Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:00, курсовая работа
Главной целью данной работы является осуществление сравнительной характеристики процессуальных теорий мотивации. Для достижения главной цели необходимо выполнить следующие задания: 1. Дать характеристику процессуальным теориям мотивации и их классификации. 2. Рассмотреть характеристику наиболее изучаемых теорий (теория ожиданий, теория справедливости, теория постановки целей, теория Портера-Лоулера, теория усиления мотивации). 3. Выявить основы практического применения данных теорий.
Введение………………………………………………………………………..…3
Классификация основных процессуальных теорий мотивации………..…5
Краткая характеристика основных процессуальных теорий мотивации
Теория ожидания В. Врума………………………………………..…….6
Теория справедливости Дж. Адамса………………………………....….8
Теория постановки целей Э. Лока……………………………….……..10
Модель Портера-Лоурера…………………………………………...…11
Теория усиления мотивации Б. Скиннера…………………………..….13
Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации….15
Практические аспекты применения процессуальных теорий мотивации..16
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список использованной литературы…...…………………………………...….22
К процессному подходу принадлежит также теория постановки целей Э. Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним, их приемлемость, сложность и т. п. Если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают быть средствами мотивирования. К высоким результатам ведет ясность и определенность целей, четкость и конкретность в их постановке. В то же время их расплывчатость, аморфность вызывает распыление усилий, а поэтому и соответствующий результат. Чем больше он привержен им, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную
процессуальную теорию мотивации, включающую
элементы теорий ожидания и справедливости.
Теория Портера-Лоулера основывается
на предположении, что сама работа является
источником удовлетворения потребностей,
но при этом подчеркивается важность вознаграждения
за работу как элемента мотивации. Теория
ожидания, справедливости, постановки
целей и модель
Рис. 1. Модель Л. Портера — Э. Лоулера
Итак, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характера человека (4) и осознания им своей роли в процессе труда (5).
Процессуальные теории мотивации |
Основные характеристики процессуальных теорий мотивации |
|
- Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. - Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда - результаты», ожидания -- «результаты - вознаграждение» и валентности (т.е. относительной степени удовлетворения). - Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. - Мотивация ослабевает если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко. |
|
- Предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. - Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. - В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. - Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его. |
|
- Исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. - При этом предполагается, что постановка целей - это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения - это то, что лежит в основе определения поведения человека. |
|
-Основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. - Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. - Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. - Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений. |
|
- Поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и избегать заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты. - Механизм поведения: Стимулы - поведение - последствия - будущее поведение. |
4. Практические аспекты применения процессуальных теорий мотивации
Практические рекомендации менеджерам по применению теории ожиданий: 1. Поскольку люди имеют различные потребности, то они по-разному оценивают вознаграждение. Следовательно, руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Часто работники получают вознаграждение до того, как у них появляется возможность оценить его. Это может привести к их демотивации. 2. Для эффективной мотивации
менеджер должен установить 3. Менеджеры должны сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемый от подчиненных, и внушить им, что они могут достичь их, если приложат усилие. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если уровень его ожиданий не слишком высок, то производительность скорее всего будет низкой. 4. Работники сумеют достичь
уровня результативности, требуемого
для получения ощутимого 5. Необходимо оказывать
помощь подчиненным в Оценивая теорию ожидания В. Врума, приходим к таким общим выводам: ее ценность состоит, прежде всего, в доказательстве того, что в процессе формирования мотивов работники не только соотносят цели организации и индивидуальные задания с собственными потребностями и определяют их личную привлекательность, но и оценивают средства, инструменты и вероятность достижения этих целей. Вот почему недостаточно только предложить сотрудникам сильные стимулы, важно указать им средства и возможности достижения целей.6 Практические рекомендации менеджерам в связи с теорией справедливости 1. Менеджеры должны 2. Следует по возможности
увеличивать оплату труда, чтобы
у работников не появилось
впечатление, что им недоплачивают,
так как это снижает 3. Критерии измерения
вклада подчиненных в общую
работу и их вознаграждения
необходимо изложить в 4. Работников больше интересует
не абсолютный уровень их 5. Различие в доходах
стимулирует повышение 6. Соотношение оплаты и затрат труда следует менять прежде всего для работников, которые могут сравнивать свое положение с положением коллег. 7. Размер вознаграждения
работника должен Практические рекомендации по применению теории постановки целей: 1. Эта теория не должна
одинаково применяться для 2. Руководство при постановке
целей должно обеспечить 3. Необходимо эффективно
сочетать постановку целей 4. Необходимо разумно
сочетать стимулирование за 5. Процесс постановки
целей можно свести к • необходимо определить, в какой мере организация и работающие в ней люди готовы к реализации процесса постановки целей; • если у организации имеется потенциальная готовность, необходимо провести мероприятия по практической подготовке реализации процесса постановки целей; • постановка целей должна осуществляться с подчеркиванием их сложности и специфичности с учетом приемлемости целей и приверженности им; • необходимо выполнить промежуточный анализ целей и откорректировать их; • необходимо проанализировать достижение целей, обобщить результаты предыдущих этапов и выработать рекомендации по дальнейшему осуществлению процесса постановки целей.8 Практические советы для менеджеров (согласно теории усиления мотивации Б. Скиннера): 1. Не вознаграждайте всех
одинаково. Вознаграждение лишь
в том случае дает позитивный
эффект, если оно зависит 2. Неполучение вознаграждения
также является фактором 3. Объясните сотрудникам,
что они должны сделать, чтобы
их поощрили. Четкое определение
стандартов деятельности 4. Покажите людям, что
именно они делают неправильно.
Если сотрудник лишен 5. Не наказывайте подчиненных
в присутствии других 6. При вознаграждении
сотрудников будьте честны и
справедливы. Последствия любого
поведения должны быть Теория усиления мотивации Б. Скиннера подвергается критике по разным направлениям. Ее упрекают за упрощенность и игнорирование внутренних, психологических стимулов, индивидуальных особенностей людей, влияния коллектива, за схематизацию поведения человека путем сведения его к принципу "стимул — реакция". Однако в системе с другими подходами теория усиления мотивации полезна в практической работе, особенно относительно работников, у которых доминируют материальные потребности..9 |
Информация о работе Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации