Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 04:15, лекция
Изучаемые вопросы: Сущность и содержание понятия стиля в управлении. Классификация стилей управления. Элементы управления (поведенческие элементы). Понятие о стилях управления школой
6. Критический анализ – совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Речь идет прежде всего о выявлении альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе руководитель-подчиненный.
а) Я избегаю обратной связи.
б) При получении положительных результатов я поощряю подчиненных, но избегаю отрицательной связи.
в) Я даю неформальные или косвенные оценки информации в отношении совершенствования работы, поступающей через контур обратной связи.
г) Я привлекаю внимание подчиненных к недостаткам или неспособности справиться с тем или иным заданием.
д) Я реагирую на результаты деятельности подчиненных и рассчитываю на то, что они будут реагировать на мои замечания.
е) Я поощряю двустороннюю обратную связь в интересах повышения эффективности функциональной деятельности.
Рассмотренные шесть типов управления (А,Б,В,Г,Д,Е), которые представлены нами в виде высказываний, вытекают из определенных посылок, связанных с представлениями о путях решения производственных и личностных задач. Как видно, все поведенческие действия руководителя ''укладываются'' в некую систему допущений. Однако, какими бы ни были эти допущения, они становятся частью мировоззрения руководителя управляют его поведением. Эти допущения – предмет теория личного управления.
Без допущений и представлений поведение руководителя становится произвольным, лишенным цели в нем трудно найти рациональный смысл, его трудно прогнозировать.
Следует иметь в виду, что для эффективного управления необходим весьма ограниченный круг допущений. Для руководителя важно принять систему собственных допущений. Понимая свои представления и допущения о содержании управления, мы можем уяснить себе характер влияния нашего поведения на усилия подчиненных и коллег по работе. Осознав глубину и характер собственных допущений, мы можем подвергнуть их анализу и выделить положительные и отрицательные последствия наших поступков. ГРИД помогает руководителю понять совокупность допущений, которыми они пользуются в управленческой деятельности.
В теории управления, как отмечалось выше, предлагаются к рассмотрению и другие, реально присутствующие на практике стили управленческой деятельности. Знание их особенностей оберегает руководителя от повторения ошибок и помогает сформировать собственный индивидуальный и ведущий к успеху стиль работы.
Понятие о стилях управления школой
Стиль управления школой - это совокупность наиболее характерных методов и приемов воздействия на отдельных работников и коллектив в целом. Стиль управления директора школы определяет манеру его общения с учителями, учащимися и их родителями, индивидуальный подход к ним в различных педагогических и жизненных ситуациях. Эта манера характеризуется определенной степенью тактичности, особыми способами воздействия на чувства, мысли и поведение тех лиц, с которыми директор общается. Стиль - это и определенные отличительные черты подхода руководителя школы к выполняемому делу.
Стиль складывается и формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. К первым относятся: условия работы школы, уровень организованности и работоспособности коллектива, специфика решаемых задач; ко вторым - особенности личности руководителя, степень его педагогической и управленческой компетентности.
В теории управления и социальной психологии известны три основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Руководитель, которому свойствен авторитарный стиль управления, считает себя компетентным во всех делах, решения принимает единоличное в воздействии на коллектив применяет, как правило, методы администрирования.
При либеральном стиле директор самоустраняется от управленческой деятельности, перекладывая все дела и ответственность на заместителей и школьный коллектив. Он не в состоянии проявить принципиальность, требовательность и осуществить необходимый контроль за выполнением принятых решений. При таком стиле управления в школе ощущается отсутствие единоначальника в лице директора.
У директора с демократическим стилем управления проявляется умение четко распределять обязанности, организовать работу коллектива учителей по совершенствованию процесса обучения и воспитания учащихся, всегда работать плавно и ритмично, принимать основные решения при участии коллектива.
При такой организации работы все будут выполнять свои задачи, и у директора не будет надобности вторгаться в область деятельности работников школы и подменять их. Это позволит директору рационально использовать свое время на управленческие дела, сосредоточить внимание на изучение и решение действительно главных вопросов работы школы.
"Стиль - это конкретность, деловитость, последовательность, единство слова и дела, выбор наиболее эффективных методов и средств, тщательный учет мнений людей, умелое координирование действий всех общественных сил".
Вопросы совершенствования стиля и методов управления школой разрабатываются многими учеными (управленцами) и педагогами-практиками.
В управлении школой на современном этапе применяются три
группы методов: психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-психологические.
Данный подход к классификации методов управления основывается на установке, что первый долг администратора - остерегаться увлечения командованием. Особенно это важно в управленческой деятельности директора школы.
ЛИТЕРАТУРА
1) Внутришкольное управление./Под ред.Шамовой Т.И.- М.,1991.
2) Скалкова А.Я.и коллектив.- М.,1989.
3) Управление современной школой. /Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992.
4) Шакуров Р.X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив.- М., 1990.