Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Город Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона. Он является центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, ядром мощного исторически сложившегося индустриального региона.
В конце XX – начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технологический, финансовый, политический, культурный и организационный центр.

Содержание работы

1. Нормативно-правовое обеспечение стратегического плана 3
2. Формулировка основных целей развития и миссии города 6
3. Основные направления стратегического плана развития города 13
4. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории 16
5. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории 18
6. Сильные и слабые стороны стратегического плана развития города 20
7. Общее и особенное в стратегических планах 21
8. Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана 22
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Екатеринбург-Москва.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

Стратегический менеджмент

Тема: Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва

Содержание

1. Нормативно-правовое обеспечение стратегического плана

Екатеринбург.

Город Екатеринбург традиционно  занимает особое место в социально-экономическом  развитии как России, так и Уральского региона. Он является центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, ядром мощного исторически сложившегося индустриального региона.

 В конце XX – начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить  существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технологический, финансовый, политический, культурный и организационный центр.

Екатеринбург все больше приобретает черты мирового города в связи с концентрацией в  нем дипломатических миссий, офисов транснациональных корпораций, представительств иностранных фирм, международных культурных организаций, информационных сетей и транспортных коммуникаций.

Роль города значительно  усилилась в связи с приобретением  им статуса центра федерального округа.

Конституционно закрепленная концепция местного самоуправления резко повысила ответственность городских властей за развитие своего города, за безусловное гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.п.

В связи с этим существенно актуализируется необходимость определения вероятных перспектив эволюции города, выбора долгосрочной стратегии развития Екатеринбурга.

Разработка Стратегического плана  развития Екатеринбурга к настоящему времени прошла три этапа.

На первом этапе исследований, который осуществлялся в соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга от 28.06.2000 г. № 674 «О процессе стратегического планирования в городе Екатеринбурге», была проведена организационная работа, направленная на создание тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп).

Этими группами был обобщен и  осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования в  городах (в частности, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Кирова, а также Бирмингема, Мюнхена, Лиона и др.), проанализированы стартовые возможности и условия развития Екатеринбурга, определены основные научные методы разработки стратегического плана, предложены варианты целей, задач и основных направлений в стратегии развития города на период до 2015 г.

Для обсуждения результатов первого  этапа были проведены Межрегиональный  научно-практический семинар «Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации» (Екатеринбург, 6-7 апреля 2000 г.) и Международная научно-практическая конференция «Российские города на пороге XX в.: теория и практика стратегического управления» (Екатеринбург, 31 октября – 1 ноября 2002 г.).

На втором этапе был  определен методический подход к стратегическому планированию, проведены аналитические работы по выявлению «сильных» и «слабых» сторон   развития города, предложены главная цель и основные стратегические направления. Научные творческие коллективы и Координационный Совет в течение 2001 г. собирали, анализировали и обобщали материалы, необходимые для составления стратегического плана развития Екатеринбурга на ближайшие 10 лет по важнейшим направлениям  развития города.

Итогом второго этапа явилось  проведение второй научно-практической конференции «Стратегия развития города Екатеринбурга» (22 декабря 2001 г.).

Вместе с тем, на данном этапе не были решены теоретико-методологические вопросы определения единого  подхода к выработке целей, миссии и задач развития города, не были сопряжены усилия органов местного самоуправления, ученых, представителей бизнеса и общественности в разработке Стратегического плана развития Екатеринбурга.

Третий этап, начало которого связано с Постановлением Главы  города от 13.03.2002 г. № 250 «Об утверждении календарного плана мероприятий по разработке Стратегического плана развития города на 2002 г.», заключался в обеспечении единства, теоретического, методологического, методического и организационного формирования стратегии развития Екатеринбурга.

Был создан новый авторский коллектив, включающий ученых-специалистов практически во всех областях знаний о человеке и его деятельности, профессионалов из Администрации и городской Думы, предпринимателей и общественности (всего около 200 человек).

Итогом работы явился целостный комплекс материалов по стратегии развития города, интегрирующий  главные цели, миссию, задачи будущего развития, внутренние ресурсы, основные направления, программы, проекты, организационные действия, направленные на достижение стратегических результатов. Проект Стратегического плана утверждён Екатеринбургской городской Думой.

Главная цель и подцели  стратегии развития города корреспондируются  с основными положениями «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной в 2000 г. Центром стратегических разработок, а также «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.).

Москва.

Разработка «Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года» была осуществлена на основании Постановления Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. № 513-ПП, где были утверждены её основные направления. Стратегия сориентирована на реализацию и развитие ранее принятых решений о принципиальных направлениях социально-экономического и пространственного развития города Москвы в долгосрочной перспективе («Актуализированный Генеральный план развития города Москвы на период до 2025 года», «Энергетическая стратегия города Москвы на период до 2025 года», «Городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москвы на 2008-2010 годы» и др.). В то же время она является основополагающим, базовым документом для принятия решений при планировании конкретных направлений развития города Москвы.

В процессе разработки Стратегии  был использован мировой опыт стратегического планирования развития мегаполисов, опыт, накопленный в субъектах Российской Федерации при формировании ими соответствующих документов, а также учитывались требования к стратегическому планированию, определённые Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», рекомендации Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации.

2. Формулировка основных целей развития и миссии города

Екатеринбург.

Разработка стратегии  развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, или иначе кредо, стратегического  статуса (типа) будущего развития поселения.

Миссия города - две взаимосвязанные стороны единого целого: во-первых, с учетом внешней среды, т.е. места его в региональном, национальном и глобальном контексте; во-вторых, с учетом внутренней среды города, которая определяет специфику городского поселения, его характеристики, связанные с обеспечением достойной жизни горожан.

Миссия Екатеринбурга  в обозримой перспективе видится, как:

- трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей.

 Девизом стратегического  развития города Екатеринбурга  может быть: «Качество жизни, инновации,  сервис, партнерство».

Определение миссии города послужило необходимым условием для корректного формулирования главной цели развития города.

В соответствии с миссией города, необходимостью реализации основной политики государства, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан – главная цель стратегии города Екатеринбурга – обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан.

Качество жизни определяется и оценивается совокупностью  более 100 показателей, характеризующих  уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской  политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, обеспечение гражданских прав и наилучших условий жизни, учете интересов всех тех, кто работает в городе, кто в нем учится, посещает его, ищет в нем развлечения, культуру, информацию, знания.

Одним из важных элементов  городской политики является обеспечение  гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.

Москва.

Оценка вариантов социально-экономического развития города Москвы и выбор приоритетного из них были осуществлены с учетом необходимости формирования условий для полноценной реализации ее миссии столицы Российской Федерации, развивающейся как город, комфортный для проживания, открытый миру, крупнейший международный центр делового, научного и политического сотрудничества, интегрированный в региональную, российскую, мировую экономику как интеллектуальный центр России.

Генеральной целью стратегии развития города Москвы на период до 2025 года является последовательное повышение качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического развития города, применения передовых методов городского управления, в том числе использования современного прогрессивного международного опыта. При этом повышение качества и безопасности жизни москвичей достигается посредством роста благосостояния населения, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его самореализацию и экономическую независимость, укрепление семьи, нравственности и социальных принципов, развитие институтов гражданского общества.

Достижение генеральной  цели Стратегии предполагает сосредоточение социально-экономической политики города Москвы на следующих целевых задачах:

а) в области социального  развития и повышения уровня жизни:

  • рост реальных доходов населения города Москвы, направленный на радикальное снижение уровня бедности и преодоление избыточного социально-экономического неравенства;
  • рост жилищного строительства, направленный на обеспечение жильем москвичей;
  • обеспечение доступности:
    • базовых объектов социальной инфраструктуры и необходимого набора качественных социальных услуг;
    • качественных услуг инфраструктуры жизнеобеспечения, в том числе создание условий, обеспечивающих комфортность перемещения по городу;
    • качественного набора базовых услуг здравоохранения;
    • полноценного и качественного питания;
    • информационных ресурсов, участия в самоуправлении и политической жизни;
    • получения качественного общего образования и профессиональной подготовки, переподготовки для труда в избранной сфере деятельности;
      • создание условий для:
        • широкого выбора сфер трудовой деятельности и её осуществления в безопасных для жизни и здоровья условиях;
        • проведения полноценного, восстанавливающего силы и духовно обогащенного досуга, в том числе посредством массового доступа к учреждениям культуры и спорта;
          • развитие негосударственных некоммерческих организаций как важнейшего гаранта свободного развития личности, демократизма, достойного уровня жизни москвичей, формирования благоприятной социальной среды.

б) в области безопасности города Москвы и населения:

  • повышение уровня экологической безопасности, экологизация хозяйственной деятельности на территории города, подавление угроз невозмещаемого ущерба окружающей среде, реабилитация неблагополучных природных территорий и формирование рекреационных зон, предназначенных для развития природного комплекса города Москвы;
  • обеспечение демографической безопасности, необходимого уровня воспроизводства населения города Москвы; поддержание продовольственной безопасности, источников и запасов жизненных средств существования; обеспечение устойчивого функционирования производственного комплекса города;
  • повышение финансовой безопасности, устойчивости бюджета города Москвы, надежности функционирования казны, банковской системы и финансовых рынков;
  • поддержание и укрепление социальной безопасности, предотвращение социальных конфликтов, возникающих на этнической почве и в связи с имущественным расслоением;
  • недопущение нарушения законов, борьба с коррупцией, преступностью;
  • повышение дорожно-транспортной безопасности;
  • обеспечение личной безопасности, включая защиту от посягательств на неприкосновенность личности, имущества и жилища, гарантированное медицинское обслуживание, в том числе экстренное, уход и поддержку в старости и при утрате способности к самостоятельному обслуживанию;
  • осуществление мер по предотвращению и ослаблению последствий природных, техногенных катастроф, пожаров, стихийных бедствий;
  • повышение степени военной, оборонной безопасности, мобилизационной готовности города Москвы.

Информация о работе Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва