Сравнительный анализ международного стандарта ИСО серии 9001 разных лет издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Вопросы, связанные с разработкой и внедрением интегрированных систем менеджмента на предприятии становится все более актуальным. В России практически уже нигде не осталось предприятий, которых не коснулся бы процесс разработки системы менеджмента качества , безопасности пищевой продукции и других подобных, причем уровень внедренных систем неизменно растет. Ежегодно многие предприятия проходят сертификацию на соответствие требованиям различных стандартов.
Наиболее распространенной системой менеджмента качества является система, отвечающая требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Содержание работы

Введение
1 . Теоретическая часть .
1.1. Теоретические основы системы менеджмента качества. Цели и задачи системы……………………………………………………………………..4 стр.
1.2. История развития СМК……………………………………………….6 стр.
1.3.Основные принципы СМК……………………………………………10 стр.
1.4.Документация СМК…………………………………………………...14 стр.
1.5. Серия стандартов ИСO 9000. Назначение и содержание………….16 стр.
1.6. Международный стандарт ИСО 9001. История развития………17 стр.
2.Практическая часть. Сравнительный анализ стандартов ИСО 9001 разных лет издании.
2.1. Международный стандарт ИСО 9001-86. Основная суть стандар-
та……………………………………………………………………………19 стр.
2.2. Международный стандарт ИСО 9001-94. Основная суть стандарта и сравнение его с ИСО 9001-87…………………………………………… 19 стр.
2.3. Международный стандарт ИСО 9001-2000. Основная суть стандарта и сравнение его с ИСО 9001-94……………………………………………. 21 стр.
2.4. Международный стандарт ИСО 9001-2008. Основная суть стандарта и сравнение его с ИСО 9001-2000…………………………………………..23 стр.
Используемая литетература……………………………………………….27 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая смк.docx

— 68.85 Кб (Скачать файл)

Требования к системам менеджмента качества подробно определены в стандарте ISO 9001:2000. Подход к системам менеджмента качества является общим и применяется к организациям в любой отрасли экономики, поэтому данный стандарт не устанавливает каких-либо конкретных требований к программным продуктам. Требования к ним могут определяться заказчиками или третьими лицами и содержаться в технических спецификациях, стандартах на продукт, стандартах на процесс, контрактных соглашениях и нормативных документах. Международные стандарты ISO 9001-2000 основываются на понимании того, что всякая работа выполняется с помощью процессов. Каждый процесс имеет вход. Выход – продукция материальная или нематериальная. Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет ценность. Каждые процессы включают определенным образом трудовые и/или другие ресурсы. Выходом может быть, например, фактура, программный продукт и т. д.

Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.  Процессом необходимо управлять по двум направлениям: через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации, и через качество продукции или информации, протекающих внутри структуры.

. Каждая организация существует  для выполнения работы по добавлению  ценности. Работа выполняется посредством  сети процессов.

Любая организация, как правило, многофункциональная. Однако при всей сложности большинства организаций важно выделить основные процессы, упростить и расставить процессы в зависимости от приоритетов с целью общего руководства качеством.

Основу концепции новой версии стандарта ИСO серии 9001-2000 составляет процессный подход. Это и обусловливает коренное отличие стандарта данной версии от  серии 9001 версий 1989 г. и 1996 г., для которых характерен элементный подход.  В версии стандарта 2000 г. не предусмотрена концентрация ресурсов на строго определенных процессах, предопределяющих экономические результаты деятельности фирмы.  Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

 

2.4.ИСО 9001-2008  «Системы менеджмента качества. Требования».

ИСО 9001-2008-это стандарт требований ,нацеленный на результативность СМК организаций выполнении требований потребителя.

Стандарт содержит пять разделов,  виды деятельности , которые следует рассматривать при внедрении системы. Каждая организация определяет виды деятельности , необходимые для поставки продукции, и может те  части раздела « Процессы жизненного цикла продукции», которые не применяются. Требования содержащиеся в других частях раздела:»СМК», « Ответственность руководства», « Менеджмент ресурсов», « Измерение, анализ и улучшение», распространяются на  все организации , и каждой предстоит продемонстрировать применение этих требований, описав их в руководстве по качеству или в другой документации.

Эти пять разделов определяют что и как делать и в какой последовательности, чтобы продукция отвечала требований потребителей, законодательным и другим требованиям. Кроме того, следует принимать меры по улучшению системы менеджмента качества для повышения удовлетворенности потребителя.

Стандарт предусматривает процессный подход. Под процессным подходом понимают один или несколько взаимосвязанных, требующих ресурсов видов деятельности, которым следует управлять для достижения заданного результата на выходе. Выход одного процесса может непосредственно образовывать выход следующего, и конечная продукция часто является результатом сети или системы процессов.

Четвертое издание стандарта ИСO 9001 было опубликовано в 2008 году для внесения правок, которые обеспечили большую ясность отдельным понятиям и определениям, используемым в данном стандарте. Основные изменения в новом издании направлены как на упрощение понимания принципов самого стандарта, так и на обеспечение его лучшей совместимости с другими стандартами, регламентирующими системы менеджмента. 
 ИСO 9001:2008 дает следующие основные преимущества: он проще в использовании и у него большая совместимость с другими стандартами, включая ИСO 14001 (экологический менеджмент), что упрощает и делает менее затратным внедрение интегрированных систем управления. 
 Стандарт ИСО 9001:2008 направлен на достижение результативности (степени реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов), а не эффективности (отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам) организации. 
 Элементы системы менеджмента качества, которые описаны в стандарте ИСO 9001:2008, базируются на принципах постоянного повышения качества, включая «процессный подход» и «ориентацию на потребителя». Применение этих принципов обеспечивает гарантии того, что продукция или услуга соответствует ожиданиям потребителей.

Ключевые изменения ,произошедшие в стандарте в процессе его «эволюции».

1. «Общие положения». В введении сделан акцент на то, что на разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют не только влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации, а также ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой

2. Процессный подход. ( 3 абзац).Менеджмент процессов направлен на получение желаемого результата

3.Встандарте конкретизировано( пункт 1.1), что термин «продукт» применяется не только к преднамеренно выпускаемому продукту или продукту, требуемому потребителем, но также к любому преднамеренно получаемому результату процесса выпуска продукта. 
4. Документ стал более конкретизированным. Так, в раздел 4.1 «Общие требования» внесено уточнение, что процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают , а не рекомендуется включать процессы управленческой деятельности, менеджмента ресурсов, выпуска продукта, а также измерений, анализа и улучшений (при этом определение «включают» вместо «рекомендуется» подчеркивает необходимость определения процессов для всех указанных элементов управления). 
5.Раздел 6.4 «Производственная среда» дополнен тем, что условия рабочей среды включают в себя условия выполнения работы, в том числе физические факторы, экологические, факторы окружающей среды и другие (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погода), примерами условий рабочей среды, которые могут влиять на качество продукта. 
6. В раздел 7.2.1 «Определение требований, относящихся к продукции» добавлено, что деятельность после поставки включает, в частности, действия согласно условиям гарантии, договорные обязательства — техническое обслуживание, и дополнительные услуги, такие как утилизация или изъятие из обращения. 
7.Параграф 7.3.3 «Выходные данные проектирования и разработки» дополнен примечанием: «Информация по производству и оказанию услуг может включать подробные данные по сохранению продукта». 
8. Параграф 8.2.1 «Удовлетворенность потребителей» дополнен примечанием: «Мониторинг восприятия потребителей» может включать получение данных из таких источников, как опросы удовлетворенности, данные потребителей о качестве поставленного продукта, опросы мнения пользователей, анализ утраченных бизнесов, благодарности, жалобы по гарантийным обязательствам, отчеты дилеров».

9.Параграф 8.2.3 «Мониторинг  и измерение процессов» дополнен примечанием  , что при определении подходящих методов организация должна учитывать тип и объем мониторинга или измерений, подходящих для каждого из таких процессов, в отношении их влияния на соответствие требованиям к продукции и на результативность системы менеджмента качества.

10. Параграф 8.3 «Управление несоответствующей продукцией» дополнен, что должна быть установлена документированная процедура, для определения средств управления и соответствующей ответственности и полномочий для действий с несоответствующей продукцией. 
11.В разделах 8.5.2 «Корректирующие действия» и 8.5.3 «Предупреждающие действия» для более ясного понимания требований и совместимости со стандартом ИСO 14001, изменена формулировка определений: «анализ предпринятых корректирующих/предупреждающих действий» изменено на «анализ результативности предпринятых корректирующих/предупреждающих действий». 
 Таким образом, стандарт ИСO 9001 версии 2008 года был несколько изменен, но не пересмотрен; внесенные изменения и дополнения призваны внести большую ясность и облегчить интерпретацию требований и применение самого стандарта, а также дать большую возможность создания в организациях интегрированных систем менеджмента.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.Австриевских А.Н. Система менеджмента качества в производстве БАД.- М.: Пищевая промышленность, 2003.-296 с.

2.Антонов Г. А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: Учебник для студентов вузов: В 3 ч./ Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. -–СПб., 1995.

3.Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. –212 с.

4.B. Я. Белобрагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов,

C. А. Пахомова, О. С. Пономарева. — М.: РИА «Стандарты и каче-

ство». - 2005. - 248 с, ил.

5.Мазур И. И. Управление  качеством: Учебное пособие. – М.: Омега –Л,2005.-400 с.

6.Процессы системы менеджмента качества / Под науч. ред. д-ра

экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.

ун-та, 2006. 100 с.

7.Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В.

Управление качеством продукции. Инструменты и методы менедж-

мента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко

Тимофеев Д В. Сертификация системы менеджмента качества: учебное пособие.-М.: Издательский комплекс МГУПП, 2010.-80 с.

8.Кантере В.М., Матисон В.А., Еделев Д.А. Система менеджмента безопасноти и качества пищевых продуктов:Учебник/ В.М. Кантере, В.А. Матисон,Д.А. Еделев. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010.295 с

9.ИСО 9000-87 « Система менеджмента качества . Модель для обеспечения качества при проектировании и/ или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

10.ИСО 9000-94 « Система менеджмента качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/ или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

11.ИСО 9001-2000 « Система менеджмента качества . Требвоания».

ИСО 9000-2008 « СМК. Основные положения и словарь».

12. ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirements 
(IDT) (ИСО 9001-2008 « Система менеджмента качества. Требования»)

 

 



 

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ международного стандарта ИСО серии 9001 разных лет издания