Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Город Екатеринбург традиционно занимает особое место в социально-экономическом развитии как России, так и Уральского региона. Он является центром Свердловской области – одного из крупнейших в экономическом отношении субъектов РФ, ядром мощного исторически сложившегося индустриального региона.
В конце XX – начале XXI вв. в Екатеринбурге стали происходить существенные изменения в сторону превращения его в ведущий интеллектуальный, научно-технологический, финансовый, политический, культурный и организационный центр.

Содержание работы

1. Нормативно-правовое обеспечение стратегического плана 3
2. Формулировка основных целей развития и миссии города 6
3. Основные направления стратегического плана развития города 13
4. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории 16
5. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории 18
6. Сильные и слабые стороны стратегического плана развития города 20
7. Общее и особенное в стратегических планах 21
8. Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана 22
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Екатеринбург-Москва.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

    * строительству инженерных сетей, коммуникаций и других инфраструктурных объектов;

    * реструктуризации  промышленного комплекса с выведением  за черту города экологически  вредных производств и освобождением  промышленных зон города под  новые застройки;

    * строительству объектов современной транспортной инфраструктуры;

    * созданию  высокоразвитой индустрии туризма;

    * приоритетному  развитию малого предпринимательства  в городе.

5. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории

Что касается инвестиционных рисков города Екатеринбурга, то у города есть свой, уникальный по сути, стратегический план развития до 2015 года. Екатеринбург среди российских городов стал пионером в деле стратегического планирования, приняв свой план развития в начале XXI века. В структуре этого документа особо выделяется стратегический проект «Повышение инвестиционной привлекательности города». Конкурентоспособность города определяется, прежде всего, его инвестиционной привлекательностью. Поэтому главной целью проекта является увеличение объема инвестиций, в том числе и иностранных, в экономику Екатеринбурга. В связи с этим, проект предусматривает проведение до 2015 года в уральской столице целого комплекса мероприятий, направленных на увеличение инвестиционного потенциала (по трудовой, потребительской, инфраструктурной, производственной, инновационной, финансовой, институциональной и природноресурсной составляющим) и снижение инвестиционного риска (по законодательной, политической, социальной, экономической, финансовой, криминальной и экологической составляющим). Уже сегодня по инвестиционному потенциалу Екатеринбург опережает все города-миллионники России, исключая Москву и Санкт-Петербург. В уральской столице инвестиционные риски ниже, чем в Новосибирске, Челябинске, Самаре, Перми и других городах.

Уникальной особенностью Екатеринбурга в сравнении с  другими российскими мегаполисами является четко проработанное стратегическое планирование комплексного развития города. Этот компонент накладывает ощутимый отпечаток на инвестиционную привлекательность уральской столицы. Во многих городах-миллиониках РФ, в отличие от Екатеринбурга, такой подход отсутствует. Согласно стратегическому проекту «Повышение инвестиционной привлекательности города», внутренний валовый продукт Екатеринбурга вырастет в 2,2 раза. Колоссальный рост ВВП уральской столицы возможен при условии привлечения в экономику Екатеринбурга более 600 миллиардов рублей, при этом инвестиционная активность всех субъектов экономической сферы города должна увеличиться в три раза. Кроме того, чтобы достичь более чем двукратного роста ВВП Екатеринбурга, необходимо будет к 2015 году довести показатель ежегодно привлекаемых инвестиций до 80 миллиардов рублей. Именно от этого фактора будет зависеть стабильное развитие экономики уральской столицы.

Рассматривая инвестиционные риски Москвы, можно отметить, что  основные трудности связаны с перегруженностью города непрофильными производствами (автомобилестроение, металлургия). Остро стоят также транспортные и экологические проблемы. Определенную угрозу социальной стабильности создает значительное имущественное расслоение населения.

Однако риск инвестиций достаточно умеренный, что и доказывают рейтинги города:

Кредитный рейтинг регионов — A++:  Высокий уровень надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств минимальный

Инвестиционный рейтинг  регионов — 1B: Высокий потенциал - умеренный риск

Предпринимательский климат городов России — A++: Максимально благоприятные условия для бизнеса. Предприниматели и инвесторы в полной мере используют преимущества благоприятных условий деятельности.

6. Сильные и слабые стороны стратегического плана развития города

Москва.

Стратегический план развития Москвы имеет большое количество плюсов. Так, стратегический план переориентирован с коммерческой направленности в социальную. Бизнес Москвы столкнулся с проблемой того, что при всех преимуществах ведения бизнеса в Москве, город имел плохую транспортную инфраструктуру, недостаточное количество социальных объектов (больницы, школы, детсады, стадионы и т.д.), плохую экологию, что привело к недовольству населения, кроме того, именно в Москве очень выражена разница между бедными и богатыми слоями населения. Принятый план подразумевает решение всех этих проблем, однако это возможно только при применении инноваций.

Недостатками плана, на мой взгляд, являются следующие моменты: Москва продолжает оставаться одним  из самых дорогих городов мира, цены на продукты, жилье, здравоохранение, услуги очень высоки, при этом стратегическим планом развития предусматривается увеличение социального размера пособия малоимущим. Но, на мой взгляд, правильнее было бы дать возможность бедным слоям решить свои проблемы самостоятельно за счет разработки специальных программ, например, направленных на заинтересованность строителей в возведении жилья эконом-класса, по доступным ценам, коттеджные поселки дешевой застройки, например.

Екатеринбург.

Сильной стороной проекта  является то, что при его разработке использовался опыт наиболее развитых городов, проводились консультации и форумы ведущих специалистов в области стратегического развития регионов, планом предусмотрено активное использование новых технологий и инноваций.

Среди минусов можно  назвать недостаточное внимание строительству новых и модернизацию существующих объектов социальной сферы, интенсификация роста города требует роста таких объектов как школы, больницы, детские сады и другие учреждения образования для дошкольного и школьного возраста, спортивные учреждения. Проблема эта существует, однако в плане она озвучена достаточно слабо.

7. Общее и особенное в стратегических планах

 

Общие черты в планах стратегического развития Екатеринбурга  и Москвы:

- Упор на применении  инноваций при развитии города;

- Нацеленность проекта  на привлечение инвестиций;

-Применение опыта наиболее развитых городов и стран;

- Серьезные планы и  крупные проекты по развитию  инфраструктуры города.

Особенности стратегических планов:

Екатеринбург: его план предусматривает привлечение горожан  к проектам, их заинтересованность и поддержка начинаний руководства города, что делает проект  общественно значимым. Особенностью стратегического развития города также является проект «Большой Екатринбург», вызвавший неоднозначные оценки. Суть проекта: снижение производственной нагрузки на жителей Екатеринбурга путем выделения филиалов, цехов предприятий в близлежащие к городу территории, это также позволит решить проблему занятости в городах-спутниках, на текущий момент большинство жителей таких городов ездят на работу  Екатеринбург. Вторая идея была основана на необходимости улучшения транспортного и дорожного обслуживания, создания единой Екатеринбургской транспортно-логистической инфраструктуры, подтягивании грузопотоков к авиационному, железнодорожному и автомобильному сообщению. Также речь идет о согласовании на уровне городских, районных представительных органов власти всех шагов в интересах населения и реализовывать их на уровне своих исполнительных органов власти. При этом речи не идет о юридическом объединении Екатеринбурга и городов-спутников.

Москва: проект предусматривает большое число мероприятий по повышению качества и эффективности управления городом Москвой и городским хозяйством, рационализации управления городом, повышения профессионализма служащих. Это должно стать залогом эффективности проекта.

8. Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана

Екатеринбург:

Для разработки и реализации Стратегического плана Екатеринбурга  был составлен перечень сорока наиболее общих показателей, начиная с 1991 г. с пятилетним лагом, что позволило выявить общие тенденции социально-экономического развития города. Исходя из этих данных, были проведены анализ и диагностика современного состояния Екатеринбурга, которые послужили основанием для планирования и составления стратегического прогноза до 2015 г. с разбивкой на пятилетия.

Прогнозные показатели даются в двух вариантах: для случая инерционного развития событий (экстраполяция  трендов) и желаемое значение показателя в случае реализации плана.

Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами на пятилетки позволит оценить правильность выбранных в Стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.

Средствами получения  прогнозных показателей были выбраны: социологические исследования, телефонные горячие линии, интернет-форумы, информационные центры и другие формы налаживания обратной связи с населением.

Москва:

Оценка эффективности  и результативности проекта производится в соответствии с разработанным  планом реализации, так план разбит на несколько этапов, каждый из которых предусматривает определенный набор действий, план также разбит по временным рамкам, примерно на 4-5 лет. При этом, при невыполнении какой-либо из намеченных целей, она не отменяется, а пролонгируется во времени, при этом вносятся необходимые корректировки, устраняющие проблемы, не позволившие вовремя завершить данный этап.

Вывод

 

Анализ проектов городов  Екатеринбург и Москва показал, что  проекты достаточно подробно разработаны, опираются на проведенные исследования, при их разработке привлекалось большое число специалистов, что делает эти проекты качественными, учитывающими существующие проблемы городов. Их внедрение позволит этим городам значительно улучшить многие показатели развития, привлечет инвестиции, выдвинет их в ряд наиболее предпочтительных как для бизнеса, так и для проживания.

 

Список использованных источников

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2006. - 358 с
  2. Ковшевников В.М. Местное самоуправление в России. М: Экмос. 2007 г.
  3. http://www.strategy-burg.ru/index.php?page=catalog&dropdown=1&text=1 – Стратегический план развития Екатеринбурга
  4. http://www.depir.ru/depir/activity/docandstat/pokaz_razv.php - Стратегия развития города Москвы на период до 2025 г
  5. http://rating.rbc.ru – рейтинги городов России
  6. http://www.ekburg.ru/officially/strategy_plan - стратегический план Екатеринбурга

 

1 http://rating.rbc.ru




Информация о работе Сравнение стратегических планов развития города: Екатеринбург - Москва