Становление менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение становления менеджмента.
Для достижения цели необходимо решение задач:
изучение развития управленческой мысли;
рассмотрение школы человеческих отношений;
описание становления школы поведенческих наук.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
1. Развитие управленческой мысли………………………..
4
1.1 Понятие менеджмента……………………………………………..
4
1.2 Концепция революции менеджеров………………………………
7
1.3 Классификация школ управления…………………………………
11
2. Развитие школы человеческих отношений………….
18
2.1 Сторонники школы человеческих отношений…………………..
18
2.2 Теория Дугласа Мак-Грегора……………………………………..
23
2.3 Системы управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта…………………………………………………………………..

26
3. Становление школы поведенческих наук…………….
28
3.1 Предпосылки развития школы поведенческих наук…………….
28
3.2 Сторонники поведенческой школы……………………………….
30
3.3 Теория Честера Барнарда…………………………………………..
35
Заключение…………………………………………………………….
38
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Становление менеджмента как науки.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Отличительные черты  теории «человеческих отношений»:

  • соединение формальной и неформальной структур власти;
  • узкая специализация;
  • широкое участие рядовых людей в управлении;
  • внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворенность работой;
  • преувеличение роли малой группы и солидарности. [3, с. 189]

Сторонники данного  подхода, несмотря на различия между  ними, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда — поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника. Наиболее активный поиск повели А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Р. Лайкерт. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу открыла новую страницу в изучении мотивации и поведения людей в организации. [1, с. 87]

2.2 Теория Дугласа Мак-Грегора

Другим видным представителем теории «человеческих ресурсов»  был Дуглас Мак-Грегор (1906-1964). В опубликованной в 1960 году книге «Человеческая сторона  предприятия», в которой он писал: «мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации Адаптация (лат. Adaptatio, Adaptare - приспособлять) - приспособление строения и функций организмов к условиям существования. к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешный, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств». Д.Мак-Грегор высказывал мнение, что формирование менеджеров лишь в малой толике является следствием формальных усилий менеджмента в его управленческом саморазвитии. В значительно большей степени это результат осознания менеджментом природы своих задач, всей своей политики и практики. Поэтому встают на ложный путь те, кто пытается изучить развитие менеджмента только в терминах формального функционирования управленческих программ. В настоящих условиях, продолжал Д.Мак-Грегор, практическая отдача даже от хорошо подготовленных менеджеров невелика. Мы не научились еще эффективно использовать талант, создавать организационный климат, способствующий человеческому росту, и в целом далеко отстоим от правильного понимания того потенциала, который представляют человеческие ресурсы. [19, с. 137]

С точки зрения Д.Мак-Грегора, на протяжении истории можно выделить два главных поворота применительно к средствам контроля за поведением людей в организациях. Первый состоял в переходе от применения физического насилия к опоре на формальную власть. Этот процесс занял целые века. Второй поворот происходит в течение, по меньшей мере, последнего столетия, хотя начало его лежит в далеком прошлом; это поворот от формальной власти к лидерству Лидер (англ. Leader - ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, профсоюза и т.д. Но и сегодня этот процесс далек от своего завершения. Так, например, авторитаризм Авторитаризм (фр. Autoritarisme,лат. Auctoritas- власть, влияние) - самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Авторитарный - 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить  свою власть, авторитет; властный. в  политике подозрителен, и истина о  том, что исключительная опора на власть создает больше проблем, чем их решает, общепризнанна. Если власть является единственным оружием в экипировке менеджера у него нет надежды благоприятно достичь своих целей, однако из этого вовсе не следует, - продолжает Д.Мак-Грегор, - что он обязан отбросить это оружие прочь. Наступают времена, когда ничто другое не подходит для достижения поставленных целей, и тогда он прибегает к данному оружию.

Лидерство - определенное социальное отношение. В него следует  включить по меньшей мере четыре переменные:

  1. Характеристики лидера;
  2. Позиции, потребности и прочие характеристики его последователей;
  3. Характеристики организации, как, например, ее цель, структура, природа задач, подлежащих к выполнению;
  4. Социальная, экономическая и политическая среда.

В основу своей концепции  Д.Мак-Грегор положил дихотомию теорий, условно обозначив их символами «X» и «Y». Первая из них соответствовала традиционному воззрению на проблемы социального управления, вторая трактовала предпосылки интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось им как основа управления нового типа. Главные положения теории «X»:

  1. Обычному человеку присущи внутренние неприятия труда, и он старается избежать его любым путем;
  2. Поэтому подавляющее большинство людей должны быть принуждаемы и направляемы, с тем чтобы побудить их к соответствующим усилиям для достижения целей организации;
  3. Обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности;
  4. Ему свойственны лишь весьма незначительные амбиции, и главным образом он нуждается в защите.

Предпосылки теории «Y», которые, собственно, и отстаивает Мак-Грегор, прямо противоположны:

  1. Затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны, как в игре или даже в отдыхе;
  2. Внешний контроль или угроза наказания не является единственным средством для достижения организационных целей;
  3. Человек осуществляет самоуправление и самоконтроль порученных ему задач;
  4. Вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач;
  5. Обычный человек при соответствующих условиях научается не только принимать на себя ответственность, но и искать ее;
  6. Способность показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем получает все большее распространение среди людей;
  7. В настоящих обстоятельствах индустриальной жизни интеллектуальные возможности среднего человека используются лишь частично.

Центральный принцип, составляющий ось теории «X», то есть традиционный подход в управлении, состоит в  руководстве и контроле посредством  прямого применения власти, а человек является лишь инертным объектом властного воздействия. Напротив, краеугольный камень теории «Y» - интеграция, то есть создание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целей через содействие коммерческому успеху предприятия.

Достижение школы науки  о поведении легли в основу концепции управления человеческими  ресурсами, основное содержание которой  не сводится только к увеличению морального компонента и степени личной удовлетворенности  в организации, как это было свойственно теории человеческих отношений. Цель управления на основе человеческих ресурсов организации заключается в совершенствовании процесса принятия решений и эффективности контроля. Если при реализации подходов, свойственных теории человеческих отношений, менеджер делился информацией, консультировался с подчиненными и поощрял самоуправление исключительно для повышения удовлетворенности рабочего условиями труда и улучшения морального климата на предприятии как главного средства повышения производительности, то в доктрине использования человеческих ресурсов менеджер допускает участие подчиненных и в управленческом процессе, ибо наиболее эффективные решения, как правило, принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают. [16, с. 189]

Концепция управления человеческими  ресурсами исходит из предпосылки, что моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность  работников, являются продуктом творческого  решения проблем, вызванных соучастием рабочих в управлении. Однако это соучастие ограничено рамками первичной трудовой группы и теми вопросами, которые входят в ее непосредственную компетенцию.

2.3 Системы управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта

Идеи, по своему содержанию очень близкие «теории Х-У», нашли своеобразную форму выражения в четырех системах управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта:

Система 1. Работники побуждаются  к труду по преимуществу с помощью  стимулов негативного характера (угроз  и принуждения) и, только в частных  случаях — вознаграждением.

Система 2. Вознаграждения в ней применяются чаще, чем  в Системе 1, но негативные стимулы  в виде угроз и наказаний определяют скорее норму. Информационные потоки нисходят от высших уровней управленческой иерархии и лишь малозначительные решения  делегируются нижним уровням управления.

Система 3. Персонал имеет  большее доверие, что выражается в более широкой практике делегирования  полномочий, но все значимые решения  принимаются на высших уровнях управления.

Система 4. Социально-производственная система действует на основе взаимного доверия управленческого и производственного персонала с использованием самого широкого обмена информацией. Принятие решений осуществляется на всех уровнях организации, по преимуществу на объектах возникновения вопросов и критических ситуаций.

В ходе многочисленных исследований, сравнительного анализа положения  дел в организациях, придерживающихся той или иной системы управления в рамках разработанной им классификации, Ренсис Лайкерт определил, что именно в условиях управления Системы 4, в которой персонал испытывает большую профессиональную удовлетворенность, наблюдается и более высокий уровень производительности в длительной перспективе. [12, с. 90]

 

  1. Становление школы поведенческих наук

    1. Предпосылки развития школы поведенческих наук

Период конца 30 –х и  особенно 50-60-х годов привел к  определенному изменению ситуации. Во-первых, резко возросло число  работников в системе управления. Эффективная работа целого механизма  управления требовала особого внимания к личности работника. Работник оставался главным элементом системы управления. Рост числа работников увеличил значение таких проблем, как мотивация работника управления, его инициатива.    Очень острой становится проблема коммуникабельности работника, его способности работать в коллективе. Не менее важна адаптивность, приспособляемость сотрудника к различным людям: подчиненным и начальникам.

В-третьих, увеличение количества работников управления сопровождалось появлением профессиональных менеджеров. Все большее число хозяев по  личным способностям оказывались не в состояние руководить сотнями инженеров, бухгалтеров, финансистов, юристов и т.д. В-четвертых, изменился и характер управленческой деятельности. Она требовала все больше и больше не элементарной исполнительности и дисциплинированности, а полного использования знаний и способностей. [4, с. 89]

Развитие таких наук, как психология и социология и  совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало  изучение поведения на рабочем месте  в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого - бихевиористского Бихевиоризм (англ.behaviorism, behavior- поведение) - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений. Эти и другие исследователи изучали различные стороны социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них. В своей классической форме бихевиоризм получил наивысшее развитие в 1920-х годах. Основные его понятия и идеи стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека (социология, антропология, педагогика и т.д.). Более того, в бихевиориальные науки иногда включали все общественные науки, а также науку об управлении. Психология поведения возводится в ранг фундаментальной науки всех общественных наук.

Классический бихевиоризм  игнорировал роль воли и сознания человека. За такой подход к объяснению поведения человека он подвергался  критике. Необихевиоризм пытался преодолеть этот недостаток  включением в связь «стимулы-отклик» так называемых промежуточных переменных – совокупности различных познавательных и побудительных факторов. [14, с. 269]

Однако ядро бихевиоризма – выгода как основной регулятор поведения  личности – остается. Бихевиориальный подход стал использоваться в теории и практике менеджмента, представляя собой по существу попытку преодаления ограниченности концепции «человеческих отношений». Начало этого процесса можно отнести к середине 1930-х годов (Рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Способы достижения результатов деятельности организации

 

«Старейшиной современной  бихевиористики» применительно  к менеджменту считается Честер Барнард, опубликовавший в 1938 г. книгу  «Функции администратора». Впоследствии главными фигурами в этой сфере стали А. Маслоу, Ф. Херцберг, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджирис. Работы первых четырех из них являются наиболее читаемыми в среде менеджеров. Считается что они якобы «раскусили» мотивацию людей, действующих в условиях крупных организаций. Не удивительно, что такие построения оказались столь желаемыми для бизнесменов. Ведь владение секретами мотивации сулит менеджменту «более высокие прибыли за тот же объем усилий». [13, с. 161]

Д. Макгрегор показал, что сам работник может проявиться только в эффективной форме организационного поведения.

3.2 Сторонники поведенческой школы

Итак, с 1950 г. по настоящее  время начинается этап развития поведенческой  школы, основоположником которой является Честер Барнард (1886 – 1961 гг.). Ч. Барнард  был профессором, а также бизнесменом – это, как известно, довольно необычная комбинация. В 1922 г. он написал свою первую статью относительно функций организации. В 1925 г. он написал еще одну статью «Развитие способностей руководителя». Таким образом, уже в начале 1920-х годов Барнард начал исследовать организационные функции.

Информация о работе Становление менеджмента как науки