ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И
УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Организационное
поведение»
На тему: «Сравнительная характеристика
процессуальных теорий мотивации»(3)
Выполнил
студентка гр. 341-УП
Шатилова А.П.
Проверил
Волочай А.В.
Ростов-на-Дону
2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
- Классификация основных процессуальных
теорий мотивации………..…5
- Краткая характеристика основных
процессуальных теорий мотивации
- Теория ожидания В. Врума………………………………………..…….6
- Теория справедливости Дж. Адамса………………………………....….8
- Теория постановки целей Э. Лока……………………………….……..10
- Модель Портера-Лоурера…………………………………………...…11
- Теория усиления мотивации
Б. Скиннера…………………………..….13
- Сравнительная характеристика
процессуальных теорий мотивации….15
- Практические аспекты применения
процессуальных теорий мотивации..16
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список использованной литературы…...…………………………………...….22
Введение
Вопросы трудовой мотивации
являются важными для любой организации,
поскольку считается, и не без достаточных
на то оснований, что эффективный работник
- это высоко мотивированный работник.
В последнее время термин "мотивация"
прочно вошел в терминологию многих общественных
наук. Постепенно и к отечественным управленцам
(не только теоретикам, но и практикам)
приходит осознание того, что человек
на позициях винтика в машине не будет
трудиться достаточно эффективно.
Такая политика может держаться
лишь на энтузиазме или на репрессиях,
что, как показала история, не слишком
эффективно: энтузиазм быстро улетучивается,
а страх от репрессий проходит.
Теории мотивации можно разделить
на две группы: процессуальные и содержательные
теории мотивации (теории удовлетворения
потребностей).
Теории удовлетворения потребностей
имеют целью выявление потребностей личности.
Зная потребности, мы строим механизм
их удовлетворения, тем самым получаем
более мотивированного, более производительного
работника.
Процессуальные теории, в свою
очередь, построены на работе мотивов
личности. Если человек чего-то ожидает
от работы и это ожидание оправдано, значит,
он более мотивирован. Если удовлетворяются
его основные мотивы в процессе работы,
зависящие от индивидуальной структуры
личности, человек более мотивирован.
Нужно правильно выявить потребности
и научиться на них воздействовать. Процессуальные
теории мотивации не отрицают существования
потребностей, но считают, что поведение
человека во многом определяется его восприятием
и ожиданием в конкретной ситуации, а также
теми действиями, которые он выбирает
для достижения желаемого для себя результата.
Данные теории мотивации являются
взаимодополняемыми, а не взаимоисключающими.
Развитие теории мотивации имело эволюционный
характер, и данные теории применяются
при решении задач побуждения людей к
эффективному труду.
Актуальность выбранной темы
заключается не только в том, что в принципе
процесс мотивации персонала является
одной из важнейших функций менеджмента,
но и в большей степени в том, что процессуальные
теории мотивации персонала основываются
на том, как ведут себя люди с учетом их
восприятия и познания. В процессуальных
теориях анализируется то, как человек
распределяет усилия для достижения различных
целей и как выбирает конкретный тип поведения.
Следовательно, для эффективного управления
персоналом и его организационным поведением
необходимо использовать не только более
распространенные на практике содержательные
теории мотивации, которые основываются
на элементарном удовлетворении потребностей,
но и ожидания работников от работы. Именно
поэтому рассмотрение процессуальных
теорий мотивации, которые основываются
именно на зависимости продуктивности
труда работников от уровня удовлетворения
их ожиданий является очень важным в процессе
изучения организационного поведения.
Главной целью данной работы
является осуществление сравнительной
характеристики процессуальных теорий
мотивации. Для достижения главной цели
необходимо выполнить следующие задания:
1. Дать характеристику процессуальным
теориям мотивации и их классификации.
2. Рассмотреть характеристику наиболее
изучаемых теорий (теория ожиданий, теория
справедливости, теория постановки целей,
теория Портера-Лоулера, теория усиления
мотивации). 3. Выявить основы практического
применения данных теорий.
- Классификация основных процессуальных
теорий мотивации
Процессуальные теории не отражают
влияния потребностей на поведение людей,
однако считают, что поведение определяется
и формируется не только под влиянием
потребностей. Соответственно процессуальным
теориям мотивации поведение человека
является также функцией восприятия и
ожиданий. Эти теории анализируют, как
человек распределяет усилия для достижения
определенных целей и как выбирает конкретный
вид поведения.
Упрощенная концепция процессуальных
теорий мотивации состоит в том, что работник,
осознав задачи и возможные вознаграждения
за их решение, соотносит эту информацию
со своими потребностями, возможностями,
готовностью сделать необходимые усилия
и выбирает для себя определенный вид
поведения. После этого он стремится достичь
определенных за количественными и качественными
показателями целей.1
Можно выделить основные
известные процессуальные теории мотивации:
- теория ожиданий,
- теория справедливости,
- теория постановки целей,
- модель Портера-Лоулера,
- теория усиления мотивации Б. Скиннера.
- Краткая характеристика основных
процессуальных теорий мотивации
2.1. Теория
ожидания В. Врума
Теория ожиданий корнями уходит в 30-е
годы XX ст. В значительной степени она
связана с работами К. Левина, однако основным
ее разработчиком применительно к мотивации
и поведению человека в организации является
В. Врум.
Теория ожиданий основывается
на том, что наличие активной потребности
— не единственное необходимое условие
мотивации человека на достижение определенной
цели. Человек должен также надеяться,
что выбранный им вариант поведения действительно
приведет к удовлетворению или приобретению
желаемого. Таким образом, ожидания можно
рассматривать как оценку личностью вероятности
определенного события, например, большинство
студентов, справедливо ожидают, что успешное
окончание колледжа позволит им получить
хорошую работу и, работая с полной отдачей,
они смогут продвинуться по службе.
1. Ожидания желаемого
результата от затраченных дополнительных
усилий (затраты - результат).
Например, торговый агент может
ожидать, что если он обзвонит за неделю
на 10 человек больше, чем обычно, объем
продаж увеличится на 15 %. Менеджер
может ожидать, что если он затратит дополнительные
усилия и напишет квартальный отчет в
срок, то получит высокую оценку своей
деятельности. Рабочий на заводе может
ожидать, что если он будет производить
продукцию высокого качества с минимальным
количеством отходов сырья, ему повысят
разряд.
Конечно, во всех приведенных
примерах люди могут и не рассчитывать,
что их дополнительные усилия приведут
к желаемым результатам. Согласно теории
ожидания, если работники чувствуют, что
нет прямой связи между затрачиваемыми
усилиями и достигаемыми результатами,
то мотивация ослабевает. Взаимосвязи
"затраты — результат" может и не
быть из-за неправильной самооценки работника,
его плохой подготовки или неправильного
обучения либо из-за того, что работнику
не дали достаточно прав для выполнения
поставленной задачи.
2. Ожидания
вознаграждения за полученный
результат (результат - вознаграждение).
Продолжая рассматривать приведенные
примеры, отметим, что при увеличении объема
продаж на 15 % торговый агент может ожидать
получения определенного процента премии.
Менеджер может ожидать, что в результате
предпринятых им усилий его деятельность
будет высоко оценена руководством, он
получит продвижение по службе и у него
появятся связанные с этим льготы и привилегии.
Рабочий может ожидать, что, повысив свой
разряд, он будет получать более высокую
заработную плату или станет бригадиром.
Если не прослеживается четкая связь
между достигнутыми результатами и желаемым
вознаграждением, мотивация трудовой
деятельности ослабевает. Например, если
торговый агент уверен, что дополнительные
звонки приведут к увеличению объема продаж
на 15 %, но вероятность адекватного вознаграждения
за это мала, он может и не звонить. Аналогично,
если работник уверен, что достигнутые
результаты будут вознаграждены, но при
разумной затрате усилий ему этих результатов
все равно не достичь, то мотивация будет
слабой..
3. Валентность, или
ожидаемая ценность вознаграждения. Валентность — это степень
привлекательности реально получаемого
вознаграждения, его соответствие ожидаемому.
Поскольку у различных людей потребности
и пожелания относительно вознаграждения
различаются, то конкретное вознаграждение,
предлагаемое за достигнутые результаты,
может и не иметь для них ценности. Например,
менеджер за выполненную работу рассчитывал
на продвижение по службе, а получил незначительную
прибавку к зарплате. В этом случае валентность
получаемого вознаграждения не слишком
велика, и мотивация трудовой деятельности
менеджера будет ослабевать.
Если хотя бы один из трех перечисленных
факторов незначительно влияет на мотивацию,
то мотивация будет слабой, результаты
труда — низкими.
Соотношение указанных факторов
можно выразить следующей формулой:
Мотивация = (З - Р) х Р х валентность2
Теория
справедливости Дж. Адамса
Разработанная С.Адамсом
«теория справедливости» постулирует,
что каждый человек субъективно определяет
отношение полученного вознаграждения
к усилиям, затраченным на выполнение
работы, а затем соотносит это отношение
с аналогичным отношением, которое складывается
для других людей, выполняющих аналогичную
работу. Если такое сравнение приводит
работника к выводу, что эти относительные
величины приблизительно равны, ситуация
субъективно воспринимается как справедливая.
Если же сравнение показывает дисбаланс,
то человек считает, что имеет место несправедливость.
В этом случае у
работника может возникнуть психологическое
напряжение: работник может прийти к выводу,
что ему недоплачивают или переплачивают.
В результате у работника может возникнуть
стремление снять напряжение и для восстановления
справедливости устранить дисбаланс.
Таблица 1. Варианты
ситуаций, которые возникают с точки зрения
справедливости вознаграждения для работника
А.
Вознаграждение
А
Вклад А |
< |
Вознаграждение
Б
Вклад Б |
Несправедливость
(недоплата) |
Вознаграждение
А
Вклад А |
= |
Вознаграждение
Б
Вклад Б |
Справедливость |
Вознаграждение
А
Вклад А |
> |
Вознаграждение
Б
Вклад Б |
Несправедливость
(переплата) |
В этой ситуации
важное значение имеет выбор работником
объекта для сравнения. В теории принято
выделять три категории работников по
их поведенческим стереотипам, определяющим
выбор референтной группы: ориентированные
«на прочих», ориентированные «на систему»,
ориентированные «на себя». Работники,
которые относятся к первой категории,
сравнивают себя с различными индивидами,
выполняющими аналогичную работу в той
же организации, в других организациях,
включают в рассмотрение своих друзей,
соседей и тому подобных, то есть их референтная
группа является предельно широкой.