Сравнительная характеристика японского и американского стилей управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
3. Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.
4. Узнать озможности использования зарубежных управленческих технологий в других странах, в том числе в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ американской модели менеджмента……………………………...5
1.1 Анализ системы оплаты, служебного продвижения и принятия решений в американской системе менеджмента………………………………………………..5
1.2 Американская модель менеджмента и международная практика……………..8
Глава 2. Характерные признаки и особенности японской модели управления....14
2.1 Характеристика японской модели менеджмента……………………………...14
2.2 Особенности в развитии японской модели управления предприятием……..20
Глава 3. Сравнительная характеристика японского и американского стилей управления персоналом……………………………………………………………..27
3.1 Возможности использования зарубежных управленческих технологий в других странах, в том числе в России……………………………………………...32
3.2 Достоинства и недостатки современной системы подготовки менеджеров за рубежом………………………………………………………………………..……..33
Заключение……………………………………………………………………..……42
Список использованной литературы……………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая сравнение моделей амерк и японской.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ американской модели менеджмента……………………………...5

1.1 Анализ системы оплаты, служебного продвижения и принятия решений в американской системе менеджмента………………………………………………..5

1.2 Американская модель менеджмента и международная практика……………..8

Глава 2. Характерные признаки и особенности японской модели управления....14

2.1 Характеристика японской модели менеджмента……………………………...14

2.2 Особенности в развитии японской модели управления предприятием……..20

Глава 3. Сравнительная  характеристика японского и американского  стилей управления персоналом……………………………………………………………..27

3.1 Возможности использования  зарубежных управленческих технологий  в других странах, в том числе  в России……………………………………………...32

3.2 Достоинства и недостатки  современной системы подготовки  менеджеров за рубежом………………………………………………………………………..……..33

Заключение……………………………………………………………………..……42

Список использованной литературы……………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Управление персоналом является одной из главных функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, созидательной силой, несмотря на все достижения в области автоматизации и механизации. Научно-технический прогресс приводит к большим изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования человеческих ресурсов.

Поиски соответствующих мотивов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешной работы фирмы, превращаются в задачу первой важности. В разных странах эта задача решается по разному, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.

За всю историю существования  менеджмента многие страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей.

Теория и практика менеджмента  демонстрирует два четко сформированных подхода в управлении – японскую и американскую модели. При совпадении общих стратегических направлений борьбы за лидерство существуют и особенности в подходах руководящих японских и американских компаний такие, как получение преимуществ в экономическом соперничестве на мировом рынке.

Принципиальным отличием двух названных моделей менеджмента есть то, что японская, построенная на коллективизме, а американская – на индивидуализме и конкуренции между людьми. Все другие отличия являются производными от нее.

Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Целью настоящей работы является выявление  особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной  характеристики японского и американского  стилей управления персоналом.

В соответствии с данной целью в  курсовой работе решаются следующие  задачи:

1. Охарактеризовать американскую модель менеджмента.

2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.

3. Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.

4. Узнать озможности использования зарубежных управленческих технологий в других странах, в том числе в России.

5. Проанализировать достоинства и недостатки современной системы подготовки менеджеров за рубежом.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ американской модели менеджмента.

1.1 Анализ системы оплаты, служебного продвижения и принятия  решений в американской системе  менеджмента.

Кадровая политика в фирмах Америки обычно строится на более или менее одинаковых принципах. Американские фирмы, применяющие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специальным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по отбору специалистов являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются.

В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские  специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления  происходит  только  по  вертикали,  что  означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области.  Это  ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что  обусловливает  текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.

В американских фирмах при приеме на работу потенциальные кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников.

После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят  с его обязанностями в соответствии с инструкциями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью фирмы в целом и ее организационной культурой. .[9]

Принятие управленческих решений в американском менеджменте

На характер и содержание принимаемых решений влияет не только соответствующий подход, но и ряд  других основополагающих факторов. К их числу относится особенности конкретной управленческой школы. Так, например, в американской школе управления в процессе рационального решения проблем менеджер заботится не столько о самом решении, сколько обо всем, что связано с ним и исходит из него. Практика американского менеджмента показывает, что количество этапов при этом определяется, прежде всего, самой проблемой, однако в целом процесс принятия решения включает ряд последовательных стадий.

Первая стадия на пути решения проблемы - это ее диагноз, на котором осознаются и устанавливаются причины затруднений или имеющиеся возможности. Установление симптомов помогает обозначить проблему в общем виде. Для выявления причин возникновения проблем фирмы собирается и анализируется внешняя и внутренняя информация. На второй стадии формулируются ограничения и критерии принятия решения, а также определяется диапазон (интервал), в пределах которого в дальнейшем принимается управленческое решение. Далее отбираются альтернативы решения проблем, наиболее желательные из всех имеющихся. При выборе альтернатив необходимо их оценить, определить преимущества, недостатки и вероятность реализации каждой альтернативы. При правильном определении, тщательной взвешенности каждой альтернативы довольно легко выбрать наиболее рациональную.

Практика американских менеджеров показывает, что при недостатке времени принять оптимальное решение в рамках такого процесса очень трудно, и руководители ограничиваются, как правило, «удовлетворительным» решением, а не «максимизирующим».

Американские методы принятия управленческого решения  ориентированы на руководителя, который  несет персональную ответственность  за реализацию задачи, и мнение его  коллег играет лишь совещательную роль. Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм лишь с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В американских компаниях  менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к  тому уровню, на котором имеется  больше необходимой информации, и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более, чем на один иерархический уровень, ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

Для американского менеджера  характерен более индивидуализм, чем  коллективизм в принятии решений. Это  отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.

Процесс планирования и  принятия решений в американских компаниях осуществляется, как правило, отдельными индивидуумами, которые и несут персональную ответственность за их реализацию. Весь механизм принятия решений и соответственно информационные потоки ориентированы на отдельных лидеров, заинтересованных в принятии и проведении в жизнь таких решений, которые в максимальной степени способствуют достижению целей (как правило, краткосрочных), стоящих непосредственно перед их подразделением и перед ними лично. При этом совершенно не обязательно, что руководитель, принимающий решение, получит всю необходимую информацию от своих коллег, или его коллеги будут поддерживать претворения в жизнь принятого им решения, если оно не соответствует целям и задачам, стоящим перед их функциональной службой. Американский механизм единоличного принятия решений имеет определенные преимущества, которые заключаются в том, что решение принимается оперативно и окончательно. [4]

Однако использование  целевых межфункциональных групп  в принятии решений в американских фирмах также довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

Важной чертой американского  менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью  стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственность. Отсюда большая роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению их профессионального уровня и инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на том, что цели работника совпадают с целями фирмы. Такой подход обусловил принцип «управляющий должен знать каждого работника в лицо», а это, в свою очередь, выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижение кадров по профессиональным навыкам и инициативности.

Американский стиль  менеджмента - это не настоящее для  будущего, а будущее для настоящего. Отсюда - планирование па перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели - лучше попять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы.

В целом, подводя итог краткому анализу американского  менеджмента, следует отметить, что  он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего  дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом. [4]

1.2 Американская модель  менеджмента и международная  практика.

Модель характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента  очень характерно представление  о персональной ответственности  работника. Эффективность работы конкретного  руководителя определяется на основании  того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Изучение американской модели менеджмента  представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях  Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов.

В то время как внешние факторы отходят на второй план. Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстким разграничением их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.  Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых. Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде. Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления. [6]

Информация о работе Сравнительная характеристика японского и американского стилей управления персоналом