Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа
Данная дипломная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.
Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы в СПК «Нарутовичи».
Введение
Глава I «Теоретические основы совершенствования стилей руководства
Классификация стилей руководства
Формирование индивидуального стиля
Концепции ситуационного менеджмента
Авторитет руководителя
Глава II «»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Негосударственное образовательное учреждение
Учебный центр «ЭВЕРЕСТ»
Специальность
«Менеджер по персоналу»
Курсовая работа
По предмету «Управление персоналом»
на тему:
«Стили руководства»
Выполнил: студент группы 60/8
Сергеева Ольга Александровна
Проверил: Козлова Юлия Сергеевна
Челябинск 2012
Оглавление
Введение
Глава I «Теоретические основы совершенствования стилей руководства
Глава II «»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Данная
дипломная работа посвящена анализу
повседневной деятельности руководителя.
В ней рассматриваются основные
приемы и методы работы менеджера.
Работа имеет особую актуальность в данный
момент, так как сейчас особое внимание
стало уделяться вопросам наиболее эффективного
взаимодействия руководителя с подчиненными.
Основной целью исследования является
анализ классификаций стилей руководства,
которые применяют в своей практике руководители
и выбор наиболее оптимального варианта
сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие
задачи:
1. Рассмотреть,
что представляет собой
2. Какими качествами должен быть наделен
руководитель для эффективного руководства.
3. Рассмотреть различные классификации
и модели стилей руководства.
4. Сделать выводы по формированию эффективного
стиля руководства.
5. Проанализировать и предложить пути
совершенствования.
6. Сделать выводы по работе.
Стиль руководства является одним из основных
понятий в управленческой психологии.
Под ним подразумевается способ или система
способов, с помощью которых руководитель
воздействует на своих подчинённых с целью
успешного выполнения своих функций и
успешной работы организации. На стиль
руководства влияет множество факторов.
В первую очередь – это личность самого
руководителя, особенности его характера.
Кроме того, стиль руководства зависит
от специфики
сферы деятельности, особенностей руководимого
коллектива, окружающей производственной среды.
В связи с этим стили руководства изучаются
с разных подходов:
· Подход
с позиции личных качеств человека
· Поведенчес
· Ситуационн
В современных условиях рыночной экономики,
в условиях высокой конкуренции между
производителями и спросом на качественную
продукцию изменились и функции руководителей.
Так, к ним предъявляется ряд требований,
к которым относятся обеспечение высокой
производительности, контроль над качественным
исполнением работниками своих обязанностей
и др. В связи с этим возникает необходимость
совершенствовать стили руководства,
применяя которые можно было бы соответствовать
предъявляемым требованиям. Этим объясняется
актуальность работы. Целью данной работы
является рассмотрение особенностей разных
стилей руководства и путей его совершенствования.
Для реализации этой цели необходимо решить
следующие задачи:
· Охарактери
· Рассмотрет
· Выявить
особенности проявления стилей руководства у различных
личностей
· Предложить
пути совершенствования стилей руководства
Поставленные
задачи легли в основу построения
структуры работы: она состоит
из введения, двух частей: теоретической
и практической, и заключения, где
даются выводы и предложения.
Предметом исследования являются стили
управления, объектом – особенности различных
стилей руководства.
Целью данной дипломной работы является
изучение и анализ стилей руководства
организации.
Предметом работы является процесс формирования
стиля руководства фирмы на примере ОАО
«Международный Аэропорт Шереметьево».
В процессе
исследования предполагалось поэтапно,
с привлечением научного, методического
и практического материала
- анализ
и обобщение положения формирования стратегии
развития фирмы в сфере внешней среды
маркетинга;
- выявление
и исследование проблем развития стратегии
фирмы в сфере внешней среды маркетинга;
- рассмотрение
на конкретном примере процесса формирования
стратегии развития фирмы в сфере внешней
среды маркетинга.
Учитывая важность управления персоналом,
представляется необходимым уточнить,
какие цели преследует управленческая
деятельность такого рода. В современной
литературе, как правило, выделяют две
группы целей менеджмента персонала: организационные
и личные. Организационные цели традиционно
стоят в центре управления персоналом,
да и управления в целом. Обычно их связывают
с обеспечением эффективности предприятия.
И с этой точки зрения управление персоналом
есть деятельность по использованию сотрудников
для достижения эффективности организации.
Глава I «Теоретические основы совершенствования стилей руководства»
Чтобы получить общее представление
о стилях руководства, рассмотрим два
принципиально разных стиля: один условно
назовем традиционным,
"консервативным", а другой стиль
- "современным".
Бывают случаи, когда по отношению
к некоторым людям и в
Если подчиненный не делает ничего,
что заслуживало бы похвалы, то он
не исправится, пока ему ясно не укажут
на его ошибки и пути их устранения.
Но, конечно, при первом же признаке
улучшения его следует
Даже самый прогрессивный
В теории и практике управленческой деятельности сложилось несколько подходов к классификации двух стилей руководства.
Исходя из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и бюрократический стили руководства.
Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива.
Формирование делового стиля руководства основано на максимальном использовании деловых качеств руководителя. Главными для выработки делового стиля являются следующие качества:
. способность ориентироваться на основную цель деятельности коллектива.;
. умение выбирать кратчайший путь к достижению цели.;
. самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу.;
. критицизм практического
. оперативность решений и
. способность к гибкой
. предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;
. ориентация на компетентность подчиненных;
. умение оценивать результаты деятельности на любой стадии с позиции интересов дела;
. личная организованность и собранность.
Бюрократическая система управления
характеризуется господством
(то есть самой бюрократической структуры)
над содержанием (задачами управления
производством). Бюрократический стиль
руководства заключается в том, что усилия
руководителя затрачиваются на второстепенные
дела, хотя внешне все выглядит в рамках
формально правильных действий. В результате
существо дела приносится в жертву форме.
Бюрократический стиль руководства проявляется тогда, когда имеют место:
. слепая вера в рациональность
однажды сложившихся
. установка "флюгера", то есть представление, что абсолютным критерием важности является мнение вышестоящего начальства;
. удаленность внутренних
. оторванность от масс. Бюрократ
стоит над массами и занимает,
следовательно,
. отсутствие контроля снизу, не подотчетность работников аппарата трудовым коллективам;
. "непогрешимость" руководящих работников. Решения бюрократа, на его взгляд, единственны и неоспоримы;
. стремление переложить
. волокита, отписки;
. бумажный стиль работы - "бумажный фетишизм";
. волюнтаризм, субъективное, необоснованное управление;
В реальной практике руководства несколько
основных стилей руководства.
Основные из них определяют как авторитарный
(или автократический), демократический
и либеральный.
В жизни трудно встретить представителей
этих стилей в "чистом виде".
Слишком сложна натура человека, чтобы
его можно было подогнать под определенную
мерку.
Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Но у автократа есть и привлекательные черты. Люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны и толковы, решительно преодолевают трудности.
Демократический (коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой, членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Демократ не избегает ответственности за собственные решения или ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формулирует четко и убедительно.
Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, а с другой стороны, даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов менеджеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
2. Формирования индивидуального стиля
Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства. Оптимальным может быть лишь динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуаций и объектов руководства. В частности, правильна мысль "... умение руководить - это умение менять стиль руководства". В самом деле, ни один из стилей руководства не должен накрепко "приклеиваться" к руководителю. Стиль должен быть динамичным.
Начальник, руководящий всегда только авторитарным стилем, будет иметь несомненный успех, пока обстановка остается острой.
В спокойной, деловой обстановке высококвалифицированные,
думающие, инициативные подчиненные
будут воспринимать начальника-автократа
как человека невысокой культуры,
грубого и недостаточно умного. В
спокойной обстановке среди интеллигентных
подчиненных авторитарному
Руководитель, пользующийся исключительно демократическим стилем руководства, добивается самых высоких результатов в спокойной обстановке и при инициативных, думающих, высококвалифицированных подчиненных, заинтересованных в общем деле.
В напряженной же, острой обстановке такого руководителя посчитают человеком нерешительным, робким, несобранным, не умеющим руководить, теряющимся.