Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:22, реферат
Цель: рассмотреть существующие классификации стилей руководства организацией.
Введение
Понятие и сущность лидерства
Классическая теория стилей руководства
Управленческая решетка Дж. Моутон и Р. Блейка
Ситуационные теории стилей руководства Херси и Бданшара
Заключение
Список литературы
Одна из наиболее известных моделей лидерского поведения — «управленческая решетка» Дж. Моутон и Р. Блейка, исследующая эффективность руководства по двум критериям. Управленческая решетка — наиболее популярный подход к изучению стилей лидерства, удачно комбинирующий другие исследования в этой области. Она дает руководителям возможность оценить свою позицию и попытаться осуществить движение в сторону усовершенствования стиля руководства. Модель позволяет определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, выявить пригодность претендентов.
Как показано на рисунке 1, вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9.
1,9 |
9,9 | |||||||
5,5 |
||||||||
1,1 |
9,1 |
Рис.1
Ориентация на
людей
Ориентация на задачу
Авторы описывают следующие позиции решетки:
1,1 — «Обедненный менеджмент», «отдых на работе»: руководитель достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Такое поведение поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя и, кроме того, расширяет диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Такого управляющего можно назвать «хранителем портфеля», но не лидером. Данное положение не может долго сохраняться, рано или поздно серьезные трудности заставят пересмотреть стиль руководства либо сменить самого руководителя. Руководителя, ведущего себя подобным образом, называют «пессимист».
9,1— авторитарное руководство: руководитель во главу угла ставит заботу о производстве и практически не осуществляет социальной деятельности, так как считает, что она является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Руководитель полагает, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительный момент такого управления — высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект руководителя. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины. Такого руководителя называют «диктатор».
1,9 — ««Менеджмент загородного клуба», социальное руководство: руководитель уделяет особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Он считает, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров и количество прогулов крайне незначительны, а уровень удовлетворения трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых, непродуманных решений, от чего страдает производство. Руководитель, использующий такой стиль, был назван «либерал».
5,5 — «менеджмент на перекрестке дорог», производственно-социальное управление: руководитель умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — основа для эффективного управления. Предполагается, что решения принимаются руководителем, но обязательно обсуждаются с подчиненными. Положительные черты руководителей такого типа — заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды, однако они не распространяются на сам стиль управления, что не способствует развитию всего производства. Руководителя, использующего этот стиль, называют «манипулятор».
9,9 — «командный менеджмент», или руководство «лицом к лицу»: руководитель одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству, но в отличие от «менеджмента на перекрестке дорог» данный тип управленца не останавливается на полпути и не склонен к компромиссу. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества продукции и услуг он считает активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства. Такой руководитель —«организатор».
Согласно ситуационным теориям лидерства появление лидера вызывается временем, местом и обстоятельствами. Так, Г. Персон высказал следующие предположения:
При определении эффективного стиля лидерства в ситуационных теориях рассматриваются следующие факторы: характер поставленной задачи, личностный фактор, структура группы и сложившаяся в ней модель общения, социальный статус индивида и др.
В качестве примера разберем одну
из современных моделей
Термин «зрелость», как его определяли Херси и Бланшар, является способностью и желанием людей брать ответственность для управления своим собственным поведением. Он имеет два компонента: рабочая зрелость и психологическая зрелость. Первая включает знания и навыки.
Индивидуумы с высокой рабочей зрелостью имеют знания, способности и опыт для выполнения рабочих заданий без управления со стороны других. Психологическая зрелость имеет отношение к желанию или мотивации делать что- либо. Индивидуумы с высокой психологической зрелостью не слишком нуждаются во внешнем поощрении; они уже внутренне мотивированны.
Ситуационное руководство
Особенностью данной модели является рассмотрение зависимости стиля руководства от характеристик подчиненных и поиск наиболее оптимального соответствия между ними. Согласно этой модели выбор стиля руководства должен определяться уровнем рабочей зрелости подчиненных.
Рабочая зрелость подчиненных, в свою очередь, определяется комбинацией двух свойств: способности и готовности принять ответственность за свое собственное поведение. В результате было получено четыре разные комбинации свойств, или характеристик, работников, отражающих четыре стадии зрелости.
Для каждой комбинации свойств работников соответствует один наиболее эффективный, по мнению авторов, стиль руководства:
Анализ представленных стилей руководства показывает, что
стиль «Указание» фактически является авторитарным стилем руководства, стилем, при котором вся ответственность берется руководителем. Он самостоятельно выполняет все функции управления (планирование, организация, контроль, координация, мотивирование), не привлекая подчиненных.
Стиль «Тренировка» также является авторитарным стилем. Но в данном случае изменяется установка руководителя по отношению к подчиненным. Руководитель делает все, что от него зависит, для того чтобы обучить подчиненных, поднять их уровень развития. Он готов предоставлять самостоятельность подчиненным, когда они готовы взять на себя ответственность. Для этого нужны чуткость, наблюдательность руководителя, умение менять форму контроля с постоянного, жесткого на регулярный и более отстраненный контроль.
Стиль «Соучастие» дает возможность поднять уровень мотивации у подчиненных, у которых есть необходимая квалификации, но есть страх или нежелание брать на себя ответственность. Здесь также важна определенная установка руководителя на воспитание подчиненных, на формирование их личностной зрелости. Привлечение к решению различных проблем стимулирует такое развитие подчиненных. Постепенно они начинают проявлять все больше самостоятельности, заинтересованности в делах компании и соответственно инициативности. Данный стиль можно рассматривать как вариант демократического стиля руководства.
Наконец, стиль «Делегирование» предполагает отношение к подчиненным как к равным, как к достаточно зрелым, ответственным и квалифицированным работникам для того, чтобы многие проблемы, вопросы решать без обращения к руководителю. Контроль с внешнего переходит в большей степени на внутренний со стороны самих работников. Модель Херси и Бланшара рассматривается как модель жизненного цикла.