Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в условиях научно технического прогресса и кризиса мирового хозяйства, создание психологического климата коллектива стало неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. С развитием социального прогресса, с его противоречащими социально-психологическими аспектами тесно связанны проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата. Так же проблема влияния психологических аспектов на управление коллективом является одной из важных и фундаментальных основ для благоприятного СПК.
Рассматривая эти проблемы, целью моей курсовой работы является анализ влияния психологических аспектов управления на коллектив и рассмотрение процесса создания психологического климата в коллективе.

Содержание работы

Введение
1. Психологические аспекты управления коллективом
1.1 Сущность социально-психологического климата.
1.2 Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
2 . Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата
2.1 Управление социально - психологическим климатом в коллективе
2.2 Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОП.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

1. Психологические аспекты  управления коллективом

1.1 Сущность социально-психологического климата.

1.2 Факторы, влияющие на  психологический климат в коллективе.

2 . Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата

2.1 Управление социально - психологическим климатом в коллективе

2.2 Роль руководителя в  социально-психологическом климате  коллектива

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Климат в коллективе является важным фактором оптимизации  профессиональной деятельности группы.

 Сегодня в  условиях научно технического  прогресса и кризиса мирового  хозяйства, создание психологического  климата коллектива стало неотъемлемой  частью борьбы за рост производительности  труда и качество выпускаемой  продукции. С развитием социального  прогресса, с его противоречащими  социально-психологическими аспектами  тесно связанны проблемы формирования  благоприятного социально-психологического  климата. Так же проблема влияния  психологических аспектов на  управление коллективом является  одной из важных и фундаментальных  основ для благоприятного СПК.

Рассматривая эти проблемы, целью  моей курсовой работы является анализ влияния психологических аспектов управления на коллектив и рассмотрение процесса создания психологического климата  в коллективе.

 

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих  задач:

 

1.Изучить сущность и структуру  психологического климата

2.Выявить факторы, влияющие на  климат в коллективе

3.Определить роль руководителя  в СПК коллектива

 

В моей курсовой работе в качестве литературы использовались учебные  пособия,научные статьи и лекции моего научного руководителя.

 

 

 

 

Сущность социально-психологического климата

 

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и  о социально- психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

 

Социально-психологический климат-это  настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно работающих, обучающихся или живущих людей. Социально – психологический климат является одним из решающих факторов успешной деятельности человека во всех сферах жизни общества, в частности, в контексте реализации функции обратной связи. От социально-психологического климата зависит степень присоединения  каждого индивида в деятельность, характер ее направленности, эффективность.

Когда ведут речь о социально-психологическом  климате (СПК) коллектива, подразумевают  следующее:

-совокупность социально-психологических  характеристик группы;

-преобладающий и устойчивый  психологический настрой коллектива;

-характер взаимоотношений в  коллективе;

-интегральная характеристика состояния  коллектива.

 

Социально-психологический климат влияет не только па эффективность деятельности, поведение, но и на психологическое здоровье личности. Это слишком важно для менеджера любой организации, например, районного отдела образования, поскольку там социально-психологический климат опосредованно, через соответствующее психологическое состояние ее представителей (заведующего, инспектора), влияет на социально-психологический климат подведомственных коллективов, а через них - на ребенка, их психическое здоровье. Так, в частности, отмечается, что «психологический климат в учительской комнате и в классе - важнейшее условие психического здоровья детей и взрослых».

Социально-психологический климат также является важным фактором, который влияет на все составляющие управленческой деятельности: выработки и принятия управленческих решений, организацию их выполнения, учет и контроль.

Социально-психологический  климат является также существенным фактором контролирующей и сравнительно-оценочной деятельности менеджера, где выступает как источник социального контроля, социальных санкций, отображение общественного мнения коллектива и др.

В целом можно  сказать, что социально-психологический  климат - это часть социально-психологического пространства организации, .психологическое поле , па котором разворачивается деятельность каждого участника процесса труда, «плацдарм жизнедеятельности личности».

 

 Факторы, влияющие  на психологический климат в  коллективе.

 

 

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд  факторов макро и микросреды.

Факторы макросреды - это  тот общественный фон, на котором  строятся и развиваются отношения  людей. К этим факторам относятся:

1. Общественно-политическая  ситуация в стране - ясность и  четкость политических и экономических  программ, доверие к правительству  и пр.

2. Экономическая ситуация  в обществе — баланс между уровням технического и социального развития.

3. Уровень жизни населения  - баланс между заработной платой  уровнем цен, потребительская  способность населения.

4. Организация жизни населения  - система бытового и медицинского  обслуживания.

5. Социально-демографические  факторы - удовлетворение потребностей  общества и производства в  трудовых ресурсах.

6. Региональные факторы  — уровень экономического и  технического развития региона.

7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнических  конфликтов.

Факторы микросреды - это  материальное и духовное окружение  личности в организации. К микрофакторам относятся:

1. Объективные - комплекс  технических, санитарно-гигиенических,  управленческих элементов в каждой  конкретной организации.

2. Субъективные (социально-психологические  факторы):

а) формальная структура - характер официальных и организационных  связей между членами группы, официальные  роли и статусы членов группы;

б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль  руководства, индивидуальные психологические  особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

Важнейшими  признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

-- доверие и высокая требовательность  членов .группы друг к другу;

-- доброжелательная и деловая критика;

-- свободное выражение собственного  мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

-- отсутствие давления руководителей  на подчиненных и признание  за ними права принимать отдельные  значимые для группы решения;

-- удовлетворенность принадлежностью  к коллективу;

-- высокая степень эмоциональной  включенности и взаимопомощи  в ситуациях, вызывающих состояние  фрустрации у кого-либо из членов  коллектива;

-- принятие на себя ответственности  за состояние дел в группе  каждым из ее членов.

Таким образом, социально-психологический  климат как качественная сторона  межличностных отношений проявляется  в виде совокупности психологических  условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе. социально-психологический климат зависит от большого числа факторов, положительно или отрицательно воздействующих на него. На некоторые из них руководителю можно оказать влияние, а на некоторые - нет. Эти факторы разделяют на внешние и внутренние.

Внешние факторы порождаются событиями, происходящими за пределами организации. К ним относят проблемы в семьях, социальные проблемы региона, катастрофы и т. д.

Все, что случается в семье, очень  быстро сказывается на самочувствии работников. Так как внешние факторы  находятся за пределами прямого  контроля руководителя, то он должен быть очень опытным и внимательным, чтобы по возможности избавиться от их влияния. Например, работник испытывает определенные финансовые затруднения  и постоянно думает о том, как  их преодолеть. Состояние депрессии  не позволяет ему успешно справляться  с производственными заданиями. Руководитель в процессе беседы может  выяснить эти проблемы и принять  соответствующее решение. Он оценивает  степень влияния данного фактора, определяет возможность его нейтрализации.

На  крупных предприятиях, фирмах создаются  социологические и психологические  службы, которые следят за состоянием социально-психологического климата  и выявляют факторы, дестабилизирующие  его. Одновременно сотрудники данных служб  могут оказывать психологическую  помощь нуждающимся в ней работникам организации. В случае необходимости  специалисты этих служб беседуют с руководителями и дают профессионально  рассчитанные и выверенные рекомендации, и советы по особенностям общения  с подчиненными. Эти службы могут  существенным образом сокращать  масштабы конфликтов или даже гасить их полностью.

К внутренним климатообразующим факторам относятся:

1. Стиль руководства, который непосредственно  влияет на настроение, поведение  людей, на их взаимоотношения.  Степень удовлетворенности стилем  и его мотивационные последствия  формируют отношение к работе.

2. Отлаженность трудового процесса. Здесь речь идет о субъективно  оцениваемых организационно-управленческих, экономических и материально-технических  условиях, в которых трудится  человек. Недовольство работников  организацией дела отрицательно  сказывается на социально-психологическом  климате.

3. Личные качества работников. Через  них преломляются все обстоятельства  трудовой деятельности и личной  жизни. Лица, склонные конфликтовать,  нетерпимые к мнению других, с  завышенной самооценкой, необоснованным  уровнем притязаний и низкой  культурой поведения провоцируют  ухудшение социально-психологического  климата.

4. Корпоративная (групповая) культура, которая, будучи фактором группового  сознания, утверждает определенные  межличностные отношения в коллективе  в качестве общей ценности. При  сильном групповом самосознании  лица, посягающие на общую ценность, подвергаются осуждению, чем социально-психологический климат страхуется от нарушений.

5. Психологическая совместимость людей .Психологическая совместимость определяется совокупностью личностных качеств, а срабатываемость прежде всего зависит от стиля работы. Трудности взаимодействия порождают стресс, который сказывается на общем настрое отдельных людей и группы в целом.

6. Соотношение мужчин и женщин в коллективе иногда также оказывает влияние на климат. Психологи рекомендуют при возможности смешанные по половому составу коллективы. Женские коллективы более подвержены колебаниям социально-психологического климата, чем мужские.

7. Размеры первичного коллектива. Оптимальными психологи считают средние коллективы от 10 до 20 человек. Большие первичные коллективы (более 25 человек) склонны распадаться на отдельные группировки, в меньших затрудняется нахождение психологически совместимых лиц по причине ограниченности выбора. Практика и исследования подтверждают, что в оптимальных по численности коллективах создаются наиболее благоприятные условия для установления здорового микроклимата, так как люди оказываются в постоянном деловом и дружеском общении, что способствует сплоченности. Это условие сложно выполнить, так как размеры рабочей группы диктуются объемом, характером и номенклатурой работ.

8. Возрастная структура коллектива. Опытом установлено, что для большей стабильности коллектива желательно комплектовать его разными по возрасту работниками. Исследования показали, что более стабильные коллективы там, где совместно трудятся 40 % работников с опытом и стажем работы и 60 % молодых работников. Коллектив, состоящий из людей одного возраста, имеет тенденцию замыкаться на интересах своего возраста. Сочетание в производственной группе людей разного опыта, профессионального мастерства, как правило, дает положительный результат, «размыкая» это сосредоточие работников на себе самих и своей деятельности. Младшие с уважением относятся к старшим, а старшие помогают младшим, передают свой опыт. Однако такое отношение не складывается само - менеджеру нужно формировать данный стиль отношений во вверенном ему коллективе.

9. Одним из существенных факторов является физическая удаленность работающих членов коллектива. Человек, работающий рядом, чаще воспринимается как лучший друг, чем тот, кто работает дальше.

10. Важным является наличие в помещении предметов, провоцирующих агрессию. Д. Статт описывает исследование наличия неодушевленных предметов на поведение членов группы. В группе студентов колледжа, которых в целях эксперимента разозлили, одни находились в комнате с ружьем, другие -- в комнате в ракеткой для бадминтона.

Затем студентам предоставили возможность  применять к другим то, что, как  они думали, является электрошоком. Студенты, которые находились близко от ружья, стремились включить более  мощный электрошок, чем те, кто находился  возле ракетки. Простое присутствие  предмета, ассоциировавшегося с агрессией, привело к возрастанию агрессивности  их поведения.

Также на формирование социально-психологического климата влияют национальный состав, религиозные, расовые и другие обстоятельства.

При изучении климата необходимо иметь  в виду два его уровня. Первый уровень- статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психоло-гического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда.

Информация о работе Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата