Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:03, реферат
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Стиль руководства – это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания.
Введение……………………………………………………. 4-5
1. Стили руководства……………………………………6-12
2. Подходы к руководству людьми…………………….13-14
3. 1 Авторитарный стиль руководства…………………15-16
3.2 Демократический стиль руководства………………17-18
3.3 Смешенные стили руководства……………………19-20
3.4 Либеральный стиль руководства……………………21-22
Заключение…………………………………………………23-24
Список литературы…………………………
3.4 Либеральный стиль руководства.
Там же, где речь идет
о необходимости стимулирования
творческого подхода
Подчиненные, избавленные
от тотального контроля, самостоятельно принимают
необходимые решения и ищут в рамках представленных
полномочий пути их реализации. Такая
работа позволяет им выразить себе, приносит
удовлетворение и формирует благоприятный
морально-психологический климат в коллективе,
порождает доверие между людьми, способствует
добровольному принятию на себе повышенных
обязательств.
Применение
этого стиля находит все большее распространение
в связи с растущими масштабами научных
исследований и опытно-конструкторских
разработок, осуществляемых силами высококлассных
специалистов, которые не приемлют командования,
силового давления, мелочной опеки и пр.
Таким образом
принуждение уступает место убеждению,
строгий контроль – доверию, подчинение
– сотрудничеству, кооперации. Подобное
«мягкое управление», нацеленное на создание
«управляемой автономии», облегчает естественное
применение новых методов руководства,
что особенно важно при создании новшеств.
В то же время либеральный
стиль легко трансформируется в
бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется
от дел, передавая их в руки «выдвиженцев».
Последние от его имени управляют коллективом,
применяя при этом все более и более авторитарные
методы. Сам менеджер при этом лишь делает
вид, что власть находится в его руках,
а на деле все больше и больше становится
зависимым от своих добровольных помощников.
Печальный
пример этому – армейская «дедовщина»,
сообщения о проявлениях которой не сходят
с экранов телевизоров и страниц газет.
В реальной
жизни «чистого» стиля руководства не
существует, в каждом из перечисленных
в той или иной степени присутствуют элементы
остальных.
Для оценки
эффективности каждого из стилей руководства
армейский ученый Ренсис Лайкерт предложил
рассчитывать так называемый либерально-авторитарный
коэффициент как отношение определяемых на основе
экспертизы сумм либеральных и авторитарных
элементов в поведении руководителя. По
его мнению, в современных условиях оптимальная
величина этого коэффициента составляет
1.9. Иными словами, сегодня для получения
эффективных результатов руководители
должны применять в два раза больше элементов
убеждения, чем принуждения.
Заключение.
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство — это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.
Демократический стиль
руководства апеллирует к высшим
уровням потребностей. Демократическое
руководство характеризуется
Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить.
По мнению Т. Митчела и Р. Хауса., исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать.
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.
Список использованных источников.
1.«Основы менеджмента» - В. Р. Веснин. – 3-е изд., доп. и испр., - М.: ООО «Т.Д. «Элит-2000»», 2003.
2.«Менеджмент: Учебник для вузов.» - В. В. Глухов – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
3. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 720с.
4.Менеджмент: Учебное пособие/Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»).
5.Менеджмент. Практикум: уче
6.Лукашевич В.В. Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 224 с.
Приложение 1
Отношения с подчиненными при разных стилях руководства
Вид взаимоотношения |
Авторитарный стиль |
Либеральный стиль |
Демократический стиль |
1.Моделирование полномочий |
Сосредотачивает себя |
Делится с другими сотрудниками |
Передает коллективу и контролирует |
2.Установление ответственности |
Делит с подчиненными |
Возлагает на подчиненных |
Берёт на себя |
3.Активность или инициатива |
Исходит только от руководителя |
Ожидает подталкивания со стороны |
Проявляются все |
4.Организация выработки решений |
Распоряжается лично |
Обходит решение вопросами |
Решает совместно с подчиненными |
5.При недостатке знаний |
Решает лично |
Не решает и не стремится
ликвидировать пробелы в |
Спрашивает, советуется |
6.Отношение к |
Навязывать своё мнение |
Предоставляет их самим себе |
Поддерживает самостоятельность |
7.Подержание трудовых дисциплин |
Требует формального соблюдения |
Не в состоянии контролировать дисциплину |
Поддерживает убеждениями |
8.Преобладающее воздействие |
Обычно приказывает |
Просит или выполняет сам |
Обращается за советом, иногда просит |
9.Контроль за деятельностью подчиненных |
Постоянный, жесткий |
От случая к случаю |
Регулярный без вмешательства |
10.Требователь ность от подчиненных |
Требует, придирается, давит |
Требует эпизодически (иногда) |
Когда надо и справедливо |
11.Реакции на советы подчиненных |
Не считается |
Советуют подчиненные, иногда приказывают |
Советуется постоянно |
12.Восприятие критики |
Отрицает и не воспринимает |
Выслушивает и не реагирует |
Использует для дела |
13.Состояние контактов с подчиненными |
Сознательно ограничивает контакты |
Вступает в панибратство |
Общается регулярно |
14.Психологическая |
Нетерпелив, часто грубит |
Безразличен как с ним разговаривают |
Вежлив, доброжелателен |
15.Самооценка |
Считает себя незаменимым |
Безразличен |
Не обнаруживает своих преимуществ |
16.Состояние решений
функциональных и социально- |
Интересуется только выполнением функциональных обязанностей |
Подходит формально |
Создается хорошее настроение |
17.Сотрудничество и взаимное доверие |
Нет доверия |
Безразличен |
Поддерживают друг друга |
18.Ближайшее окружение |
Те, кто подчиняются безоговорочно |
Очень осторожен в выборе, боится за место |
Окружает себя способными работниками |
19.Продуктивность в отсутствии руководителя |
Не снижается |
Снижается |
Повышается |
20.Отношение к нововведению |
Поддерживает, относится консервативно (осторожно) |
Избегает |
Поддерживает |
Приложение 2
Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристики ситуаций |
Стили управления | |
Авторитарный |
Сопричастный | |
Личные качества |
Пессимистическое |
Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива. Творчество/инновации. |
Условия постановки задач |
Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков. |
Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков. |
Организационные условия |
Строгая организация,
формальные структуры, |
"Рыхлая" организация,
неформальные структуры, |
Условия окружающей среды |
Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей. |
Процветание Освобожденные ценности. |
Приложение 3
Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии эффективности |
Стили управления | |
Авторитарный |
Сопричастный | |
Эффективность достижения цели |
Обеспечение выживания в случае кризиса Снижение издержек в условиях дефицита времени. Большие затраты на квалифицированного менеджера Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. Частое отсутствие менеджера. |
Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников. Снижение убытков в отсутствие менеджера. Большие затраты на координацию. |
Эффективность выполнения заданий |
Быстрые решения. Решения, приближенные к оптимальным. Использование творческого потенциала только менеджера. |
Медленное решение. Решение с пониманием дела Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников. |
Четкое распределение ролей. Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников. |
Нечеткое распределение ролей. Независимость от менеджера Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников. | |
Гуманистические факторы |
Организационные требования к резерву. Недовольство эмансипированных сотрудников. Стихийность, потеря инициативы сотрудников. |
Более высокие требования к резерву менеджеров. Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников. |
Размещено на Allbest.ru
ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра истории и управления персоналом
ГРАФИК
Выполнения курсовой работы на тему
«_____________________________
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
Отметка о фактическом выполнении |
Примечание |
1 |
Работа с источниками информации | |||
1.1. |
Определение основных источников информации |
|||
1.2. |
Поиск информации в различных группах источников по утвержденной теме |
|||
………. |
||||
2 |
Подготовка текста |
|||
………. |
||||
3 |
Оформление результатов |
|||