социально-экономическим и иным изменениям.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Полимодельное представление
Понятие управления неизбежно связано с таким понятием как система, что позволяет полностью изучить и всецело обследовать необходимый объект.
Таможенное дело, как уже было сказано, представляет собой сложную развивающуюся систему. А так как система сложная, то ее анализ необходимо проводить глубже, нежели анализ систем более простых. Аналогичным образом осуществляется и управление в исследуемой системе.
Для более глубоко, а также упрощенного в понимании, рассмотрения систем используют модели. У таможенного дела как объекта управления таких моделей достаточно много, поэтому можно утверждать о полимодельности его представления.
Самой главной
предпосылкой полимодельного описания
является множество таможенных подсистем,
входящих в изучаемое социально-
Помимо указанной причины полимодельного представления, выделяют и другие предпосылки, при соблюдении которых управление таможенным делом наиболее эффективно:
– познаваемость таможенной системы как объекта управления;
– наличие механизмов эффективного стратегического и оперативного управления для достижения целей таможенной деятельности;
– целенаправленность, динамичность, структурируемость и функциональная целостность таможенной системы;
– вариативный характер функционирования и развития таможенной системы.
Остановимся подробней на каждой предпосылке и рассмотрим их детально.
Целенаправленность
– необходимое условие
Функциональная целостность характерна как для любого элемента таможенной системы (ФТС, РТУ, таможни, таможенного поста), так и для всей совокупности в целом. Целостность проявляется в том, что таможенное дело, представляемое таможенными органами, является частью общей функции по реализации общегосударственных политических, социальных и экономических целей, наряду с другими государственными структурами. При этом достижение поставленных целей осуществляется с помощью таможенных функций.
Таможенное дело можно представить определенной иерархической структурой (на основе общесистемных функций), на первом уровне которой находится само таможенное дело или таможенная деятельность, после идут общесистемные виды деятельности, далее – виды деятельности, входящие в общесистемные и т.д.
Например, управленческая деятельность может быть представлена в виде: уяснения целей и задач таможенной политики, оценки ситуации в сфере внешнеэкономической деятельности, принятия управленческих решений и доведения их до таможенных органов. Так можно до бесконечности, пока не достигается уровня, дальнейшая структуризация которого не принесет новых знаний.
Если рассматривать таможенное дело как целостную систему с позиций системного подхода, то она состоит из следующих компонентов:
– таможенная политика;
–условия и порядок таможенного регулирования и контроля;
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
В данной случае
представленные элементы выделяются на
основе идеологического, функционально-
К тому же, составляющие
части таможенного дела как целостной
системы находятся в постоянной
взаимосвязи и
Важно четко представлять, что определение таможенного дела в качестве объекта управления связано с его спецификой, с целями управления и профессиональными качествами лица, принимающего решения, или коллектива руководителей (управленческой команды), их личностными свойствами.
Существуют такие следующие особенности при описании таможенного дела как объекта управления:
– большая размерность регулируемых, контролируемых и измеряемых величин;
– наличие как непрерывных, так и дискретных параметров;
– существенная нелинейность, включая случай изменения вида функциональных зависимостей;
– значительное влияние стохастических (случайных) факторов не только на отдельные параметры, но и на типы функциональных зависимостей (моделей);
– большое разнообразие математических описаний (моделей) – полимодельность;
– трудности теоретического анализа и создания адекватных аналитических моделей;
– недоступность прямых измерений, наличие большого числа формализуемых факторов;
– ограниченная воспроизводимость в эксперименте;
– динамика как функциональных характеристик, так и структурных компонентов;
– априорная информативная неопределенность нередко неустранимого характера9.
Выделяют наиболее часто используемое представление таможенного дела, которое основывается на таких аспектах, как структура, функции, технологии реализации этих функций,
Необходимо отметить, что, с одной стороны, в системе таможенного дела как объекта управления выделяют структурный аспект и характеризуют ее организационной структурой.
С другой стороны – функциональный подход, основанный на единой технологии реализации системы таможенных функций. При этом выполнение функций таможенных органов по направлениям своей деятельности обеспечивается соответствующими таможенными технологиями – технологиями деятельности таможенных органов.
2.1. Структурно-организационный
При использовании
структурно-организационного подхода,
таможенная служба рассматривается
как целое в государственном
устройстве, играет отведенную ей определенную
роль и занимает установленное место
в политико-экономической
Организация структуры означает распределение составляющих структурных элементов по функциям.
Здесь рассматривается система таможенного дела и государство как макросистема.
Политика РФ
Государство
МВД, ФСБ, Минобороны
Безопасность РФ
Направления политики РФ: ее субъекты и объекты
Федеральные органы
Таможенная политика
Национальное производство, бюджет: участники НП
Таможенная служба
ВТЭД: участники ВТЭД
Общие функции таможенной деятельности
Регулирующая
Информационно-аналитическая
Экономическая, фискальная
Правоохранительная
Рис. 8. Таможенное дело в составе макросистемы – государственно-политический аспект
На рис. 8 таможенное дело показано в качестве элемента внешнеэкономической и государственной деятельности России. Такой компонент создается в целях эффективной реализации стратегии внешнеэкономической деятельности, экономической политики и политики государственной безопасности России и реализует в полном объеме следующие системные таможенные функции: регулирующую, правоохранительную, экономическую или фискальную, информационно-аналитическую.
Информация о работе Специфика таможенного дела как объекта управления