Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:15, лекция
Изучаемые вопросы: Сущность и содержание понятия стиля в управлении. Классификация стилей управления. Элементы управления (поведенческие элементы). Понятие о стилях управления школой
Лекция 4 Стиль в системе управления организацией. (2 часа)
Изучаемые вопросы: Сущность и содержание понятия стиля в управлении. Классификация стилей управления. Элементы управления (поведенческие элементы). Понятие о стилях управления школой
Сущность и содержание понятия стиля в управлении.
В процессе исторического развития слово «стиль» значительно изменило свое содержание. В античные времена на навощенной доске писали с помощью стиля – заостренной палочки. В последствии понятия «стиль» было взято на вооружение литературой в значении «склад речи», «слог». По мере расширения области своего применения это понятие стало обозначать собственный и единичный отпечаток (или характер) форм деятельности на результатах труда (например, готика, ренессанс, лирический, эпический, драматический стили; стили письма, бега, плавания).
Понятия стиля как характерной особенности выражения подходит и для управленческой деятельности – система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов, «почерк» субъекта управления.
Общность всех разновидностей стиля, их единая сущностная основа позволяют использовать понятия «стиль управления» в рамках тех ограничений, которые заданы целями и объектом исследований. При анализе развития понятия стиля ограничиваться минимальным числом стилеобразующих факторов так же трудно, как и рассматривать стиль происходящим только от этих факторов.
Понятия «стиль управления» возникло вслед за выделением управленческого труда из деятельности предприятия. Но в отличие от менеджмента стиль управления не имеет самостоятельных этапов своего развития и прямой зависимости от развития науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятия стиля управления обозначается всякая форма, в которой менеджерами или предпринимателями выполняются задачи управления. Морально устаревшие стили в менеджменте, в отличие от других сфер деятельности, на практике весьма живучи. Авторитарный стиль из середины XIX века сохранился до сегодняшних дней, пройдя путь своего выживания и приспособления.
Новые управленческие формы наполняются содержанием работы реальных руководителей. Стиль аккумулирует все методы, которые используются на практике. Он отражает нарастающий итог освоение практики управления и новых требований. Наиболее живуч командно – приказной стиль, не требующий искусства управления, основанный на безусловном подчинении исполнителей. Эффект накопления и выживания стилей привел к тому, что каждая эпоха отражает в хозяйственной деятельности определенными преобладающими методами исполнения этой деятельности независимо от исполнителей. В этом случае выделяется только то основное, что специфично для конкретного исторического периода.
Из-за отсутствия развитого междисциплинарного анализа стиля существуют различные подходы к нему. Понятие стиля управления встречается в философии, педагогике, психологии, социологии. В теории менеджмента при определении стиля исследователи прямо или косвенно исходят из единства политики, идеологии, экономики, организации, культуры. Такое единство выступает предпосылкой системного подхода к стилю. Но оно предполагает также различные трактовки понятия стиля управления.
Сущность всех понятий стиля управления едина и выражается тем, что эта категория независимо от уровня и пространственно – временных границ ее использования (эпоха, организация, функция управления, личность) определяет форму отношений по реализации целей. В этой связи стиль управления имеет различные единицы измерения и ориентации. Независимо от эпохи и экономики существуют тесные взаимосвязи между различными понятиями хозяйственного стиля, стиля фирмы, стиля подразделения, стиля руководителя, стиля лидерства.
Лидерство – это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или группу. Лидерство можно рассматривать и как социально-психологическое явление. Лидер может влиять на людей без каких-либо официальных полномочий. Для эффективного управления подчиненными властных полномочий недостаточно. Руководитель должен обладать лидерским влиянием.
Руководство и лидерство, несмотря на различия, имеют общие черты (по Р.Л. Кричевскому):
руководитель и лидер исполняют роль координаторов (организаторов) членов социальной группы;
и руководитель, и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;
и руководитель, и лидер используют субординацию: руководитель -четко регламентированную, лидер – нерегламентированную.
Стиль руководства – понятие, используемое для определения способов, с помощью которых руководитель осуществляет свою лидерскую функцию.
Практически в любом коллективе (группе) выделяется лидер. Способности, знания лидера, как показывает психологические исследования, оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.
В науке известны, по крайней мере, три теории лидерства:
1) харизматическая теория;
2) теория черт;
3) синтетическая теория- объединение харизматической теории и теории черт.
Согласно харизматической теории человек рождается с задатками лидерства, ему как бы предписано руководить людьми.
Согласно теории черт личность сама может приобретать качества лидера. Сторонники этой теории считают, что можно воспитать истинного лидера, если выявлять лидерские качества личности, а затем организовать ее обучение и воспитание. Единого мнения о наборе качеств, которыми должен обладать эффективные лидеры, нет. Изучение личностных свойств лидеров дает противоречивые результаты. Например, выдвинутая психологами «концепция физических качеств», говорящая о том, что лидер должен иметь физические преимущества – высокий рост, силу, большую массу не подтвердились. Или, например, «концепция интеллигентности» предполагает, что лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями личности. Наличие этих способностей предсказывает управленческий успех. К таким личностным качествам относятся: интеллигентность в вербальном и символическом плане, инициативность, уверенность в себе (благоприятная самооценка), привязанность к сотрудникам, мужественность (у мужчин) и женственность ( у женщин), зрелость, мотивационные способности.
Однако известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий интеллект и любознательность, ответственность и надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества – не становится лидером. Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера – ситуационный и поведенческий.
Согласно ситуационной теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей. В исследованиях психолога Б.Д. Парыгина выделены три типа лидеров:
1) в зависимости от характера деятельности - универсальный лидер, ситуативный лидер;
2) в зависимости от содержания деятельности – лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер;
3) в зависимости от стиля руководства- авторитарный лидер, демократичный лидер.
В соответствии c масштабностью решаемых задач выделяются следующие типы лидерства:
1) бытовой (лидеры в семьях, школьных, студенческих группах, досуговых объединений);
2) социальный (лидер производственных коллективов, профсоюзных объединений, общественно-спортивных, творческих и т.п.);
3) политический (лидеры партий, государственные и общественные деятели).
Между типами лидерства существует взаимосвязь: бытовые становятся социальными, а затем и политическими лидерами.
Поведенческий подход в теории черт направлен на исследование поведения лидера (руководителя, менеджера). Механизмы воздействия лидеров на массы зависят от свойств подчиненных группы. В соответствии с этими свойствами лидер определяет, как он будет воздействовать на людей. От него зависит объективный умелый анализ реальной действительности. На основе проведенного анализа лидер (руководитель, менеджер) делает выводы, затем формирует линию поведения, разрабатывает программу действий и принимает решения.
Психологи на основе исследований и анализа их результатов выделили качества и соответствующие им стили поведения, присущие сильным и слабым руководителям. Психологи В.Я. Квитко и Л.Б.Полингер (Молдова) считают, что лица с высокой общей способностью к управленческой деятельности в своем поведении пластичны и свободны, лучше ладят с людьми, реалистичны в суждениях, эмоционально стабильны, обладают высоким творческим потенциалом.
Ч. Маргеристон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) в процессе исследований провели опрос руководителей компаний различных отраслей. Их интересовали факторы, влияющие на развитие карьеры преуспевающих руководителей, а также степень важности знаний и видов деятельности, способствующих успешному достижению поставленных целей, и другие вопросы. Ученые сделали вывод о том, что опрошенные респонденты сделали упор на умение работать с людьми, сочетающееся с готовностью к риску и гибким поведением. По их мнению, без высокой коммуникабельности, умения управлять людьми и делегировать свои полномочия трудно ждать успеха, Это наиболее существенные аспекты деятельности руководителя.
Наряду с качествами и стилем поведения сильных руководителей психологи выделяют характерные признаки по качествам и стилю слабых руководителей. Так, П. Диксон, Р.Разаускас считают, что слабые и некомпетентные руководители отличаются некоторыми характерными особенностями своего поведения. Основой «поведенческого подхода» в теории черт является понятие стиля руководства.
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения к достижению целей организации.
Стиль руководства определяется:
степенью делегирования руководителем своих полномочий (распределением полномочий между руководителем и подчиненными);
степенью участия подчиненных;
уровнем информированности подчиненных;
типами власти, т.е. возможности влиять на других людей, которые использует руководитель.
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившийся ситуации и др.
Стиль представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой – либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т. п.
Стиль работы руководителя – это относительно устойчивая, обладающая внутренним единством совокупность применяемых руководителем правил и приемов личной работы, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства.
Стиль работы руководителя представляет собой именно тот фактор, от которого во многом зависит общая эффективность деятельности организации.
В этой связи стиль, как наиболее общая характеристика деятельности конкретного руководителя, выражает характер, особенности воздействия руководителя на коллектив с целью его мобилизации для решения производственных, служебных задач. Понятие стиля руководства охватывает широкий спектр действий руководителя. Эти действия в решающей мере определяют способностью последнего рационально организовывать свой труд и оказывать стимулирующее воздействие на коллектив, что проявляется в формировании конкретных отношений “руководитель – коллектив” при планировании и проведении организаторской работы.
Стиль руководства – это устойчивая совокупность наиболее характерных для руководителя методов управления, конкретных принципов, приемов и норм работы, характеризующая его подход к руководству коллективом, а также линию его поведения в возникающих при этом ситуациях и используемых в данной системе.
В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность; ценностные ориентации (степень ориентации на интересы общества и своего коллектива в целом, отношение к труду и прочее); моральные и волевые качества, способность воздействовать, влиять на коллектив в нужном направлении, использовать продуктивные методы и т. д.
В настоящее время существует ряд теорий об основах формирования управленческих стилей, стили управления складываются в конкретных условиях и обстоятельствах. В связи, с этим можно выделить «одномерные» (обусловленные одним каким-то фактором) и «многомерные»(учитывающие два и более обстоятельств) при построении взаимоотношений «руководитель – подчиненный», стили управления.
Классификация стилей управления.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический стили. В соответствии с самой распространенной в управленческой науке классификацией выделяют следующие стили управления:
авторитарный (автократический, директивный);
демократический (коллегиальный);
либеральный (либерально – анархический, попустительский, нейтральный, разрешительный).
Авторитарный стиль руководства характеризуется централизацией и концентрации власти в руках одного руководителя. Он единолично решает все вопросы, определяет деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные исполняют только то, что им приказано; при этом необходимая для них информация сводится к минимуму. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Руководитель – автократ использует власть, основанную на принуждении, либо традиционную власть. Авторитарный стиль руководства целесообразен и оправдан: