Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:42, контрольная работа
Концепция иерархии потребностей известного американского социолога А. Маслоу, сформулированная им в 1940 г. и уточненная впоследствии психологом Г. Мурреем. В соответствии с ней люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде структуры, графически изображаемой как пирамида. Модель Маслоу имеет такую форму, поскольку, чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.
Введение:
1.Содержательные теории мотивации…………………………………...стр 3
- Иерархия потребностей по Маслоу………………………………….стр 4
-Мотивация и иерархия потребностей………………………………..стр 5
-Использование теории Маслоу в управлении……………………….стр 6
-Критика теории Маслоу……………………………………………….стр 7
-Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней..стр 8 2.Теория существования, связи и роста К. Альдерфера………………....стр 10
3.Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда…………….стр 11
4.Теория двух факторов Ф. Герцберга………………………………….стр 14
-Практические рекомендации менеджерам по применению двухфакторной теории Ф. Герцберга……………………………………………………...стр 16
5.Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов..…стр 18.
6. Список литературы…………………………………………………….стр 19
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организационное поведение»
Тема: Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации.
Работу выполнила:
Студентка гр. 11МС-201
Бурлакова А.Б.
Работу проверил:
Ярушева С.А.
Челябинск 2011
Содержание.
Введение:
1.Содержательные теории мотивации…………………………………...стр
3
- Иерархия потребностей по Маслоу………………………………….стр 4
-Мотивация и иерархия потребностей………………………………..стр 5
-Использование теории Маслоу в управлении……………………….стр 6
-Критика теории Маслоу……………………………………………….стр 7
-Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней..стр 8 2.Теория существования, связи и роста К. Альдерфера………………....стр 10
3.Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда…………….стр 11
4.Теория двух факторов Ф. Герцберга………………………………….стр 14
-Практические рекомендации
менеджерам по применению двухфакторной
теории Ф. Герцберга…………………………………………………….
5.Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов..…стр 18.
6. Список литературы…………………………………
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации
в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей
к действию, особенно при определении
объема и содержания работы. При
закладке основ современных концепций
мотивации наибольшее значение имели
работы трех человек:
- Абрахама Масло;
Концепция иерархии потребностей известного американского социолога А. Маслоу, сформулированная им в 1940 г. и уточненная впоследствии психологом Г. Мурреем. В соответствии с ней люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящихся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде структуры, графически изображаемой как пирамида. Модель Маслоу имеет такую форму, поскольку, чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.
Неудовлетворенные потребности,
по мнению Маслоу, побуждают людей
к активным действиям, а удовлетворенные
перестают мотивировать, и их место
занимают другие неудовлетворенные
потребности. При этом потребности,
находящиеся ближе к основанию
пирамиды, требуют первостепенного
удовлетворения, и лишь после того,
как оно будет в основном достигнуто,
начинают действовать потребности
следующего уровня, удовлетворить которые
можно гораздо более
Потребность становится стимулом,
если ее удовлетворение падает ниже приемлемого
уровня, и тогда возможность его
повышения значительно
Иерархия потребностей по Маслоу.
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу . Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.
Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.
1.Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Данные потребности в гораздо большей степени, чем другие, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с этой потребностью открыты к восприятию себя и окружения, они созидательны и независимы.
При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие максимально реализовать их способности, предоставлять свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.[3]
Мотивация и иерархия потребностей.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры указанной на рис.1. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека»
Рис.1 Иерархия потребностей по Маслоу.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобных и безопасных условиях, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к достижению уважения со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.
На практике эта иерархия не столь четкая, как предполагает теория Маслоу.
Использование теории Маслоу
в управлении. Для того чтобы мотивировать
конкретного человека, руководитель
должен дать ему возможность удовлетворить
его важнейшие потребности
Российским менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребности в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворяются потребности низших уровней. Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней приведены в следующей таблице.[3]
Использование теории Маслоу в управлении.
Теория Маслоу внеся исключительно
важный вклад в понимание того, что
лежит в основе стремление людей к
работе. Руководители различных
рангов стали понимать, что
мотивации людей определяется
широким спектром их потребностей.
Для того чтобы мотивировать
конкретного человека, руководитель
должен дать ему возможность
удовлетворить его важнейшие потребности
посредством такого образа действий,
которые способствует достижению
целей всей организации. Еще не
так давно руководитель могли
мотивировать подчиненных
почти исключительно только
экономическими стимулами, поскольку
поведение людей определялось,
в основном, их потребностями
низших уровней. Сегодня ситуация изменилась.
Благодаря более высоким заработкам
и социальным благам, завоеванным
в результате борьбы профсоюзов
и государственных мер регулирования
(таких, как Закон о здоровье и безопасности
наемной персонала, 1970 г.),
даже люди, находящиеся на низших
ступенях иерархической лестницы организации,
стоят на относительно высоких
ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает
Теренс Митчелл:
«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могу служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот фактор подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».
В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужнотщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Критика теории Маслоу.
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко ив полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категория, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой- либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная критика
теории Маслоу сводилась к
тому, что ему не удалось
учесть индивидуальные отличия
людей. Эдвард Лоулер
напротив ввел иерархическую структуру
индивидуальных потребностей — предпочтений,
которую человек формирует на основании
своего прошлого опыта. Так, исходя из
своего прошлого опыта, один человек
может быть более всего заинтересован
в самовыражении, в то время как поведение
другого, вроде бы схожего с ним
и также работающего, будет первую
очередь определяться потребностью
в. призвании, социальными потребностями
и потребностью в безопасности.
В итоге, как отмечает Митчелл. «Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Рваные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».
Из теории иерархии потребностей А. Маслоу можно выделить несколько практических рекомендаций по управлению мотивацией подчиненных.
1. Прежде всего руководители
должны стремиться к
2. Теория А. Маслоу не
учитывает индивидуальных
Информация о работе Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации