Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Город Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона. Он является центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, ядром мощного исторически сложившегося индустриального региона.
В конце XX – начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технологический, финансовый, политический, культурный и организационный центр.

Содержание работы

1. Нормативно-правовое обеспечение стратегического плана 3
2. Формулировка основных целей развития и миссии города 6
3. Основные направления стратегического плана развития города 13
4. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории 16
5. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории 18
6. Сильные и слабые стороны стратегического плана развития города 20
7. Общее и особенное в стратегических планах 21
8. Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана 22
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Екатеринбург-Москва.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

в) в области дальнейшего  роста экономики и развития социальной сферы города Москвы:

  • наращивание современного научно-технологического, образовательного, духовно-интеллектуального потенциала в целях ускоренного перехода на инновационные факторы экономического роста;
  • дальнейшая интеграция города Москвы в систему товарных, финансовых, информационных, культурных, научных межрегиональных (в первую очередь с Московской областью) и международных обменов, как источника экономического роста;
  • поддержание благоприятной среды для притока бюджетных, корпоративных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу города Москвы;
  • проведение активной финансово-налоговой политики, способствующей росту бюджетных поступлений;
  • обеспечение дальнейшего роста и повышения бюджетной и социальной эффективности предпринимательской деятельности;
  • изыскание дополнительных ресурсных, финансовых источников повышения уровня и качества жизни, развитие социальной сферы;
  • содействие развитию конкуренции в экономической деятельности как инструмента стабилизации цен, роста производительности, экономного расходования ресурсов;
  • повышение доступности и качества предоставления социальных услуг жителям и гостям города Москвы;
  • расширение спроса органов власти города Москвы на социальные услуги, оказываемые негосударственными некоммерческими организациями;
  • проведение политики активного сохранения и развития культурного наследия города;
  • обеспечение дальнейшего развития рекламно-информационной инфраструктуры города Москвы.

г) в области создания и наращивания экономического и трудового потенциала, необходимого для будущих поколений:

    • проведение демографической политики, ориентированной на долгосрочные потребности развития трудового потенциала города Москвы;
    • разработка и осуществление научно-промышленной, инвестиционной политики с учетом запросов и условий жизни и деятельности будущих поколений;
    • развитие высокоэффективных, инновационных видов деятельности, технологий, обладающих долговременными перспективными возможностями;
    • привлечение инвестиций в отрасли городской экономики и социальной сферы, с учетом будущего образа города Москвы;
    • ориентация показателей социально-экономического и научно-технического развития на результаты, соответствующие уровню мировых достижений.

д) в области повышения качества и эффективности управления городом Москвой и городским хозяйством:

      • расширение взаимодействия органами власти города Москвы с институтами гражданского общества, местного самоуправления на основе развития социального партнерства, механизмов публичности, гражданского контроля и общественной экспертизы;
      • снижение административных барьеров на пути развития предпринимательства и развитие взаимодействия органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности;
      • развитие города на основе перспективного прогнозирования и планирования;
      • рационализация структуры управления города;
      • повышение профессионализма управленческого персонала.

3. Основные направления стратегического плана развития города

Екатеринбург:

Достижение главной  цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди них:

-  формирование благоприятной  социальной среды, обеспечивающей  всестороннее развитие личности  на основе образования, культуры  и науки, здорового образа жизни  населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.;

- развитие эффективного  инновационного производства, сферы  услуг, обеспечивающих интеграцию  в региональную, национальную и  мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства, опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и пр.;

-  создание благоприятного  социально-экономического и правового  климата для предпринимателей и жителей города (совершенствование нормативно-правовой базы, формирование имиджа города и городской маркетинговой концепции, развитие рыночной, информационной, инновационной инфраструктуры, развитие системы достоверной и доступной информации, превращение ее в реальную основу сплочения местного сообщества и т.п.);

-  улучшение городской  среды, устойчивое функционирование  и развитие инфраструктуры и  систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания;

- формирование гражданского  общества и развитие городского  местного самоуправления (партнерство  в экономической, социальной и  культурной сферах, выработка механизмов  эффективного взаимодействия органов  местного самоуправления с органами власти субъекта РФ, территориальными органами федеральной власти, развитие межнационального и межкультурного сотрудничества и солидарности, формирование активной городской политики и т.п.).

Основные принципы стратегического  развития города

Основными принципами будущего развития Екатеринбурга должны стать: активное саморазвитие и опора на собственные силы в высококонкурентной среде; партнерство при достижении стратегических целей; учет постиндустриальных тенденций развития; использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ; устойчивое развитие.

Организационные условия  осуществления стратегического  плана.

Организационная работа становится исходным и определяющим условием реализации стратегического  плана развития Екатеринбурга. В  связи с этим первоочередное значение имеют следующие моменты.

Во-первых. Стратегический план должен стать одним из главных  нормативных документов развития Екатеринбурга. Вместе с тем, стратегический план развития города – это не догма. В процессе ее реализации может возникнуть немало новых интересных идей, которые не нашли отражение в предложенных проектах. Администрация города должна быть готова к сотрудничеству со всеми, кто способен творчески, с учетом имеющихся возможностей, планировать будущее и активно воплощать задуманное в жизнь.

Во-вторых. Стратегия  развития города может быть реализована, если в городе будет функционировать  сильная муниципальная власть, понимающая значимость и необходимость стратегического  плана и способная объединить усилия горожан в его реализации.

В-третьих. В реализации целей, задач и направлений развития должна быть задействована самая широкая общественность, все жители города.

В-четвертых. Органам  местного самоуправления города необходимо обеспечить целенаправленное информирование населения.

Москва.

При разработке Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года был выбран инновационный вариант развития.

При реализации инновационного варианта возможен более чем двукратный рост ВРП, что послужит материальной базой достижения социальных параметров, определяемых генеральной целью Стратегии. Содержание Стратегии при целевом варианте развития составляет достижение качества жизни москвичей, определяемого ее генеральной целью, на основе структурной перестройки экономики, направленной на технологическую модернизацию отраслей реального сектора и сферы услуг, позволяющей обеспечить их конкурентоспособность и задействовать новые факторы экономического роста.

Реализация целевого варианта развития города Москвы базируется на следующих приоритетах:

  • социальная ориентация экономического развития, наращивание инвестирования в человеческий капитал;
  • формирование институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность, рост конкурентоспособности субъектов экономической деятельности и массовое внедрение инноваций;
  • формирование сбалансированной структуры экономики и её технологическая модернизация;
  • сосредоточение усилий на развитии науки и образования;
  • сбалансированное пространственное развитие, формирование единой системы расселения московского региона.

4. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории

Екатеринбург вошел  в тройку лучших городов для ведения  бизнеса в России. Таковы выводы экспертов американского экономического журнала Форбс.

В этом году «Форбс» проанализировал  ситуацию в 30 крупнейших по численности населения городах. Города отранжированы по суммарному числу баллов, которые зависят от шести групп показателей: деловой климат, покупательная способность населения, устойчивость во время кризиса, социальные характеристики, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний.

Эксперты считают, что  «за два года, прошедших с момента  публикации первого рейтинга, сильно изменилась и сама Россия, и бизнес, и ситуация в крупных городах». «Рост безработицы, снижение налоговых поступлений, сокращение объемов строительства - вот проблемы, с которыми столкнулось большинство российских городов после кризиса»,- отмечает издание. По мнению экспертов журнала, «лучше всего переживают кризис не только столицы сырьевых регионов и города, где реализуются крупные инвестпроекты, но и города, где еще до кризиса сформировалась диверсифицированная экономика, а власти не злоупотребляют протекционизмом».

Также для получения  информации об инвестиционной привлекательности Екатеринбурга были проанализированы рейтинги РБК. При составлении рейтинга применялась методика, аналогичная методике Всемирного банка, используемой для расчета индекса развития человеческого потенциала. Каждое значение было взвешено в интервале максимального и минимального показателей, встречающихся в выборке, в результате чего ему был присвоен индекс в диапазоне от 0 до 1. Совокупный индекс города – среднее арифметическое шести частных индексов.

 

Оценка проводилась на 6 параметрах, которые дают оптимальное представление о привлекательности города для инвесторов: объем рынка, городские финансы, строительный рынок, торговля, достаток жителей и безопасность. Численность населения и ее динамика города характеризует потенциальную емкость рынка; доходы бюджета – насколько муниципалитет может обеспечить потребности жителей и госзаказ; объем жилого фонда и площадь введенного жилья демонстрируют покупательную способность граждан, а также указывают девелоперам на существующие возможности и риски; объем платных услуг и оборот розничной торговли, а также средняя заработная плата характеризуют уровень спроса населения на все виды товаров и услуг.

Таблица 1. – Рейтинг  инвестиционной привлекательности  Екатеринбурга1

№ 

№ в прошлом рейтинге 

Город 

Объе рынка 

Городские финансы 

Строит рынок 

Торговля 

Достаток 

Безопасность 

Итог

Екатеринбург 

0.8903 

0.3628 

0.2083 

0.7244 

0.7031 

0.6526 

3.5414


Если сравнивать инвестиционную привлекательность Москвы и Екатеринбурга, то можно увидеть, что Москвы нет ни в рейтинге "Forbes", ни в рейтинге РБК.

Москва– это город, являющийся субъектом Российской Федерации. И его правильнее рейтинговать вместе с другими регионами, областями, краями, республиками, но не, собственно, с городами. Данный город имеет особый статус, закрепленный в том числе и законодательно. Не для кого не секрет, что инвестиционно город Москва является очень привлекательным регионом, его даже называют «оазисом для инвестиций». Это обусловлено тем, что Москва является деловым, финансовым, промышленным и культурным центром России.

 

Здесь сосредоточены  федеральные органы власти, многие ведущие научные и промышленные предприятия, учреждения культуры. В  Москве созданы и функционируют  крупнейшие российские кредитные организации, структуры, обеспечивающие практическую реализацию рыночных механизмов организации экономики: регистрационные, лицензионные, оценочные, нотариальные, консалтинговые фирмы, биржевые и страховые компании. Соответственно, по основным макроэкономическим показателям Москва является крупнейшим субъектом Российской Федерации и городом федерального значения, обладающим мощным финансово-экономическим потенциалом.

Для дальнейшего увеличения инвестиционной привлекательности  в Москве проводятся следующие мероприятия:

Информация о работе Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва