Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является осуществление сравнительной характеристики процессуальных теорий мотивации. Для достижения главной цели необходимо выполнить следующие задания: 1. Дать характеристику процессуальным теориям мотивации и их классификации. 2. Рассмотреть характеристику наиболее изучаемых теорий (теория ожиданий, теория справедливости, теория постановки целей, теория Портера-Лоулера, теория усиления мотивации). 3. Выявить основы практического применения данных теорий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Классификация основных процессуальных теорий мотивации………..…5
Краткая характеристика основных процессуальных теорий мотивации
Теория ожидания В. Врума………………………………………..…….6
Теория справедливости Дж. Адамса………………………………....….8
Теория постановки целей Э. Лока……………………………….……..10
Модель Портера-Лоурера…………………………………………...…11
Теория усиления мотивации Б. Скиннера…………………………..….13
Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации….15
Практические аспекты применения процессуальных теорий мотивации..16
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список использованной литературы…...…………………………………...….22

Файлы: 1 файл

курсовая орг поведение.docx

— 377.11 Кб (Скачать файл)

Работники, которые ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников этого типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа - организация, в которой он работает.

Категория работников, которые ориентированы «на себя», имеют обыкновение обращаться к анализу исключительно собственного соотношения «вознаграждение / вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая - сам работник.

Таким образом, мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не меньше, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию.3

 

    1. Теория постановки целей Э. Лока

 

К процессному подходу принадлежит также теория постановки целей      Э. Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним, их приемлемость, сложность и т. п. Если цели реальны, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают быть средствами мотивирования. К высоким результатам ведет ясность и определенность целей, четкость и конкретность в их постановке. В то же время их расплывчатость, аморфность вызывает распыление усилий, а поэтому и соответствующий результат. Чем больше он привержен им, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия.

 

 

 

 

    1. Модель Портера-Лоулера

 

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости.  Теория  Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации. Теория ожидания, справедливости, постановки целей и модель                            Портера-Лоулера объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе и дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

Для того чтобы лучше понять механизм мотивации по модели Л. Портера — Э. Лоулера, рассмотрим ее по элементам. Цифровые обозначения в скобках соответствуют нумерации элементов на рис. 1.

 

Рис. 1. Модель Л. Портера — Э. Лоулера

 

Итак, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характера человека (4) и осознания им своей роли в процессе труда (5).

Уровень затраченных усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2).

Достижение требуемых результатов (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7), такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, уверенность в своей компетентности и самоуважение, а также внешние вознаграждения (8) — похвалу руководителя, премию, продвижение по службе.

Штриховая линия между результативностью (6) и внешними вознаграждениями (8) означает, что возможна связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Эти вознаграждения отражают возможности, определяемые руководителем для конкретного сотрудника и организации в целом.

Штриховая линия между результативностью (6) и вознаграждениями, воспринимаемыми как справедливые (9), показывает, что люди имеют собственное мнение относительно получаемого вознаграждения.

Удовлетворение (ТО) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (9). Удовлетворение является мерой реальной ценности вознаграждения (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

Один из наиболее важных выводов теории Л. Портера — Э. Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению работников. Это прямо противоположно точке зрения большинства менеджеров и ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение способствует достижению высоких результатов в труде, или, другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше.

Справедливость точки зрения Л. Портера и Э. Лоулера в том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его, подтверждают исследования.

Для установления связи между заработной платой и достигаемыми трудовыми результатами Э. Лоулер предложил разделить заработную плату работника на три части. Одна ее часть выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто выполняет в организации аналогичные обязанности, должны получать за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту часть заработной платы, но ее размер автоматически регулируется. Размер третьей части заработной платы варьируется для каждого работника и зависит от достигнутых им результатов в предшествующий период. Для плохого работника он должен быть минимальным, для хорошего — максимальным: примерно как первые две части вместе взятые. Размер третьей части заработной платы может меняться в зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующий период.

Оклад (первые две его части) может увеличиваться только в связи с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, выслугой лет и повышением стоимости жизни. Реально заслуженная и заработанная человеком часть заработной платы (третья) может изменяться и весьма резко. Поэтому если результативность труда работника снижается, то уменьшается и заработная плата вследствие уменьшения ее переменной части. Таким образом, производительность труда влечет за собой изменения в оплате.4

 

    1. Теория усиления мотивации Б. Скиннера

 

Теорию усиления мотивации в 1938 г. разработал Б. Скиннер. Она внесла определенный вклад в изучение механизма побуждений человека к труду. Эта теория отражает важный аспект мотивации: ее зависимость от прошлого опыта людей.

Согласно теории Б. Скиннера, поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и избегать заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.

Схематически механизм поведения, согласно Б. Скиннеру, можно изобразить так:

Стимулы - поведение - последствия - будущее поведение.

Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

Применяя теорию Б. Скиннера на практике, руководитель должен предвидеть, как влияют на сотрудников последствия выполнения данных им заданий, и ставить перед ними вполне достижимые цели, реализация которых может вызвать у них позитивный психологический эффект.5

 

 

 

 

 

  1. Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации

Сравнительная характеристика процессуальных теорий приведена в Табл.1.

Табл.1. Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации

Процессуальные теории мотивации

Основные характеристики процессуальных теорий мотивации

  1. Теория ожидания В. Врума

- Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели.

- Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда - результаты», ожидания -- «результаты - вознаграждение» и валентности (т.е. относительной степени удовлетворения).

- Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения.

- Мотивация ослабевает если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

  1. Теория справедливости Дж. Адамса

- Предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу.

- Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения.

- В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия.

- Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

  1. Теория постановки целей Э. Лока

- Исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия.

- При этом предполагается, что постановка целей - это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения - это то, что лежит в основе определения поведения человека.

  1. Модель Портера-Лоулера

-Основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения.

- Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли.

- Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено.

- Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

  1. Теория усиления мотивации Б. Скиннера

- Поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и избегать заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.

- Механизм поведения: Стимулы - поведение - последствия - будущее поведение.


 

 

4. Практические аспекты применения процессуальных теорий мотивации

 

Практические рекомендации менеджерам по применению теории ожиданий:

1. Поскольку люди имеют  различные потребности, то они по-разному  оценивают вознаграждение. Следовательно, руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Часто работники получают вознаграждение до того, как у них появляется возможность оценить его. Это может привести к их демотивации.

2. Для эффективной мотивации  менеджер должен установить твердое  соотношение между достигнутыми  результатами и вознаграждением. Вознаграждать подчиненных следует  только за эффективную работу.

3. Менеджеры должны сформировать  высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемый от подчиненных, и внушить им, что они могут достичь их, если приложат усилие. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если уровень его ожиданий не слишком высок, то производительность скорее всего будет низкой.

4. Работники сумеют достичь  уровня результативности, требуемого  для получения ощутимого вознаграждения, если делегированный им уровень  полномочий, их профессиональные  навыки достаточны для выполнения  постановленной задачи.

5. Необходимо оказывать  помощь подчиненным в осознании  ими реальности заданий и путей  их выполнения, ценности получаемого за это вознаграждения. Такая помощь повышает трудовые усилия работников

Оценивая теорию ожидания В. Врума, приходим к таким общим выводам: ее ценность состоит, прежде всего, в доказательстве того, что в процессе формирования мотивов работники не только соотносят цели организации и индивидуальные задания с собственными потребностями и определяют их личную привлекательность, но и оценивают средства, инструменты и вероятность достижения этих целей. Вот почему недостаточно только предложить сотрудникам сильные стимулы, важно указать им средства и возможности достижения целей.6

Практические рекомендации менеджерам в связи с теорией справедливости

1. Менеджеры должны систематически  наблюдать за восприятием сотрудниками соотношения их вклада и вознаграждения и предотвращать возникновение у них чувства несправедливости.

2. Следует по возможности  увеличивать оплату труда, чтобы  у работников не появилось  впечатление, что им недоплачивают, так как это снижает производительность  и вызывает неудовлетворенность, причем снижение производительности  тем выше, чем больше работников  одного уровня негативно оценивают  свое положение

3. Критерии измерения  вклада подчиненных в общую  работу и их вознаграждения  необходимо изложить в понятной  форме и сообщить всем до  начала работы. Работники должны  знать, кто, за что и в каком  размере получает вознаграждение  и какие факторы определяют  размер вознаграждения.

4. Работников больше интересует  не абсолютный уровень их вознаграждения, а то, как их вознаграждение  соотносится с вознаграждениями  коллег. Это можно использовать  при ограниченности ресурсов. Для  повышения мотивации менеджеры  должны распределить их так, чтобы  поощрить лучших работников.

5. Различие в доходах  стимулирует повышение производительности  у работников, способных добиваться  результатов выше средних. Однако  это происходит лишь при условии  точного измерения результатов  труда.

6. Соотношение оплаты  и затрат труда следует менять  прежде всего для работников, которые могут сравнивать свое  положение с положением коллег.

7. Размер вознаграждения  работника должен соответствовать  его самооценке. Занижение или  завышение (хотя и в разной  степени) негативно влияет на  мотивацию.7

Практические рекомендации по применению теории постановки целей:

1. Эта теория не должна  одинаково применяться для всех  людей. У разных групп людей, различающихся  по полу, возрасту, образованию, профилю  деятельности и т. п., степень целевой  ориентации различна. Например, ясность, точность и определенность цели  обычно важны для людей с  более низким уровнем образования, небольшим опытом работы. Для  людей с высоким уровнем образования  гораздо чаще более важным  является наличие в цели вызова, неопределенности, оставляющих простор  для творческого труда.

2. Руководство при постановке  целей должно обеспечить широкое  участие подчиненных, исполнителей  в их обсуждении, ибо участие  в постановке цели приводит к удовлетворенности. Однако не очевидно, что это позитивно сказывается на уровне и качестве исполнения.

3. Необходимо эффективно  сочетать постановку целей перед  отдельными работниками и группами. Если цели индивидуальны, возникает  конкуренция между членами группы, что активизирует деятельность  каждого из них, но ослабляет  эффект синергии от групповой  работы. Постановка целей перед  группами порождает межгрупповую  конкуренцию, но снижает индивидуальную  отдачу работников.

4. Необходимо разумно  сочетать стимулирование за полученный  конечный результат со стимулированием  за качественное исполнение конкретной  текущей работы. В какой пропорции  это делается, зависит от индивидуальных  характеристик управляемых людей  и характеристик ситуации, в которой  они выполняют свои действия.

5. Процесс постановки  целей можно свести к следующему:

• необходимо определить, в какой мере организация и работающие в ней люди готовы к реализации процесса постановки

целей;

• если у организации имеется потенциальная готовность, необходимо провести мероприятия по практической подготовке реализации процесса постановки целей;

• постановка целей должна осуществляться с подчеркиванием их сложности и специфичности с учетом приемлемости целей и приверженности им;

• необходимо выполнить промежуточный анализ целей и откорректировать их;

• необходимо проанализировать достижение целей, обобщить результаты предыдущих этапов и выработать рекомендации по дальнейшему осуществлению процесса постановки целей.8

Практические советы для менеджеров (согласно теории усиления мотивации Б. Скиннера):

1. Не вознаграждайте всех  одинаково. Вознаграждение лишь  в том случае дает позитивный  эффект, если оно зависит непосредственно  от деятельности подчиненного. Одинаковое  для всех вознаграждение поощряет  плохую или среднюю работу.

2. Неполучение вознаграждения  также является фактором воздействия  на подчиненных. Менеджеры могут  влиять на подчиненных сотрудников как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживающий похвалы, не получит ее, то в следующий раз он будет работать хуже.

3. Объясните сотрудникам, что они должны сделать, чтобы  их поощрили. Четкое определение  стандартов деятельности позволяет  сотрудникам своевременно и правильно  ориентировать собственное поведение  на получение вознаграждения  и улучшить достижения.

4. Покажите людям, что  именно они делают неправильно. Если сотрудник лишен вознаграждения  без соответствующих объяснений, это вызывает у него недоумение  и обиду. Кроме того, в этом  случае он не сможет своевременно  исправить ошибку.

5. Не наказывайте подчиненных  в присутствии других сотрудников, особенно хорошо им знакомых. Публичный выговор — эффективное  средство воздействия на подчиненных, но это унижает их достоинство и может стать причиной обиды на менеджера не только пострадавшего, но и других членов группы.

6. При вознаграждении  сотрудников будьте честны и  справедливы. Последствия любого  поведения должны быть адекватны  ему. Люди должны получать такое  вознаграждение, которое заслужили. Как незаслуженное вознаграждение, так и заработанное, но не полученное  работником, снижают его мотивацию  и в целом подрывают доверие  к менеджеру.

Теория усиления мотивации Б. Скиннера подвергается критике по разным направлениям. Ее упрекают за упрощенность и игнорирование внутренних, психологических стимулов, индивидуальных особенностей людей, влияния коллектива, за схематизацию поведения человека путем сведения его к принципу "стимул — реакция". Однако в системе с другими подходами теория усиления мотивации полезна в практической работе, особенно относительно работников, у которых доминируют материальные потребности..9

Информация о работе Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации