Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:34, курсовая работа
Сегодня в условиях научно технического прогресса и кризиса мирового хозяйства, создание психологического климата коллектива стало неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. С развитием социального прогресса, с его противоречащими социально-психологическими аспектами тесно связанны проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата. Так же проблема влияния психологических аспектов на управление коллективом является одной из важных и фундаментальных основ для благоприятного СПК.
Рассматривая эти проблемы, целью моей курсовой работы является анализ влияния психологических аспектов управления на коллектив и рассмотрение процесса создания психологического климата в коллективе.
Введение
1. Психологические аспекты управления коллективом
1.1 Сущность социально-психологического климата.
1.2 Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.
2 . Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата
2.1 Управление социально - психологическим климатом в коллективе
2.2 Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива
Заключение
Список использованной литературы
Второй уровень- динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.
Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата
Социально-экономическая
Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда. Помимо этого члены сплоченного коллектива, как правило, не спешат его покидать, т.е. уменьшается текучесть рабочей силы.
По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.
Ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов человеческого бытия
Различаются три стадии сплочения трудового коллектива, каждой из них соответствует определенный уровень его развития.
Первая стадия - ориентационная, которой
соответствует низкий уровень развития
коллектива - этап становления. Эта
стадия характеризуется тем, что
простое объединение людей
Каждый имеет свое личное представление о товарищах по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.
Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.
Вторая стадия - взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.
Подражание заключается в том,
что человек неосознанно
Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.
Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.
Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).
Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.
В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов: сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи.
Состав такого коллектива относительно
стабилен. Такой коллектив имеет,
как правило, высокие производственные
показатели, хорошую трудовую дисциплину,
высокую активность работников; расчлененный
(слабосплоченный), который состоит
из ряда недружелюбно относящихся друг
к другу социально-
Следует иметь в виду, что процесс сплочения и развития трудового коллектива - обратимый процесс. При определенных обстоятельствах он может остановиться и превратиться даже в противоположный себе процесс - в процесс распада. Причиной этому может служить смена руководителя или состава коллектива, целей его деятельности, уровня предъявляемых требований или какие-либо другие изменения в трудовой ситуации.
Управление процессом
К общим (внешним) факторам относятся
характер общественных отношений, уровень
развития научно-технического прогресса,
особенности механизма
Взаимоотношения в коллективе, его
сплоченность в значительной мере зависят
от того, что собой представляют
сами члены коллектива, каковы их личностные
качества и культура общения, проявляющаяся
в степени эмоциональной
Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Основой сплоченности сотрудников и эффективности их работы является здоровый психологический климат в коллективе. Важно удовлетворить не только материальные стимулы, но и основные нравственные потребности личности, которые возникают в её профессиональной деятельности и профессиональном общении в процессе работы. Это и осознание личной сопричастности к делам и планам коллектива, и стремление творчески выразить себя в труде; гордость своим знанием, умением, мастерством; уважение товарищей по работе и многое другое.
Сплочению коллектива также способствует экономическая учёба, активное участие в соревнованиях, смотрах, конкурсах. Эффективный метод сплочения коллектива - широкое привлечение сотрудников к техническому творчеству, изобретательству и к управлению делами производства.
Очень сближают людей также занятия спортом, отдых, культурные развлечения и общее хобби. Как бы там ни было, формирование, и правильное сплочение коллектива ведёт к повышению работоспособности и только положительно влияет на членов коллектива
Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть.
В результате можно отметить, что эффективные управление не возможно без коллективной сплоченности. Повышение показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных функций управления – планирования, организации, руководства и контроля.
Роль руководителя
в социально-психологическом
Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Страх наказания порождает стремление
избежать ответственности за совершенные
ошибки, перекладывание вины на других,
поиск «козла отпущения». На эту
роль, как правило, выбирается человек
(группа лиц), который не виновен
в случившемся, но отличается от большинства
сотрудников, не похож на них, слаб и
не способен постоять за себя. Он становится
объектом нападок, враждебного отношения,
необоснованных обвинений. Наличие
«козла отпущения» позволяет членам
группы осуществлять разрядку напряжения
и неудовлетворенности, которые
легко накапливаются в
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.
Существуют определённые признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции;
-
количество прогулов и
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение работы в срок или с опозданием;
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе.
Для
налаживания дисциплины, повышения
производительности труда и создания
благоприятного социально-психологического
климата руководителю необходимо знать
уровень межличностных
На
основании всего
Коллектив
- это не простая арифметическая
сумма индивидов, а качественно
новая категория. На людей, составляющих
коллектив, влияют определенные социально-психологические
закономерности. Без знания этих закономерностей
руководителю трудно эффективно управлять
людьми, а иногда просто невозможно
вести воспитательную работу, мобилизовать
работающих на достижение целей организации,
а в частности на выполнение и
перевыполнение планов. Таким образом,
руководитель обязан знать социально-
Один
из методов исследования межличностных
отношений, доступных каждому
Информация о работе Сплоченность коллектива как фактор социально - психологического климата