Сравнительная характеристика японского и американского стилей управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
3. Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.
4. Узнать озможности использования зарубежных управленческих технологий в других странах, в том числе в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ американской модели менеджмента……………………………...5
1.1 Анализ системы оплаты, служебного продвижения и принятия решений в американской системе менеджмента………………………………………………..5
1.2 Американская модель менеджмента и международная практика……………..8
Глава 2. Характерные признаки и особенности японской модели управления....14
2.1 Характеристика японской модели менеджмента……………………………...14
2.2 Особенности в развитии японской модели управления предприятием……..20
Глава 3. Сравнительная характеристика японского и американского стилей управления персоналом……………………………………………………………..27
3.1 Возможности использования зарубежных управленческих технологий в других странах, в том числе в России……………………………………………...32
3.2 Достоинства и недостатки современной системы подготовки менеджеров за рубежом………………………………………………………………………..……..33
Заключение……………………………………………………………………..……42
Список использованной литературы……………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая сравнение моделей амерк и японской.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

Школы управления США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. При полярных различиях, между ними, однако, имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5— 8 лет, то японские — на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран. [8]

Основу американской системы управления составляет принцип  индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм. Для Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время японский менеджмент получает все большее распространение в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.

Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, — в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) — для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму). Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, — японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, — на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях.

Американские работники  согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей . Японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, но и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы.

Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет  меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую  зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что  в США традиционно успешной считается  только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20-25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации. В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди, достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.

Еще одно главное различие заключается в самой организации управления. На американских предприятиях жестко разграничены служебные и производственные обязанности, а контроль за их использованием осуществляет вышестоящее лицо, поэтому в поле зрения рабочих и служащих попадает ограниченный круг вопросов, выполнение которых им поручено. На японских предприятиях ответственность за многие важные вопросы производственной деятельности несет персонал, который постоянно повышает свою квалификацию. Таким образом, управление в США "иерархическое", а в Японии - "всеобщее".

В краткосрочном плане японская система управления проигрывает  американской из-за большой сложности  принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.

Уровень брака* и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в десять с лишним раз ниже, чем у западных изделий. Сравнение этих двух концепций свидетельствует о "близорукости" американских установок" Например, реконструкция производственной системы или производственной единицы с целью повышения качества приводит к краткосрочному росту производственных затрат, но в долгосрочном плане, напротив, сокращает их.

Таблица №2 Показано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.

Критерии

Японская модель

Американская   модель

Характер принятия управленческих решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

Характер контроля

Коллективный

Индивидуальный контроль руководителя

Организация контроля

Мягкий неформализованный  контроль

Четко формализованная  жесткая процедура контроля

Оценка результатов  деятельности руководителя

Замедленные оценка работы работников и служебный рост

Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе

Оценка качеств  руководителя

Умение осуществлять координацию действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

Направленность  управления

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

Оценка результатов  деятельности персонала

Достижение коллективного  результата

Достижение индивидуального  результата

Отношения с  подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

Подготовка  руководителей

Подготовка универсальных  руководителей

Подготовка узкоспециализированых  руководителей

Оплата труда

Оплата труда за показателями работы группы, стажем

Оплата труда за индивидуальными  достижениями

Срок занятости  на фирме

Долгосрочная занятость  руководителя на фирме, пожизненный  наем

Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

Общий принцип управления

“ Снизу-Кверху”

“ Сверху-Книзу”

Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность  и четкие границы полномочий

Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем месте)

Отделено, за специальными программами подготовки


 

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику  другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

3.1 Возможности использования  зарубежных управленческих технологий  в других странах, в том числе  в России.

В России в настоящее  время наблюдается неопределенность в выборе моделей управления каждой конкретной фирмой. Как правило, руководство не задается вопросом о выборе модели управления.

 На данный момент  можно выделить две тенденции.  Часть фирм, как правило, крупные  компании, придерживаются американской  модели управления.

 Обычно это объясняется  их происхождением. В России существует не так много крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Компании, созданные частично на западном капитале, планировались по западному образцу не в самом лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).

 В мелких фирмах  один работник часто вынужден  выполнять множество функций,  часто ему не свойственных. В  таких фирмах речь не идет  о какой- либо модели управления. Существующая ситуация весьма  далека от японской модели, хотя отдельные элементы присутствуют –медленное продвижение, например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.

В идеале можно рекомендовать  небольшим фирмам использовать в  своей деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современных условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации.

Многие элементы этой модели зависят от законодательной  базы и от общеэкономической ситуации в стране.

3.2 Достоинства и недостатки современной системы подготовки менеджеров за рубежом.

Прежде всего необходимо рассмотреть основные предпосылки  создания американского менеджмента  в том виде, в котором он существует сейчас:

1. Наличие развитых  рыночных отношений.

2. Преимущественно индустриальный способ организации производства.

3. Развитие идеи корпорации  как основной формы предпринимательства.

Такое выделение основывается на теории американского экономиста Роберт Хейлбронер, который выделяет три исторически сложившихся  подхода к распределению ресурсов общества: традиции, приказы и рынок.

Согласно традиционному  подходу распределение экономических  ресурсов осуществляется посредством  традиций, от одного поколения к  другому.

Командный подход ориентируется  на распределение ресурсов через  приказы.

Рыночный подход - распределение  ресурсов с помощью рыночных рычагов, без вмешательства общества или  государства.

История развития человечества показала, что последний подход является наиболее эффективным.

Однако в данный момент наблюдается разработка новых подходов к вопросу подбора руководящих работников, что обусловлено прежней ориентацией при выборе сотрудника на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Если говорить о конце XX века и начале XXI века, то здесь  можно выделить три интересные тенденции.

Первая связана с  возвратом к прошлому, а точнее к осознанию значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. В  первую очередь это обусловлено  широким применением в управлении компьютерной техники, а также всеобщим усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации. Технический прогресс также сказывается на повышении производительности и качестве, то есть тех составляющих, которые необходимы в условиях конкуренции.

Второе направление – усиление внимания к развитию различных форм демократизации управления, например, участие рядовых работников в распределении прибыли, в осуществлении управленческих функций.

Данное направление  реализовывается в США недостаточно, что обуславливает отличие американского менеджмента от европейского и японского стиля управления. Данное направление широко применяется в практике Европы, Японии и США. [10]

И третья особенность  – с 90 годов XX века и до настоящего времени усиливается международный  характер управления. В это время наблюдается переход к открытой экономике и повышение международной конкуренции, но в тоже время присутствует и кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. Все это ставит новые вопросы перед теорией и практикой менеджмента.

Информация о работе Сравнительная характеристика японского и американского стилей управления персоналом